Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций
Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.
Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………
Кт 46
Кт 62
При оплате рассчитанных документов покупателями, заказчиками:
Дт 50, 51, 57 (перевозки в пути)
Дт 60 (при взаимозачетах)
Дт 76.2 (при отнесении задолженности покупателей и заказчиков на расчеты по претензиям)
Дт 20 списание затрат по данному этапу затрат
Расчеты с дебиторами и кредиторами по прочим операциям
Для учета прочих операций предназначен сч.73 (Расчеты персонала по прочим операциям), сч.79, сч.63.1 (расчеты по претензиям).
В аналитическом учете к сч.73 открывают субсчета:
-73.1 – расчеты за товары, проданные в кредит;
- 73.2 – расчеты по предъявленным займам;
- 73.3 – расчеты по возмещению материального ущерба.
Предприятие может предоставлять кредит своим работникам для оплаты товаров, при этом соответствующие расчетные документы по таким товарам направляются в банк и оплачивается за счет кредита предъявляемого банком предприятию, то отражается проводкой:
Дт 73.1 (расчеты за товары, проданные в кредит)
Кт 66 (расчеты по кредитам)
Предприятие может погашать задолженность своих работников за приобретенные товары и не пользуясь кредитом банка, на основании полученных от них поручений- обязательств.
А) при удержании из зар. платы:
Дт 70
Кт 76
Сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», применяется для учета тех расчетов, которые по своему характеру не должны отражаться на сч.60, 62, 69, 70. Так на сч.76 учитываются расчеты:
а) с учебными заведениями по операциям некоммерческого характера;
б) с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками;
в) по депонированной зар. плате;
г) удержания по исполнительным листам;
д) при начислении дивидендов и процентов и выплате, держателям ценных бумаг, не относящихся к трудовому коллективу и т.д.
Сч.79 используется для расчетов предприятия с филиалами, выделенными на самостоятельный баланс.
Расчеты с подотчетными лицами
Для расчетов с подотчетными лицами предназначен сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами». Это активно-пассивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода.
На нем учитываются расчеты с работниками по суммам выданных в подотчет на служебные командировки и хозяйственные расходы. Выдача денег в подотчет из кассы регулируется правилами ведения кассовых операций. Размер выдаваемых сумм ограничен, выдача наличных денежных средств на хозяйственные нужды предусмотрена сметой предприятия.
Дт71 Кт50 - показывается выдача денежных средств в подотчет.
По Кт71 – отражаются суммы утвержденных расходов, которые списываются на счета учета затрат Дт20, 25, 26.
Если сумма не возвращена подотчетным лицом в установленный срок, делается запись: Дт94 Кт71.
Если эти суммы могут быть удержаны из заработной платы, то: Дт70 К94.
При невозможности удержать данные суммы из заработной платы работника, эти суммы переносят в Дт73 («Расчеты по операциям с персоналом») и могут быть взысканы через суд, а при невозможности таких действий, списываются на убытки. Регистром для учета операций по движению подотчетных сумм и расчетов с подотчетными лицами служит ж/о №7.
Лекция 10: Учет труда и заработной платы
Основные нормативные документы:
1. Инструкция о составе фонда оплаты труда и выплат социального характера, утвержден постановлением Госкомстата РФ по статистике от 24.11.2000г. №116;
2. Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, учреждениях, утвержден Госкомстатом СССР от 17.08.1987г. №17-10-ФЗ70;
3. Временная инструкция о порядке удержанию алиментов по исполнительным (листам) документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и организациям, утвержден Минюстом РФ от 10.09.1993г. №339;
4. Гл. 23 ГК I, II ч.;
5. Кодекс законов о труде;
6. Коллективный договор;
7. Инструкция «О служебных командировках в пределах СССР», утвержден Минфином СССР, Госкомтруда СССР от 07.04.1988г. №62;
8. Постановление Правительства РФ «О возмещении расходов, связанных со служебными командировками в пределах РФ», от 02.10.2002г. №729.
9. Постановление «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты», Госкомстат РФ от 06.04.2001г. №26.
Основные задачи – это точный учет личного состава работников, отработанного времени, объем выполненных работ, правильное исчисление сумм оплаты труда и удержание из нее: ЕСН, налогов на доходы.
Предприятие самостоятельно устанавливает формы и системы оплаты труда работников.
Используют 2 формы:
- повременная – это выплаты за определенный период (часов. тариф*кол-во раб. дней, часов).
-сдельная.
Кроме того, заработная плата подразделяется на основную и дополнительную.
Заработная плата выплачивается:
- простои – не по вине работников, оплачивается в размере 2/3 от тарифа;
- ночные доплаты (с 22.00 до 6.00 утра);
- сверхурочное время (не более 120 часов в год, беременные, дети до 18 лет не допускаются);
- оплата отпусков через 11 месяцев, 3 месяца, 12 месяцев, закреплено в учетной политике организации, сохраняется средний заработок;
- выполнение государственных обязанностей.
Документы по учету личного состава
1. Приказ о приеме на работу (Т-1);
2. Личная карточка работника;
3. Штатное расписание (Т-3);
4. Табель учета рабочего времени (Т-12);
5. Приказ на командировку (Т-10);
6. Служебные задания (Т-10а);
7. Договора подряда.
Синтетический учет расчетов с персоналом ведется на сч.70. Сальдо кредитовое показывает наличие задолжности перед работниками, служащими. Операции по начислению и распределению оплаты труда включаемой в издержки производства, обращения оформляются следующими записями:
Дт 20 (оплата труда производственным рабочим)
Дт 23 (оплата вспомогательных работ)
Дт 25
Дт 29 (обслуживающих хозяйств)
Основные проводки по заработной плате
11) Начислена заработная плата рабочим ИТР управления:
Дт 20, 23, 24, 25, 26
Кт 70
12) Начислена заработная плата по исправлению брака:
Дт 28
Кт 70
13) Выдана заработная плата работникам:
Дт 70
Кт 50
14) Перечислена депонированная заработная плата, не выданная в срок на счет депонентов:
Дт 70
Кт 76
15) Погашена депонированная заработная плата:
Дт 76
Кт 50
16) Погашена заработная плата по исполнительным листам:
Дт 76, 50, 51
Кт 70 (на всю сумму начисленной заработной платы)
Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по Дт 69 и Кт 70.
Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий по работам, производимым за счет целевого финансирования и в процессе получения внереализационных и операционных доходов, отражают на сч.91.
Организация может создавать резерв на выплату вознаграждений на выслугу лет: Дт 20, 25, 26 Кт 96 (резерв предстоящих расходов).
Выдача пособий расчетов заработной платы осуществляется: Дт70 К50.
Не полученная в срок заработная плата отражается: Дт 70 Кт76 (субсчет «расчеты по депонированной заработной плате»).
По истечении трех дней остатки заработной платы сдаются в банк: Дт 51 Кт 50.
Учет депонированной заработной платы ведется в книге, которая открывается на 1 год, где для каждого работника отводится отдельная строка (указывается: фамилия, сумма, табельный номер), по истечении года остатки переносятся в новую книгу, через 3 года депонированная заработная плата списывается на доходы.
Списание курсовых разниц отражается по сч.91, уплата процентов, списывается на убытки.
Лекция 11: Учет денежных средств
Основные нормативные документы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Учет денежных средств охватывает:
- хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий;
- принципы организации учета денежных средств;
- система счетов для учета наличия и движения денежных средств.
Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, что закрепляется договорными обязательствами в письменной форме.
Денежные средства – составная часть оборотных средств (активов), они необходимы для осуществления расчетов с клиентами, кредитными организациями, для выдачи заработной платы работникам и других выплат.
Между предприятиями производятся расчеты безналичным путем с помощью банковских операций, где посредником между организациями выступает банк.
Денежные средства находятся у предприятия в кассе в виде наличных денег, денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах.
Учет денежных средств укрепляет платежную дисциплину, эффективно способствует использованию финансовых ресурсов предприятия.
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств является:
- проверка правильности оформления законности документов;
- своевременное, полное отражение операций в учете;
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;
- своевременное проведение инвентаризации денежных средств и отражение ее результатов в учете;
- обеспечение сохранности денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения.
Для обеспечения учета наличия и движения денежных средств и хозяйственных операций, связанных с денежными средствами применяется система счетов:
- 50 «Касса»;
- 51 «Расчетные счета»;
- 52 «Валютные счета»;
- 55 «Специальные счета в банках»;
- 57 «Переводы в пути»;
- 58 «Финансовые вложения»;
- 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
Учет кассовых операций и денежных документов
Для хранения денежных средств приема, расходования наличных денежных средств предприятие имеет кассу, помещение которое должно быть изолированно от других помещений, оснащено сигнализацией.
Кассир должен хранить денежные средства в сейфе, ключи, которого находятся у него, дубликат – у руководителя в опечатанном пакете.
Хранить денежные средства и другие материальные ценности, не принадлежащие предприятию в кассе, запрещено.
Кассир – это должностное лицо, выполняющее кассовые операции, с ним заключается договор, полной материальной ответственности за сохранность денежных средств.