Лекции по основам бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:05, лекция

Краткое описание

Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

Оглавление

1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2
1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации 2
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 4
1.4. Бухгалтерский учет в организации 4
1.5. Бухгалтерский баланс 4
1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация 6
1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 7
1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций 9
1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций 9
1.10.Счета и двойная запись 10
1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета 10
1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах 11
1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи 13
1.11. Синтетический и аналитический учет 14
1.12. Оборотные ведомости 16
1.13. План счетов бухгалтерского учета 17
1.14. Учетные регистры 18
1.14.1. Способы исправления в учетных записях 18
1.15. Формы бухгалтерского учета 19
1.16. Организация бухгалтерского учета 22
1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера 23
1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Основные нормативные документы 25
2.3. Учет наличия и движения основных средств 27
2.4. Учет амортизации основных средств 29
2.5. Восстановление основных средств 31
2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств 31
2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств 32
3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 33
3.1. Основные нормативные документы 33
3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 33
3.3. Учет движения НМА 34
3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов 35
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 36
4.1. Основные нормативные документы 36
4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36
4.3. Учет движения материалов 39
4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов 41
5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ 43
5.1. Основные нормативные документы 43
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда 44
5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции 45
5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда 45
5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат 47
6. СЕБЕСТОИМОСТЬ 49
6.1. Основные нормативные документы 49
6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49
6.3. Синтетический учет себестоимости 52
6.4. Корреспонденция счетов 52
7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 54
7.1. Основные нормативные документы 54
7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации 55
8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 59
8.1. Основные нормативные документы 59
8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств 59
8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств 60
9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ 62
9.1. Основные нормативные документы 62
9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов 62

Файлы: 1 файл

ЛекцииБУ2006.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

      «1. Регистры бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

      Регистры  бухгалтерского учета ведутся в  специальных книгах (журналах), на отдельных  листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

      2. Хозяйственные операции должны  отражаться в регистрах бухгалтерского  учета в хронологической последовательности  и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

      Правильность  отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета  обеспечивают лица, составившие и  подписавшие их.

      3. При хранении регистров бухгалтерского  учета должна обеспечиваться  их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

      4. Содержание регистров бухгалтерского  учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

      Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета  и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»

      Совокупность  и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит  от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной  регистрации. Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах.

      По  внешнему виду учетные регистры подразделяются; на книги, карточки и свободные листы (ведомости) в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной, техники, а также на магнитных  лентах, дисках, дискетках и иных машинных носителях.

      1.14.1. Способы исправления  в учетных записях

 

      Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно».

      Корректурный  способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «исправлено» и правильный текст или сумму.

      Способ  дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 40 000 руб., а ошибочно записали 10000 руб., то на разность между этими суммами ~ 30.000 руб. (4Q 000 — 10 000) нужно составить дополнительную проводку.

      Если  в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно». Сущность данного способа состоит в том, что вначале ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами. Эта проводка записывается красными чернилами также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы,' записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей способом «красное сторно» представлено в следующем примере:

      Пример. В организации совершена следующая операция: Из кассы выдано подотчетным лицам 40 080 руб. Ошибочно была составлена  следующая проводка:

      

       1) Дебет счета 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» )

          Кредит счета 50 «Касса» 

      При проверке записей на счетах ошибка была обнаружена (дебетовать нужно не счет расчетов по оплате труда, а счет подотчетных лиц).

       Для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторяют красными чернилами  и записывают ее в учетные регистры.

       1a) Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

          Кредит счета 50 «Касса» 

      После этого составляют правильную проводку:

      

       16) Дебет счета 70 «Расчеты е  подотчетными лицами»

            Кредит счета 50 «Касса» 

      На  счетах эти суммы будут отражены следующим образом. 

Счет 70

«Расчеты  с персоналом

 по  оплате труда

  Счет 50

«Касса»

  Счет 71

«Расчеты

 с  подотчетными лицами»

Дебет Кредит   Дебет Кредит   Дебет Кредит
1) 40 000     С -100 000 1) 40 000   1б) 40 000  
1а) -40 000         1а) -40 000   Оборот 40 000  
Оборот -         1б) 40 000   С 40 000    
(40 000 – 40 000)                    
С -     Оборот - Оборот 40 000        
            (40 000 -        
            - 40 000 + 40 000)        
        С 60 000              

 

      Способ  «красное сторно» применяют для  исправления ошибок и в тех  случаях, когда корреспонденция  счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции.

      Способ  «красное сторно» применяется в  бухгалтерском учете не только для  исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.

1.15. Формы бухгалтерского  учета

 

      Форма бухгалтерского учета - совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

      В настоящее время в организациях наиболее распространены мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета.

      При мемориально-ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой. 

Рис. 3. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета 

      Основными особенностями журнальио-ордерной формы учета являются:

      - применение для учета хозяйственных  операций журналов-ордеров, запись  в которых ведется только по кредитовому признаку;

      - совмещение в ряде журналов-ордеров  синтетического и аналитического  учета;

      - объединение в журналах-ордерах  систематической записи с хронологической;

      - отражение в журналах-ордерах  хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;

      - сокращение количества записей  благодаря рациональному построению  журналов-ордеров и Главной книги.

      Пример:

      Журнал-ордер  № 1 по счету 50 «Касса» 

строки

Дата С кредита  счета 50 в дебет счетов Итого
10

«Мате-риалы»

26

«Общехо-зяйственные  расходы»

51

«Рас-

четный

счет»

70

«Расчеты

с персо-

налом

по оплате

труда»

И т.д.  
1. 20 01       10 000   10 000

 

      В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале. Например, в журнал-ордер № I по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

      Проверенные месячные итоги журналов-ордеров  записывают в Главную книгу следующей  формы. 

Главная книга

при журнально-ордерной форме учета 

Счет «Касса»________________________

                     (наименование счета) 

Месяц Обороты по дебету с кредита счетов Оборот

 по

 кредиту

Сальдо
51

«Расчет-

ный счет»

И т.д. Итого

 по

 разделу

Дебет Кредит
На

01.01

200_г.

Январь

 и т.д.

         
 
 
 
10 000
 
 
 
 
10 000
 
 
 
10 000

10 000

 
 
 
-

-


 

      Кредитовый  оборот переносят в Главную книгу  с соответствующего журнала, а обороты по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге -- расшифровка дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится сальдо на начало Следующего месяца и записывается в соответствующей колонке Главной Книги.

Информация о работе Лекции по основам бухгалтерского учета