Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:05, лекция
Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2
1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации 2
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 4
1.4. Бухгалтерский учет в организации 4
1.5. Бухгалтерский баланс 4
1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация 6
1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 7
1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций 9
1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций 9
1.10.Счета и двойная запись 10
1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета 10
1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах 11
1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи 13
1.11. Синтетический и аналитический учет 14
1.12. Оборотные ведомости 16
1.13. План счетов бухгалтерского учета 17
1.14. Учетные регистры 18
1.14.1. Способы исправления в учетных записях 18
1.15. Формы бухгалтерского учета 19
1.16. Организация бухгалтерского учета 22
1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера 23
1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Основные нормативные документы 25
2.3. Учет наличия и движения основных средств 27
2.4. Учет амортизации основных средств 29
2.5. Восстановление основных средств 31
2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств 31
2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств 32
3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 33
3.1. Основные нормативные документы 33
3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 33
3.3. Учет движения НМА 34
3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов 35
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 36
4.1. Основные нормативные документы 36
4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36
4.3. Учет движения материалов 39
4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов 41
5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ 43
5.1. Основные нормативные документы 43
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда 44
5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции 45
5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда 45
5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат 47
6. СЕБЕСТОИМОСТЬ 49
6.1. Основные нормативные документы 49
6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49
6.3. Синтетический учет себестоимости 52
6.4. Корреспонденция счетов 52
7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 54
7.1. Основные нормативные документы 54
7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации 55
8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 59
8.1. Основные нормативные документы 59
8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств 59
8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств 60
9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ 62
9.1. Основные нормативные документы 62
9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов 62
Вместе с тем двойная запись имеет большое познавательное значение, так как показывает, откуда (или за счет каких источников) поступили средства и куда они направляются. Например, корреспонденция счетов
Дебет счета «Касса»
Кредит
счета «Расчетные счета»
показывает,
что деньги поступили в кассу
с расчетного счета. По корреспонденции
можно установить экономический
смысл, содержание каждой хозяйственной
операции.
Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.
Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется контировкой. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется, как уже отмечалось, бухгалтерский проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируются только два счета (все составленные ранее проводки — простые), и сложные, в которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.
Пример.
От подотчетного лица поступили на склад
материалы на сумму 2000 руб.", остаток
подотчетной суммы (100 руб.) он сдал в кассу.
Бухгалтерская проводка по этой операции
имеет следующий вид:
Дебет
счета «Материалы» ………………………………
Дебет счета «Касса». …………………………………………….100 руб.
Кредит
счета «Расчеты с подотчетными лицами»
…………….2100 руб.
Бухгалтерские
проводки составляют на самом документе,
которым оформляется
Мемориальный
ордер — это документ бухгалтерского
оформления, содержащий указание записать
хозяйственную операцию на соответствующих
счетах бухгалтерского учета.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ № 1
запись за январь 200_
г.
Основание (ссылка на документы или содержание операции) | По дебету счета | По кредиту счета | Сумма |
По приходному кассовому ордеру № 1 | «Касса» | «Расчетный счет» | 10 000 |
Итого | 10 000 |
3 января 200_г.
Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (счет «Касса» - № .50, счет «Расчетный счет» - № 51).
При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т.е. записывают по определенной системе. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета называется систематической записью (регистрацией).
Наряду с систематической предприятия применяют хронологическую запись, под которой понимают регистрацию хозяйственных операций в той последовательности, в какой они совершаются. Различия в экономическом содержании операции при этом не учитываются. Хронологическая запись ведется для обеспечения контроля за полнотой учета всех хозяйственных операций. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие регистры.
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ ЖУРНАЛ
за
январь 200_ г.
Порядковый
номер
мемориального ордера |
Дата ордера | Сумма по мемориальному
ордеру,
руб. |
1 | 3 января | 10 000 |
2 | 4 января | 5 000 |
3 | 4 января | 20 000 |
4 | 5 января | 10 000 |
Итого | 45 000 |
В данном регистрационном журнале отражены все операции, по которым составлены бухгалтерские Проводки и мемориальные ордера.
Общий итог (45 000 руб.) равен итогам дебетовых и кредитовых оборотов по счетам. Следовательно, на счетах все операции отражены в правильных суммах.
По
определению Федерального закона «О
бухгалтерском учете»:
«синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;
аналитический
учет - учет, который ведется в лицевых,
материальных и иных аналитических счетах
бухгалтерского учета, группирующих детальную
информацию об имуществе, обязательствах
и о хозяйственных операциях внутри каждого
синтетического счета».
Аналитические
счета открываются в дополнение
к синтетическим с целью их
детализации и получения
Прямую связь между синтетическими и аналитическими счетами можно рассмотреть на следующем примере.
На
начало месяца за подотчетными лицами
числилась задолженность в
1. Поступили на склад материалы, оплаченные А.В. Ивановым из подотчетной суммы в 2000 руб.
2.
Получен в кассу от А.В.
3.
Согласно авансовому отчету М.
Материалы ...............……………………...3000 руб.
Малоценные предметы ………………….1500 руб.
Итого
..................………………...
4.
Выдан из кассы аванс
Иванову А.В. …………………………………2000 руб.
Сидорову М.К. ……………………………….3500 руб.
Итого………………………………………5500 руб.
По первой операции 2000 руб. следует записать в дебет счета «Материалы» и в кредит счета «Расчеты с подотчетными лицами». Одновременно эту же сумму заносят в кредит аналитического счета А.В. Иванова. Тем самым показывают, что материалы поступили именно от А.В. Иванова, и списывают числящуюся за ним задолженность по подотчетной сумме. Остальные операции следует отражать также одновременно на синтетических и аналитических счетах.
Счет «Материалы» | Счет «Малоценные предметы» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 150 000 | Сальдо | 20 000 | |||||
1) | 2 000 | 3) | 1 500 | |||||
3) | 3 000 | Оборот | 1 500 | Оборот | - | |||
Оборот | 5 000 | Оборот | - | Сальдо | 21 500 | |||
Сальдо | 155 000 |
Счет «Касса» | Счет «Расчеты с подотчетными лицами» | |||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||||
Сальдо | 100 000 | 4) | 5 500 | Сальдо | 10 000 | 1) | 2 000 | |
2) | 1 000 | 4) | 5 500 | 2) | 1 000 | |||
Оборот | 1 000 | Оборот | 5 500 | Оборот | 5 500 | 3) | 4 500 | |
Сальдо | 95 500 | Сальдо | 8 000 | Оборот | 7 500 |
Аналитические счета
Счет Иванова А.В. | Счет Петрова К.И. | Счет Сидорова М.К. | |||||||||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||||||||
Сальдо | 3 000 | 1) | 2 000 | Сальдо | 2 500 | Сальдо | 4 500 | 3) | 4 500 | ||||
4) | 2 000 | 2) | 1 000 | Оборот | - | Оборот | - | 4) | 3 500 | ||||
Оборот | 2 000 | Оборот | 3 000 | Сальдо | 2 500 | Оборот | 3 500 | Оборот | 4 500 | ||||
Сальдо | 2 000 | Сальдо | 3 500 |
После подсчета оборотов и выявления конечного сальдо на синтетических и аналитических счетах подтверждается вывод о прямой связи между синтетическими и аналитическими счетами. Действительно, начальное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (10 000 руб.) равно сумме начальных остатков всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (3000 + 2500 + 4500). Дебетовый оборот синтетического счета (5500 руб.) равен сумме дебетовых оборотов всех аналитических счетов (2000 + +0 + 3500), а кредитовый оборот (7500 руб.) — сумме всех кредитовых оборотов (3000 + 4500).
Конечное сальдо синтетического счета «Расчеты с подотчетными лицами» (8 000 руб.) равно сумме конечных сальдо всех аналитических счетов, открытых в его дополнение (2 000 + 2 500 + 3 500).