Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций
Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.
Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………
Дт 86
Кт 98 «Доходы будущих периодов»
Учет расчетов с учредителями
Учет расчетов с учредителями ведется на сч.75 «Расчеты с учредителями», который предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (акционерами), по вкладам в уставной капитал, по видам дивидендов по вкладам.
Счет 75 имеет 2 субсчета:
- 75/1 – расчеты по вкладам в уставной капитал (активный);
- 75/2 – расчеты по выплате доходов (пассивный).
Счет 75 имеет дебетовое сальдо, которое означает сумму задолженности учредителей по вкладам в уставной капитал. Корреспондирует со счетами денежных средств, материальных запасов, основных средств, НМА.
Дт75 Кт80 – это первая проводка при создании любого предприятия.
Кредитовое сальдо означает задолженность акционерам по доходам.
Дт84 Кт75 – начислены дивиденды акционеров.
Если акционер является работником АО, начисления дивидендов отражаются проводкой: Дт84 Кт70.
Оборот по дебету – отражает суммы выплаченных дивидендов:
Дт75/2 Кт50, 51, 52.
Сумма налогов удержанных и доходов учредителей:
Дт75/2 Кт68.
Синтетический учет по счету 75 ведется в ж/о №8. Аналитический учет на сч.75 ведется отдельно по каждому учредителю.
Лекция 15: Учет кредитных операций
В процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит временное высвобождение денежных средств, которые хранятся в банках и могут быть использованы банком для оказания кредитной помощи предприятиям, нуждающиеся в денежных средствах.
Кредит – система экономических отношений возникающая при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организации или других лиц на условиях возврата, с выплатой процентов.
Существуют следующие виды кредитов:
- контокоррентный кредит – кредит по специальному текущему счету. Контокоррентный счет представляет собой сочетание текущего и ссудного счетов, он открывается по специальному поручению клиента. На контокоррентном счете отражаются все операции банка с клиентом;
- овердрафт – одна из форм краткосрочного банковского кредитования. Впервые появилась в Англии. Банк предоставляет своему клиенту право расплачиваться чеками сверх остатка на текущем счете. Подобное право предоставляется наиболее надежным клиентам. При этом заключается дополнительный договор, в котором фиксируется предельный срок покрытия долга, а также процент отчислений за предоставление овердрафа.
В настоящее время ситуация овердрафа часто возникает при чековых формах расчетов, использовании кредитных карточек;
- онкольный кредит – представляет собой разновидность контокоррентного кредита, выдается обычно под залог товарно-материальных ценностей. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает счета клиента, получая право погашения кредита по первому своему требованию за счет средств, поступивших на счет клиента, а при их недостаточности – путем реализации залога. Процентная ставка по онкольному кредиту ниже, чем по обычным банковским кредитам.;
- кредитование под вексель.
Вексель – письменное долговое обязательство оформляемого по нормам особого (вексельного) законодательства выдаваемого заемщиком кредитору. Это универсальный платежный расчетный и кредитный документ, пригодный для оплаты товаров и услуг, предоставления краткосрочных кредитов, получения ранее выданных кредитов.
Простой вексель – свидетельство содержащее письменное безусловное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег предъявителю, лицу, указанному в векселе, через установленный срок или по предъявлении.
Кредитные отношения банка с предприятием оформляются кредитным договором, в котором определяются права и обязанности банка и конкретного ссудозаемщика с учетом характера предоставляемого кредита и финансово-хозяйственного положения предприятия, экономическая ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.
Банковские кредиты делятся на:
1) Краткосрочные (ограничены сроком в 1 год);
2) Долгосрочные (свыше 1 года).
Кредит может быть получен как общей суммой, так и несколькими траншами.
Для учета краткосрочных кредитов банка предусмотрен счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - пассивный, расчетный.
Для учета долгосрочных кредитов банка – счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
По кредиту сч. №66,67 отражаются получение кредита, по дебету – его погашение. Аналитический учет кредитных операций по их видам по отдельным субсчетам ведется в ж/о №4.
Организация может получать не только кредиты банка, но и займы путем выпуска и продажи облигаций предприятия, а также под векселя и другие обязательства.
Займ – это получение от займодавца денег или вещей в собственность заемщика на условиях возврата. ГК РФ предусматривает несколько отдельных видов займа:
- целевой заем – заем, заключенный с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели;
- займ в виде финансовых векселей – это когда по соглашению сторон заемщиком выдается вексель удостоверяющий обязательство векселедателя выплатить по наступлении обусловленного срока полученные взаймы денежные суммы.
Основным документом, оформляющим отношение займа, является договор займа.
Начисление процентов по займам отражается в учете заемщика:
Дт91 Кт66, 67.
Учет операций по договорам выдачи займа денежными средствами отражается у займодавца следующими записями:
Дт58 Кт51 (52) – выдан займ;
Дт76 Кт91/1 – начислены проценты;
Дт51 (52) Кт76 – получены проценты;
Дт51 (52) Кт58 – произведен возврат займа.
Лекция 16: Учет финансовых результатов
ПБУ 9/99 «Доходы организации» утвержденный Пр. Минфина РФ от 06.05.1999г. №32Н, «расходы организации» пр.№33Н от 06.05.1999г., гл.25 НК о формах бух. отчетности пр. №4Н от 13.01.2000г.
Основным показателем рентабельности предприятия является прибыль, которая отражает финансовый результат хоз. деятельности. Однако, в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия возникают и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность.
Конечный финансовый результат складывается:
- от финансового результата от реализации продукции, услуг;
- от реализации основных средств, прочих активов;
- операционных доходов (расходов);
- доходов от внереализационных операций (расходов);
- чрезвычайных доходов (расходов).
Прибыль (убыток) от реализации – это разница между выручкой без НДС, акцизов и себестоимости.
Общий финансовый результат (балансовый убыток, прибыль) отражается в отчетности (ф. №2 стр. 140).
Условное распределение полученной прибыли происходит по двум основным направлениям:
1) вначале предприятие платит налоги, вносит в бюджет установленные платежи и отдает банку установленные проценты;
2) после этого прибыль направляется на удовлетворение потребностей предприятия.
Балансовая прибыль – это кредитовое сальдо сч.90 (превышение Кт (доходов) над Дт (потерями, убытками)). Балансовая прибыль подлежит налогообложению.
Налогооблагаемая прибыль – это величина балансовой прибыли уменьшенная на величину льгот и увеличенная на величину сумм подлежащая налогообложению. Расчет налогооблагаемой прибыли в бух. учете не отражается (предоставляется только в ИФНС налоговой декларации).
Балансовый убыток – это дебетовое сальдо по сч.99.
Чистая прибыль – часть балансовой прибыли оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов на прибыль в бюджет и отчислений на использованную прибыль, чистая прибыль может быть использована на материальную помощь соц. выплаты, дивиденды и т.д.
Использованная прибыль – расходы предприятия из прибыли на расширение производства, объекты соц. сферы и другие цели.
Изъятая прибыль – сумма денежных средств, стоимость иного имущества, полученная собственником или участником АО за отчетный период в счет прибыли хозяйствующего объекта.
Нераспределенная прибыль – часть прибыли не распределенная между предприятиями, направленная на накопление имуществ.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации и определенного финансового результата предназначен сч.90 «Продажи».
Сч.90 имеет следующие субсчета:
- 90/1 – выручка;
- 90/2 – себестоимость;
- 90/3 – налог НДС;
- 90/4 – акцизы;
- 90/9 – прибыль от продаж.
Сч.90 сальдо не имеет.
Обобщение информации об операционных и внереализационных доходах и расходах, являющихся прочими доходами и расходами, кроме чрезвычайных, производится на сч.91. Потери в результате стихийных бедствий отражаются на сч.99.
Дт 90 от обычной
Кт 99 деятельности
Дт 91 от прочих
Кт 99 доходов, расходов (сальдо – Кт 91)
Дт 99 платежи налога на прибыль,
Кт 68 налоговые санкции
По окончании отчетного года при составлении годовой отчетности сч.99 закрывается, при этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли отчетного года списывается со сч.99 в Кт , Дт сч.84 «Нераспределенная прибыль».
Дт 84 убыток
Кт 99
Аналитический учет сч.99 обеспечивает формирование данных для составления отчета ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Лекция 17: Бухгалтерская отчетность
• Понятие бухгалтерской отчетности
• Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
• Формы бухгалтерской отчетности
• Классификация бухгалтерской отчетности
• Публичность бухгалтерской отчетности
Понятие бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность имеет большое значение для внутренних и внешних пользователей.
Внутренние пользователи (руководитель, служащие) на основании отчетности производят анализ финансово-хозяйственной деятельности, изыскиваются резервы по ее совершенствованию, повышению рентабельности, финансовой устойчивости.
Внешние пользователи по данным отчетности получают возможность оценить целесообразность приобретения имущества того или иного предприятия, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам, правильно построить отношения с имеющимися заказчиками, а также оценить положение потенциальных партнеров.
Бухгалтерская отчетность – это система сводных показателей финансово-хозяйственной деятельности и имущественного положения предприятия. Она представляет собой заключительный этап всего учетного процесса и является способом периодического обобщения данных текущего учета.
Показатели отчетности призваны соответствовать реальному состоянию средств предприятия за определенный период, вытекать из данных текущего учета и подтверждаться первичными документами и бухгалтерскими записями.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:
- обязательность;
- своевременность (квартальная, годовая отчетность);
- достоверность информации;
- сопоставимость данных;
- единство форм и методики для всех предприятий;
- простота, доступность, краткость, ясность и т.д.
Методическое руководство отчетностью осуществляется в РФ, Министерством финансов, которое разрабатывает и утверждает формы бухгалтерской отчетности.
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:
- ф.№1 – бухгалтерский баланс;
- ф.№2 – отчет о прибылях и убытках;
- ф.№3 – отчет об изменении капитала;
- ф.№4- отчет о движении денежных средств;
- ф.№5 (приложение к бух. балансу) + пояснительная записка + аудиторское заключение.