Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:05, лекция
Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2
1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации 2
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 4
1.4. Бухгалтерский учет в организации 4
1.5. Бухгалтерский баланс 4
1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация 6
1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 7
1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций 9
1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций 9
1.10.Счета и двойная запись 10
1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета 10
1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах 11
1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи 13
1.11. Синтетический и аналитический учет 14
1.12. Оборотные ведомости 16
1.13. План счетов бухгалтерского учета 17
1.14. Учетные регистры 18
1.14.1. Способы исправления в учетных записях 18
1.15. Формы бухгалтерского учета 19
1.16. Организация бухгалтерского учета 22
1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера 23
1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Основные нормативные документы 25
2.3. Учет наличия и движения основных средств 27
2.4. Учет амортизации основных средств 29
2.5. Восстановление основных средств 31
2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств 31
2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств 32
3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 33
3.1. Основные нормативные документы 33
3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 33
3.3. Учет движения НМА 34
3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов 35
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 36
4.1. Основные нормативные документы 36
4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36
4.3. Учет движения материалов 39
4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов 41
5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ 43
5.1. Основные нормативные документы 43
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда 44
5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции 45
5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда 45
5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат 47
6. СЕБЕСТОИМОСТЬ 49
6.1. Основные нормативные документы 49
6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49
6.3. Синтетический учет себестоимости 52
6.4. Корреспонденция счетов 52
7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 54
7.1. Основные нормативные документы 54
7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации 55
8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 59
8.1. Основные нормативные документы 59
8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств 59
8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств 60
9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ 62
9.1. Основные нормативные документы 62
9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов 62
Активный счет | Пассивный счет | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Начальное сальдо | Начальное сальдо | |||
Увеличение (+) | Уменьшение (-) | Уменьшение (-) | Увеличение (+) | |
Конечное сальдо | Конечное сальдо |
К активно-пассивным счетам с двусторонним раздернутым сальдо относится счет «Расчеты с разными дебиторами н кредиторами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту - кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для организаций и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами.
В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета; либо увеличение кредиторской, либо уменьшение дебиторской задолженности.
Ранее была показана упрощенная схема счета. В практике пользуются счетами более сложной формы. Счета открывают и ведут в книгах, карточках и свободных листах. Самая распространенная форма счета показана далее.
(наименование)
Дебет | Кредит | ||||||
Проводка | Содержание операции | Сумма,
руб., коп. |
Проводка | Содержание операции | Сумма,
руб., коп. | ||
Дата | № доку-мента | Дата | № доку-мента |
Для учета материальных ценностей пользуются счетом другой формы, в который помимо денежных измерителей вносят натуральные показатели.
При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи.
Сущность этого способа двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, фиксирующий сумму отражаемой хозяйственной операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками, бухгалтерскими записями и реже счетными формулами. Составить бухгалтерскую проводку - значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.
Сущность двойной записи можно рассмотреть на примере операций по изменению баланса. Для этого на основании каждой статьи начального баланса необходимо открыть отдельные счета.
Таблица 1
Баланс (начальный)
Актив | Сумма,
тыс. руб. |
Пассив | Сумма,
тыс. руб. |
1. Основные средства | 50 000 | 1. Уставный капитал | 60 000 |
2. Материалы | 20 000 | 2. Расчеты по
краткосрочным кредитам и |
20 000 |
3. Касса | 1 000 | 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 10 000 |
4. Расчетные счета | 29 000 | 4. Расчеты с персоналом по оплате труда | 10 000 |
Баланс | 100 000 | Баланс | 100 000 |
Первая операция. Получено с расчетного счета в банке в кассу для выдачи заработной платы рабочим и служащим 10 000 руб.
Операция вызывает изменение на счетах «Касса» и «Расчетные счета». Оба они являются активными счетами, поскольку на них отражается имущество организации. Денежные средства в кассе увеличились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в дебет счета «Касса» (увеличение в активных счетах отражается по дебету счета). Денежные средства на расчетном счете уменьшились на 10 000 руб., поэтому сумму нужно записать в кредит счета «Расчетные счета» (уменьшение в активных счетах отражается по кредиту счета). Следовательно, по первой операции нужно сделать следующие записи:
Дебет счета «Касса»
Кредит
счета «Расчетные счета»
На основании составленной бухгалтерской проводки 10 000 руб. записывают в дебет счета «Касса» и кредит счета «Расчетные счета» (запись обозначена цифрой «1», соответствующей номеру операции). По первой хозяйственной операции счета «Касса» и «Расчетные счета» оказались взаимосвязанными (корреспондирующимися).
Активный счет |
Пассивный счет | |||||||
Счет «Основные средства» | Счет «Уставный капитал» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 50 000 | Сальдо | 60 000 | |||||
Оборот | - | Оборот | - | Оборот | Оборот | - | ||
Сальдо | 50 000 | Сальдо | 60 000 | |||||
Счет «Материалы» | «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 20 000 | Сальдо | 20 000 | |||||
3) | 20 000 | 2) | 5 000 | |||||
Оборот | 20 000 | Оборот | Оборот | Оборот | 5 000 | |||
Сальдо | 40 000 | Сальдо | 25 000 | |||||
Счет «Касса» | Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 1 000 | Сальдо | 10 000 | |||||
1) | 10 000 | 4) | 10 000 | 2) | 5 000 | 3) | 20 000 | |
Оборот | 10 000 | Оборот | 10 000 | Оборот | 5 000 | Оборот | 20 000 | |
Сальдо | 1 000 | Сальдо | 25 000 | |||||
Счет «Расчетные счета» | Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 29 000 | Сальдо | 10 000 | |||||
1) | 10 000 | 4) | 10 000 | |||||
Оборот | - | Оборот | 10 000 | Оборот | 10 000 | Оборот | - | |
Сальдо | 19 000 | Сальдо |
Вторая операция. Оплачена задолженность поставщикам за счет кредитов банка на 5 000 руб. По этой операции корреспондируются два счета: «Краткосрочные кредиты» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является пассивным, так как его остаток отражает источник обязательства организации. Задолженность перед поставщиками уменьшается, уменьшение в пассивном счете отражается по дебету счета, поэтому счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» надо дебетовать на 5 000 руб. Счет «Краткосрочные кредиты» является пассивным. Остаток его увеличивается на 5 000 руб., поэтому счет надо кредитовать на указанную сумму.
Следовательно,
по второй операции должна быть составлена
следующая бухгалтерская
Дебет счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит
счета «Краткосрочные кредиты» Ошибка!
На основании составленной проводки 5 000 руб. заносят в дебет счета «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (запись обозначена цифрой «2»).
Третья операция. От поставщиков поступили материалы на сумму 20 000 руб. По операции корреспондируются счета «Материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Счет «Материалы» активный, запасы материала увеличиваются, поэтому он будет дебетоваться на 20 000 руб. Счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» пассивный, задолженность, перед поставщиками увеличивается, поэтому он будет кредитоваться на20 000 руб. По третьей операции будет составлена следующая бухгалтерская проводка:
Дебет счета «Материалы»
Кредит
счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
В соответствии с проводкой записывают 20 000 руб. в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Четвертая операция. Из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим в сумме 10 000 руб.
По операции корреспондируются два счета: «Касса» и «Расчеты с персоналом по оплате труда». Операция вызывает уменьшение средств в кассе, поэтому активный счет «Касса» надо кредитовать на 10 000 руб. Одновременно происходит уменьшение сальдо на пассивном счете «Расчеты с персоналом по оплате труда», который надо дебетовать. Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:
Дебет счета «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит
счета «Касса»
Следовательно, 10 000 руб. записывают в дебет счета «Расчеты по оплате труда» и в кредит счета «Касса».
После
отражения всех операций на счетах
подсчитывают обороты и выводят
конечные сальдо счетов. Они полностью
совпадают с суммами
Баланс (конечный)
Актив | Сумма, руб. | Пассив | Сумма, руб. |
1. Основные средства | 50 000 | 1. Уставный капитал | 60 000 |
2. Материалы | 40 000 | 2. Краткосрочные кредиты | 25 000 |
3. Касса | 1 000 | 3. Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 25 000 |
4. Расчетные счета | 19 000 | 4. Расчеты с персоналом по оплате труда | - |
Баланс | 110 000 | Баланс | 100 000 |
Приведенные операции, так же как и в балансе, охватывают все возможные типы изменений на счетах бухгалтерского учета: изменения только в активных счетах, только в пассивных счетах, в активных и пассивных счетах в сторону увеличения, в активных и пассивных счетах в сторону уменьшения.
Все
рассмотренные хозяйственные