Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:05, лекция
Сущность и основные задачи бухгалтерского учета
«Статья 1. Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2
1.1. Сущность и основные задачи бухгалтерского учета 2
1.2. Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации 2
1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России 4
1.4. Бухгалтерский учет в организации 4
1.5. Бухгалтерский баланс 4
1.6. Объекты бухгалтерского учета и их классификация 6
1.7. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета 7
1.8. Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций 9
1.9. Документирование (создание документов) хозяйственных операций 9
1.10.Счета и двойная запись 10
1.10.1. Понятие о счетах бухгалтерского учета 10
1.10.2. Сущность и значение двойной записи на счетах 11
1.10.3. Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи 13
1.11. Синтетический и аналитический учет 14
1.12. Оборотные ведомости 16
1.13. План счетов бухгалтерского учета 17
1.14. Учетные регистры 18
1.14.1. Способы исправления в учетных записях 18
1.15. Формы бухгалтерского учета 19
1.16. Организация бухгалтерского учета 22
1.17. Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера 23
1.18. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Основные нормативные документы 25
2.3. Учет наличия и движения основных средств 27
2.4. Учет амортизации основных средств 29
2.5. Восстановление основных средств 31
2.6. Налоги по хозяйственным операциям движения основных средств 31
2.7. Корреспонденция счетов по учету основных средств 32
3. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 33
3.1. Основные нормативные документы 33
3.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 33
3.3. Учет движения НМА 34
3.4. Корреспонденция счетов по операциям движения нематериальных активов 35
4. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 36
4.1. Основные нормативные документы 36
4.2. Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 36
4.3. Учет движения материалов 39
4.4. Корреспонденция счетов по учету производственных запасов 41
5. УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ 43
5.1. Основные нормативные документы 43
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда 44
5.3. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции 45
5.4. Синтетический учет расчетов по оплате труда 45
5.5. Корреспонденции счетов по операциям начисления заработной платы, других выплат и удержаниям из начисленных выплат 47
6. СЕБЕСТОИМОСТЬ 49
6.1. Основные нормативные документы 49
6.2. Понятие себестоимости. Классификация расходов. 49
6.3. Синтетический учет себестоимости 52
6.4. Корреспонденция счетов 52
7. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 54
7.1. Основные нормативные документы 54
7.9. Корреспонденции счетов по операциям учета готовой продукции и ее реализации 55
8. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 59
8.1. Основные нормативные документы 59
8.2. Синтетический учет денежных средств. Первичные документы по учету денежных средств 59
8.3. Корреспонденция счетов по операциям учета денежных средств 60
9. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И РАСЧЕТОВ 62
9.1. Основные нормативные документы 62
9.18. Корреспонденции счетов по операциям учета текущих обязательств и расчетов 62
Международные бухгалтерские принципы
В соответствии с первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод начисления и непрерывность деятельности.
Метод начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.
Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе, допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.
Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.
Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности.
Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.
Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее как правдиво представляющую соответствующие факты и события либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий.
Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний.
Рассмотрение отечественных и зарубежных учетных принципов позволяет сделать вывод о том, что многие из них являются общими для обеих учетных систем.
С
введением в учетную практику
положения «Учетная политика предприятия»
(с 1 января 1995 г.) в отечественном
бухгалтерском учете стали
Правила оценки объектов учета в России в последние годы существенно изменились и стали больше соответствовать международным. На изменение правил оценки решающее влияние оказали три нормативных документа: Закон «О бухгалтерском учете» (1), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (3) и Положение «Учетная политика предприятия» (6).
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.
Имущество, приобретенное за плату. Оценивается путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
Имущество, полученное безвозмездно. Оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества.
Имущество, произведенное в самой организации. Оценивается по стоимости его изготовления
В Положении «Учетная политика на предприятиях» установлены основные принципы оценки объектов учета.
Документ
- это материальный объект с информацией,
закрепленной созданным человеком способом
для ее передачи во времени и пространстве.
Требования к первичным учетным документам отражены в статье 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
«1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц;
3.
Перечень лиц, имеющих право
подписи первичных учетных
Документы,
которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами,
подписываются руководителем
4.
Первичный учетный документ
Своевременное
и качественное оформление первичных
учетных документов, передачу их в
установленные сроки для
5.
Внесение исправлений в
6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
7.
Первичные и сводные учетные
документы могут составляться
на бумажных и машинных
8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.»
Непрерывное текущее наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и за изменениями в составе имущества и источников его формирования осуществляются с помощью системы счетов бухгалтерского учета.
Система счетов бухгалтерского учета представляет собой способ группировки и вторичной регистрации сведений об объектах БУ. Все объекты учета разделены на экономически однородные группы - счета бухгалтерского учета; каждой группе присвоен номер – номер бухгалтерского счета.
Счета
открываются на каждый экономически
однородный вид имущества, источников
его формирования и хозяйственных операций
в соответствии с классификацией объектов
учета (счета «Касса», «Расчетный счет»,
«Основные средства», «Уставный капитал»
и др.). Счет имеет форму двусторонней таблицы
с указанием «Дебет» и «Кредит». «Дебет»
и «Кредит» - слова латинского происхождения.
В переводе на русский язык слово «дебет»
означает «он должен», отсюда дебитор
– должник или заемщик. Слово «кредит»
означает «он верит, доверяет», отсюда
кредитор – заимодатель, т.е. лицо, давшее
деньги или другие ценности другому лицу.
В настоящее время слова «дебет» и «кредит»
превратились в простые термины, означающие
стороны счета.
Счет……………………………………………………
(наименование
счета)
Дебет | Кредит |
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различаются активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
Активными называются счета, предназначенные для учета имущества организации (счета «Касса», «Расчетный счет», «Основные средства» и др.). Пассивные — это счета для учета обязательств организации (источников формирования имущества организации; счета «Уставный капитал», «Добавочный капитал» и др.).
Запись на счетах начинают с указания начального остатка (или Начального сальдо) имущества или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по Дебету счета, а в пассивных - по кредиту. «Сальдо» - слово итальянского происхождения, означает «расчет», применяется для обозначения разницы между дебетом и кредитом.
Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, - на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение - по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение - по кредиту счета, а уменьшение - по дебету. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счета - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.
Конечный остаток (конечное сальдо) по, счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той .же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток. Следовательно, для установления конечного, сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новый остаток записывают по дебету счета (возможно, что его не будет).
В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток отражают по кредиту счета; возможно, что его не будет. Если первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота.
Схема строения активных и пассивных счетов представлена далее.
Помимо
счетов для учета имущества
Активно-пассивные
счета бывают двух видов: с односторонним
сальдо (дебетовое либо кредитовое)
и с двусторонним сальдо (дебетовое
и кредитовое одновременно). Счетом
с односторонним сальдо является
счет «Прибыли и убытки». Если у предприятия
суммы доходов превысили суммы расходов,
то разница между ними дает прибыль, поэтому
сальдо счета будет кредитовым (прибыль
является источником формирования имущества
и отражается в пассиве баланса). Если,
наоборот, суммы доходов меньше сумм расходов,
то разница между ними показывает убыток,
и сальдо по счету будет дебетовым.