Нализ фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Оглавление

1. Введение
Анализ использования фонда оплаты труда на предприятии
Задачи и источники информации анализа расходов на оплату труда
Основные этапы анализа
Анализ экономии (перерасхода) фонда оплаты труда
Анализ влияния факторов на абсолютное отклонение фонда оплаты труда
Анализ влияния факторов на относительное отклонение фонда оплаты труда
Сопоставление темпов роста производительности труда и средней заработной платы
Анализ состава и структуры фонда оплаты труда
3. Анализ фонда заработной платы
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Analijz_fonda_zarabotnoii_platir.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

 

 

2.3.1. Анализ влияния факторов на абсолютное отклонение

фонда оплаты труда

 

На величину абсолютного  отклонения оказывают влияние два  фактора:

- изменение среднесписочного  числа работников

- изменение среднегодовой зарплаты на одного среднесписочного работника.

 

Пользуясь данными таблицы 2 определим влияния этих факторов на сумму абсолютного отклонения (перерасхода) от планового фонда.

Изменение среднесписочного числа работников. Для определения его влияния на фонд оплаты труда выявленное отклонение от плановой численности работников умножается на среднегодовую плановую   заработную плату среднесписочного числа работников.

Среднегодовая зарплата одного работника по плану составляет 3918 рублей, а фактическая – 3972 рубля.

Среднесписочное число  работников уменьшилась по сравнению  с планом на 2 человека, в результате чего фонд оплаты уменьшился на 8,0 тыс. руб. (2·3918). Или абсолютная экономия составляет 8,0 тыс. руб.

Изменение среднегодовой  зарплаты. По действующей методике для определения влияния изменения среднегодовой заработной платы на фонд оплаты труда сумму отклонения от предусмотренной планом среднегодовой зарплаты одного работника умножают на фактическое в отчетном периоде среднесписочное число работников.

На анализируемом предприятии  среднегодовая заработная плата  одного работника в отчетном периоде  увеличилась по сравнению с планом на 54 рубля (3972-3918). В результате этого  фонд оплаты увеличился на 11 тыс. руб. (54·206) или абсолютная сумма перерасхода составляет 11 тыс. руб.

Таким образом, из рассматриваемых  факторов на фонд оплаты труда один (изменение среднесписочного числа  работников) оказал отрицательное, а  второй (изменение среднегодовой  зарплаты) – положительное влияние.

В результате совокупного влияния этих факторов сумма абсолютного отклонения фонда оплаты труда составила 3 тыс. руб. (-8+11) - перерасход.

На следующем этапе  анализа необходимо выявить конкретные причины, оказавшие влияние на возникновение  перерасхода фонда оплаты.

 

 

2.3.2. Анализ влияния факторов на относительное отклонение фонда оплаты труда

 

В отличии от абсолютного  отклонения на относительное отклонение фонда оплаты труда оказывают  влияние три фактора:

изменение среднесписочного числа работников;

изменение среднегодовой  зарплаты;

процент выполнения плана  по объему производства продукции.

Относительное отклонение фонда оплаты труда составит:

Ф отн. = 815,0·101,7:100-818= 828,8-818,0= 10,8 тыс.руб. (экономия).

Изменение среднесписочного числа работников. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. В результате изменение среднесписочной численности числа работников по сравнению с планом на 2 человека использование заработной платы уменьшилось на 8,0 тыс. руб. (2·3918).

Изменение среднегодовой  заработной платы. Методика определения влияния этого фактора на относительное отклонение также идентично методике определения его влияния на абсолютное отклонение. По нашим расчетам под влиянием увеличения среднегодовой заработной платы на 54,0 руб. (3972-39018) фонд оплаты увеличился на 11,0 тыс. руб. (54,0·206).

Процент  выполнения плана по объему производства продукции. Для определения степени влияния этого фактора на относительное отклонение фонда оплаты труда умножается на процент перевыполнение плана объема товарной продукции и полученный результат делится на 100. (815·101,7·100)=828,8тыс.руб.,следовательно в результате влияния этого фактора было сэкономлено фонда зарплаты 10,8 тыс. руб.(828,8-818).

Совокупное влияние  всех трех факторов на относительное  отклонение фонда оплаты труда составляет: (-8)+(+11)+(-10,8)=-7,8 тыс. руб. (экономия).

 

Из расчетов видно, что  относительное отклонение фонда  в большей мере зависит от степени  выполнения плана.

 

Чтобы оценить эффективность  работы промышленного предприятия, наряду с другими экономическими (оценочными) показателями важно определить соотношение темпов прироста производительности труда и средней заработной платы. В планах предусматриваются опережающие темпы роста, то есть темпы прироста объема среднегодовой выработки на одного работающего должны быть выше, чем темпы прироста средней зарплаты. Такой плановый показатель способствует росту эффективности использования заработной платы и, следовательно, снижению уровня издержек обращения и повышению стабильности их работы.

 

 

2.4. Сопоставление темпов роста производительности труда и

средней заработной платы

 

Оценка темпов роста  производительности труда с ростом средней заработной платы производится в процентах путем их сопоставления. Полученные результаты (отклонения) характеризуют величину опережения или отставания.

 

При анализе определяют и сопоставляют:

Планируемые темпы роста  производительности и средней зарплаты  к предыдущему году.

Фактические темпы роста производительности  и средней заработной платы по отношению к предыдущему году.

Фактические темпы роста  с планом.

 

Из таблицы 3 видно, что  предприятие необоснованно запланировало  отставание темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы на 0,26% (100,75-101,01).

 

По сравнению с предыдущим годом и планом отчетного года имеет место опережение темпов роста  производительности труда над темпами роста средней зарплаты на 01,07 (103,46-102,39) и на 1,32 (102,69-101,37) соответственно.

 

Прирост среднего заработка  на один процент прироста производительности труда равен:

по отношению к предыдущему  году 0,69% (2,39:3,46)

по отношению к плану 0,51% (1,37:2,69).

 

 

Соотношение темпов прироста производительности

труда и средней заработной платы.

 

 

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ

Фактически за пред. год

Отчетный период

План отчетного периода, % к пред. году

Фактически в отчетном периоде, %

план

фактически

К предыдущему году

К плану

Среднегодовая выработка  на одного работающего, руб.

8999

9067

9311

100,75

103,46

102,69

Средняя заработная плата  одного работающего, руб.

3879

3918

3972

101,01

102,39

101,37


 

 

 

 

2.5. Анализ состава и структуры фонда оплаты труда

 

Фонд заработной платы и выплат социального характера расходуются  по смете. Смета позволяет контролировать расход контролировать расход фонда по его направлениям и не производить выплаты незаработанных средств.

 

Анализ фонда оплаты труда в  этих условиях хозяйствования может  сводиться к сравнению, сколько  средств заработано по направлениям расходования, предусмотренным в смете, и какие суммы фактически выплачены.

 

Также можно анализировать структуру  заработной платы на одного работающего  различных категорий работников и подразделений.

 

Экономия по фонду  заработной платы исходя из установленного норматива остается в распоряжении предприятия и может использоваться для установления надбавок к заработной плате за высокую квалификацию и  достижения в работе. Это повышает значение анализа заработной платы с точки зрения использования ее результатов для того, чтобы фактически добиться экономии по фонду.

 

Персональная ответственность  за правильность выплат из фонда оплаты труда возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.

 

Смета составляется ежеквартально, утверждается руководителем предприятия о согласованию с профсоюзным комитетом (комиссией по социальным вопросам).

 

Для определения месячного  размера необходимого тарифного  определяется среднесписочная численность  работающих, устанавливается их месячный тарифный фонд. Для рабочих-повременщиков он составляет 25 556 рублей или 34 процента  от общей суммы сметы.

 

Месячный фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяется на основании  штатного расписания и составляет 12 778 рулей или 17 процентов от  общей суммы по смете.

 

Среднемесячная сумма  заработной платы по сдельным расценкам  составляет 18 процентов или 13 530 рублей.

 

Размер средств на текущее премирование определяется исходя из установленного процента премирования для различных категорий работающих и составляет 10 523 рублей или  14 процентов от общей суммы.

 

Сумма средств на ежегодные  и дополнительные отпуска работающим определяется как заработная плата  в расчете на месяц. За месяц эта  сумма составляет 1/12 расчетной суммы. Доплаты, надбавки за работу в ночное время, выходные и праздничные дни определяются на основании отчетных данных за прошлые месяцы и составляют в среднем 2 255 рублей или 3 процента от общей суммы средств.

При составлении сметы  и определения необходимых размеров средств учитываются принятые на предприятии формы оплаты труда, действующие тарифные ставки и оклады, разряды рабочих, должностные оклады.

Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих устанавливаются  на основании утвержденного контракта на один год  (индивидуально заключенного с каждым специалистом).

 

Предприятие со среднесписочной  численностью 206 человек установило для себя месячную потребность фонда  заработной платы и выплат социального  характера в сумме 75 164 рублей. На предприятии наблюдается стабильный объем работ по разработке и изготовлению опытных образцов по утвержденной тематике, поэтому резких изменений в численности персонала и структуре заработной плате не наблюдается.

 

Анализируя исполнение сметы за 3 квартал, можно сказать, что в основном фактический расход фонда проводился в пределах сметы, перерасход по направлениям расхода не допускался, исключая расходы на дополнительные отпуска работающим (по смете на квартал они составили 15 785 рублей, а фактически – 16 493 рубля) и расходы аппарата управления ( по смете – 38 335 рублей, фактически – 40 387 рублей). Это связано с летним временем года, когда большая часть работающих стремится попасть в отпуск именно в этот период.

 

По предоставленной  структуре среднемесячной заработной платы на одного работающего можно сделать вывод, что на долю сдельного фонда приходится недостаточные выплаты. На предприятии он составляет всего 17,5 процентов.

 

Система оплаты труда  на предприятии  сдельно- и повременно-премиальная, но процент премий низок – 13,3 процента. Премия выплачивается только рабочим-сдельщикам. Этот рычаг стимулирования труда используется на предприятии недостаточно.

 

Наиболее высокооплачиваемой категорией на предприятии являются работники аппарата управления и отдела капитального строительства. Также достаточно высок уровень заработной платы рабочих-сдельщиков.

Заработная плата руководителя (по контракту) состоит исходя из средней  заработной платы по предприятию  умноженную на коэффициент 6. 

 

Совершенствование структуры оплаты труда должно быть направлено на повышение уровня фонда по сдельным расценкам.        

 

3. АНАЛИЗ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

 

Анализ использования  трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.

В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (оплаты труда), выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.

Фонд заработной платы по действующей  инструкции органов статистики включает в себя не только фонд оплаты труда, относимый к текущим издержкам предприятия, но и выплаты за счёт средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Сведения об использовании средств, направляемых на потребление, представлены в таблице 12.

 

Таблица 12 - Анализ использования средств, направляемых на потребление

 

 

Вид оплаты

Сумма, тыс. руб.

1999

2000

2001

отклонение от плана

план

факт

1. Фонд оплаты труда

7463

9119

11856

11739

-117

1.1.По сдельным расценкам

2988

3658

4878

4770

-108

1.2.Тарифным ставкам и окладам

2033

2340

3040

3060

+20

1.3.Премии за производственные  результаты

1450

1939

2520

2490

-30

1.4.Доплата за профессиональное  мастерство

174

254

325

318

-7

1.5.Доплата за руководство бригадой

20

21

30

30

-

1.6.Доплата за вредные условия  труда

299

320

423

413

-10

1.7.Доплата за сверхурочные часы

5

7

-

16

+16

1.8.Оплата ежегодных и дополнительных  отпусков

484

566

630

622

-8

1.9.Доплата до среднего уровня

4

6

-

10

+10

1.10.Оплата труда совместителей

6

8

10

10

-

2. Выплаты за счёт чистой прибыли

66

86

134

132

+2

2.1.Материальная помощь

60

80

126

124

-2

2.2.Выплата дивидендов

6

6

8

8

-

3. Выплаты социального характера

124

191

229

225

-4

3.1.Пособия по временной нетрудоспособности

81

121

147

145

-2

3.2.Стоимость профсоюзных путёвок

43

70

82

80

-2

Итого средств, направленных на потребление

7653

9396

12219

12096

-123

Доля в общей сумме, %

фонда оплаты труда

 

97,5

 

97,1

 

97,0

 

97,0

 

-

выплат из чистой прибыли

0,9

0,9

1,1

1,1

-

выплат за счёт фонда социальной защиты

1,6

2,0

1,9

1,9

-

Информация о работе Нализ фонда заработной платы