Лекции по основам бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:05, лекция

Краткое описание

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

Оглавление

1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2
1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации 2
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 4
1.4. Бухгалтерский учет в организации 4
1.5. Бухгалтерский баланс 4
1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация 6
1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 7
1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций 9
1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций 9
1.10.Счета и двойная запись 10
1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета 10
1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах 11
1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи 13
1.11. Синтетический и аналитический учет 14
1.12. Оборотные ведомости 16
1.13. План счетов бухгалтерского учета 17
1.14. Учетные регистры 18
1.14.1. Способы исправления в учетных записях 18
1.15. Формы бухгалтерского учета 19
1.16. Организация бухгалтерского учета 22
1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера 23
1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Основные нормативные документы 25
2.3. Учет наличия и движения основных средств 27
2.4. Учет амортизации основных средств 29
2.5. Восстановление основных средств 31
2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств 31
2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств 32
3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 33
3.1. Основные нормативные документы 33
3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 33
3.3. Учет движения НМА 34
3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов 35
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 36
4.1. Основные нормативные документы 36
4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36
4.3. Учет движения материалов 39
4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов 41
5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ 43
5.1. Основные нормативные документы 43
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда 44
5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции 45
5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда 45
5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат 47
6. СЕБЕСТОИМОСТЬ 49
6.1. Основные нормативные документы 49
6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49
6.3. Синтетический учет себестоимости 52
6.4. Корреспонденция счетов 52
7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 54
7.1. Основные нормативные документы 54
7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации 55
8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 59
8.1. Основные нормативные документы 59
8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств 59
8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств 60
9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ 62
9.1. Основные нормативные документы 62
9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов 62

Файлы: 1 файл

ЛекцииБУ2006.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

      Для проверки правильности записей в  Главной книге подсчитывают суммы  оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

      Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных  к ним ведомостей. Общая схема записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 4.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 4. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета 

      От  значительной части недостатков  двух ранее рассмотренных форм (трудоемкость, громоздкость, несогласованность) свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования ЭВМ.

      Компьютеры  относительно просты в эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие  места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие  места (АРМ) бухгалтера.

      Применение  машинно-ориентированных форм учета  обеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую  точность учетных данных; оперативность  данных учета; повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации. 

        

        

        

        

        
 
 

        

        

        

        
 
 

Рис. 5. Автоматизированная форма бухгалтерского учета 

      В последнее время предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров — Книгу учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, производственных запасов, готовой продукции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

      Состав  регистров и порядок записи в  них при упрощенной форме учета представлены на рис. 6. 

        

        

        
 

        
 

        
 

Рис 6. Упрощенная форма бухгалтерского учета «Журнал-Главная» 

      В настоящее время организациям предоставлено  право самим выбирать форму бухгалтерского учета. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки при соблюдении общих методологических принципов, а также технологии обработки учетной информации.

1.16. Организация бухгалтерского  учета

 

      Организацией  бухгалтерского учета - система условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

      В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут:

      а) учредить бухгалтерскую службу как  структурное подразделение, возглавляемое  главным бухгалтером;

      б) ввести в штат должность бухгалтера;

      в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

      г) вести бухгалтерский учет лично.

      Основой организации первичного учета в  организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

      В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План инвентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.

      В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса организаций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ.

      В плане технического оформления учета  дается детальная характеристика формы  учета, которая будет, применена  на данном предприятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы  и устройства будут использованы в организации. При выборе формы учета организации обязаны руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недостатки действующих форм бухгалтерского учета.

      В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура  аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия  по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.

      Общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций  представлена на рис. 7. 
 
 
 

        

      

      

      

        

      

        

                  Группа (отделы,   секторы)

        

        
 
 
 

Рис. 7. Структура  бухгалтерского аппарата 

      Пример  составления графика документооборота представлен в табл.5. 

      Таблица 5

Пример  графика документооборота по предприятию, учреждению

 

Утверждено  приказом №____ от «____» ____ 200____ г. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.17. Права, обязанности  и ответственность главного бухгалтера

 

      В соответствии с Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»: 

      «Статья 7. Главный бухгалтер 

      1. Главный бухгалтер (бухгалтер  при отсутствии в штате должности  главного бухгалтера) назначается  на должность и освобождается  от должности руководителем организации.

      2. Главный бухгалтер подчиняется  непосредственно руководителю организации  и несет ответственность за  формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета,  своевременное представление полной  и достоверной бухгалтерской  отчетности.

      3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

      Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

      Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься к исполнению.

      4. В случае разногласий между  руководителем организации и  главным бухгалтером по осуществлению  отдельных хозяйственных операций  документы по ним могут быть  приняты к исполнению с письменного  распоряжения руководителя организации,  который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.»

1.18. Инвентаризация  имущества и финансовых обязательств

 

      Инвентаризация – проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. 

      Статья 12 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» Инвентаризация имущества и  обязательств: 

      «1. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

      Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

      2. Проведение инвентаризации обязательно:

      при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

      перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

      при смене материально ответственных  лиц;

      при выявлении фактов хищения, злоупотребления  или порчи имущества;

      в случае стихийного бедствия, пожара или  других чрезвычайных ситуаций, вызванных  экстремальными условиями;

      при реорганизации или ликвидации организации;

      в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

      3. Выявленные при инвентаризации  расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются  на счетах бухгалтерского учета  в следующем порядке:

      а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);

      б) недостача имущества и его  порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).» 

      Основными целями инвентаризации являются: выявление  фактического наличия имущества; сопоставление  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в  учете обязательств.

      Инвентаризации  подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

      Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Информация о работе Лекции по основам бухгалтерского учета