Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 22:14, реферат

Краткое описание

В процессе финансово-хозяйственной деятельности в предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

Оглавление

Глава 1. Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………….3.
Список используемой литературы……………………………………………12.

Файлы: 1 файл

Аудит 2 тема.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

    Министерство  науки и образования Российской Федерации

    МОУ ВПО «Институт права и экономики»

    Кафедра математических, экономических и  естественнонаучных дисциплин. 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа

    по  «Аудиту».

    тема  «Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками». 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    Студентка экономического

    факультета  группы НЗС 9-1.

    Копылова  М.А.

    Проверила:

    ______________________ 
 
 

    Липецк 2011

    Содержание. 

Глава 1. Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………….3.

Список  используемой литературы……………………………………………12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками. 

   В процессе финансово-хозяйственной  деятельности в предприятия постоянно  возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

   В условиях формирования рыночных отношений  и разнообразия форм собственности  возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового контроля, то есть аудита.

   Аудит является независимой экспертизой  финансовой отчетности коммерческих предприятий  уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности  для государственных налоговых органов и владельцев. Другими словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и экономическим службам предприятия относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также дает возможность дать оценку имущества во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности [5, 380c.].

   Аудит, кроме того, охватывает такие основные вопросы: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.

   Предметом аудита является процесс расширенного воссоздания общественное необходимого продукта, достоверность отображения  его в системе бухгалтерского учета и отчетности, а также  исследование эффективности деловой  активности с соблюдением действующего законодательства.

   Цель  аудита - содействие эффективности  работы, рациональному использованию  материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской  деятельности для получения максимальной прибыли.

   Задачами  аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются установить[5, 382c.] :

  • законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;
  • правильность оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  • своевременность погашения задолженности;
  • целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.

   Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности покупателей и заказчиков.

   Источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются [5, 382c.]:

  • приказ об учетной политике предприятия;
  • первичные документы по учету отгрузки товаров покупателями и заказчиками, и прочие первичные документы;
  • учетные регистры, которые используются для отображения операций по учету задолженности покупателей и заказчиков;
  • аудиторские выводы и другие документы, которые обобщают результаты контроля;
  • отчетность.

   Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предусматривает проверку данных, отображенных на счетах и субсчетах бухгалтерского учета: 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 38 «Резерв сомнительных долгов».

   В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками используют разные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор определяет в зависимости от количества предприятий, которые принимают участие в расчетах. В практике аудита преимущество отдают выборочному способу.

   Независимо  от метода проверки аудитору нужно установить [5, 384c.]:

  • правильность отображения в балансе остатков задолженности;
  • причины возникновения задолженности, сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;
  • реальность возвращения задолженности (наличие актов сверки расчетов или гарантийных писем, где должники признают свою задолженность и соблюдение сроков исковой давности);
  • мероприятия предприятий, направленные на погашение задолженности, соблюдения требований П(С)БУ №10 «Дебиторская задолженность».

   Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.

   Во  время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям  баланса соответствующие остатки  задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

   Каждая  сумма дебиторской задолженности  рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

   Во  время проверки расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются  суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют  полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).

   Источниками информации для проведения аудита покупателями и заказчиками является [5, 385c.]:

   1. Регистры синтетического учета  и отчетность (баланс (форма №  1), Главная книга).

   2. Регистры синтетического и аналитического  учета расчетов;

   3. Первичные документы по учету  расчетов (накладные, счета-фактуры,  договоры и др.).

   Таким образом, при проверке расчетов с  покупателями и заказчиками необходимо ознакомиться с перечнем субъектов  ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами предприятия, выучить динамику задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.

   До  начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская  организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

   Поэтому планирование следует рассматривать  как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе международных стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

   В зависимости от намеченных целей  аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

   Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства, и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

   Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

   Этап  предварительного планирования следует  завершить изучением отчетов  службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

   Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

   На  этапе оценки системы внутреннего  контроля аудитор должен собрать  достаточный объем аудиторских  доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

   Установление  уровня существенности выполняется  на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

Информация о работе Методика проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками