Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции по бух. учету.doc

— 614.50 Кб (Скачать)
ext-align:justify">- приобретение земельных участков, объектов природопользования и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов).

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости , стоимости законченных строительных объектов и приобретение отдельных основных средств (зданий и т.д.)

Основными целями учета долгосрочных инвестиций являются:

- своевременное, полное отражение всех затрат при строительстве объектов по их видам;

- контроль за ходом выполнения строительных работ, за источниками финансирования.

Учет застройщик ведет у себя нарастающим числом.

Учет долгосрочных инвестиций ведут на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:

- приобретение земельных участков;

- приобретение объектов природопользования;

- строительство объектов основных средств;

- приобретение нематериальных активов.

По Дт сч.08 отражают все затраты на строительство. Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов принятые в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке списывается со счета 08 в дебет 01, 04, 03. Сальдо по счету 08 показывает величину капитальных вложений в незавершенном строительстве и приобретение основных средств, нематериальных активов. С 1.01.2000г. по сч.08 отражаются объекты недвижимости не прошедшие регистрацию. Аналитический учет ведется по видам объектов.

Используются ведомости:

- №18 – для учета незаконченных, не сданных работ;

- №18-1 – для учета затрат составляющих первоначальную стоимость в эксплуатируемых объектах;

- журнал-ордер №10, 13, 16.

Учет затрат по строительству объектов ведется в соответствии со сметой.

Учет затрат на строительные работы и работы по монтажу ведутся:

1)                  Подрядным способом – это наличие сметы, акта, счета на оплату, договор, отражается по сч.08;

2)                  При хозяйственном способе учет ведется застройщиком также по сч.08 по статьям расходов:

- материалы;

- расходы на оплату труда;

- накладные;

- расходы на содержание и эксплуатацию строительных машин, оборудование (амортизация, аренда, труд на ремонт рабочих).

В случае приобретения оборудования для строительства объекта, монтаж и ввод в эксплуатацию ведет застройщик открывая сч.07 «Оборудование к установке» и субсчета:

-07-1 – оборудование отечественное;

- 07-2 – импортное.

При поступлении оборудования, требующего монтажа от поставщика делается проводка:

Дт 07

Кт 60

После окончания монтажа:

Дт 08

Кт 07

Основные средства приобретенные отдельно от строительства объектов недвижимости также учитываются на сч.08.

Прочие капитальные вложения, предусмотренные в сметах отражаются на сч.08 по фактической стоимости на договорной основе по мере производства на основе счетов поставщиков.

Все работы по модернизации, реконструкции учитываются также по сч.08 затем списываются на сч.01.

Учет НДС по поступившим основным средствам и нематериальным активам ведется по сч.19, имеются субсчета:

- НДС – по приобретенным основным средствам;

- НДС – по приобретенным НМА.

По сч.19 учитываются уплаченные и причитающиеся к уплате суммы НДС, выделенные в расчетных документах.

 

По Дт 19 – приобретенные

     Кт 60 – поставка

Дт 68

Кт 19

Источники финансирования долгосрочных вложений:

- кредиты банка;

- займы;

- долевое участие в строительстве;

- средства внебюджетных фондов;

- средства федерального бюджета.

При поступлении финансовых вложений:

Дт 50, 51

Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам, займам»

Расходы предприятия по уплате % банку относят в Дт 08.

Проценты уплаченные после ввода в действие основных средств отражаются по сч.91 «Прочие доходы, расходы», сюда же относят и проценты по просроченным ссудам. Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета – 1/300 ставки ЦБ.

Учет основных средств

В соответствии с ПБУ 6/01 при принятии основных средств к бух. учету необходимо соблюдать следующие условия:

- использование их в производстве, для управленческих нужд;

- использование в течении длительного времени более 1 года;

- не предполагается перепродажа;

- способность приносить экономическую выгоду. Основные средства подразделяются по видам, назначению,

по степени использования:

- в эксплуатации;

- запасе (резерв);

- в стадии реконструкции, достройки;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основных средств они подразделяются на:

- на правах собственности, в т.ч. сданные в аренду;

- в оперативном управлении хоз. ведении.

Основные средства оцениваются по:

- первоначальной стоимости;

- стоимости восстановленной (последняя переоценка проведенная в соответствии с постановлением правительства РФ «О переоценке основных средств» от 07.12.1996г. №1442).

Земля, объекты природопльзования – не подлежат переоценке.

Документальное оформление основных средств:

- приказ о создании комиссии;

- акт приемо-передач, накладная (утвержденная руководством);

- ОС1, ОС2, ОС3, ОС4.

Аналитический учет ведется в карточках инвентарных по месту нахождения и закрепленного материально-ответственного лица.

Синтетический учет ведется по сч.01 (активный), 02 (пассивный), 91 (активно-пассивный).

Основные средства приобретенные за плату от поставщика:

Дт 01

Кт 08

Основные средства, поступающие безвозмездно:

Дт 01

Кт Добавочный капитал

Основные средства, поступающие от учредителей:

Дт 01

Кт 75 (Расчеты с учредителями)

При выбытии основных средств вследствии продажи по причине ветхости, безвозмездной передачи остаточная стоимость списывается:

Дт 91 по выбытию+все расходы

Кт 01

По Кт сч. 91 отражаются все  поступления в металлом, утиль, полученные от ликвидации основных средств. Сч.91 формирует финансовый результат от выбытия основных средств, который списывается ежемесячно на сч.99 (Прибыли и убытки).

Методы начисления амортизации:

1.      Линейный;

2.      Способ уменьшения остатка;

3.      Способ списания стоимости по сумме чисел лет;

4. Способ списания суммы пропорционально объему продукции - начисляется с учетом показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема за все срок полезного использования объекта основных средств.

На жильё, лесные насаждения, лесные хозяйства амортизация не начисляется. По указанным объектам амортизация начисляется 1 раз в год, сумма амортизации отражается на забалансовом счете.

Пример.

1) Метод по сумме чисел лет.

Срок эксплуатации 5 лет, сумма чисел лет эксплуатации 15 (1+2+3+4+5).

В первый год: R=5/15; 4/15; 3/15; 2/15; 1/15.

 

 

 

 

Первоначальная стоимость объекта 150.000руб.

Период

Годовая сумма амортизации

Накоплен. Аморт.

Остаточная стоимость

Конец 1 года

150.000*5/15=50.000

50.000

100.000

Конец 2 года

150.000*4/15=40.000

90.000

60.000

Конец 3 года

150.000*3/15=30.000

120.000

30.000

Конец 4 года

150.000*2/15=20.000

140.000

10.000

Конец 5 года

150.000*1/15=10.000

150.000

-

 

 

3)                  При линейном способе:

Первоначальная стоимость объекта 120.000руб., срок полезного использования 5 (12лет) (12-5=7лет) лет, норма амортизации 20% (100%/5лет=20%).

Ежегодная норма амортизации составляет 24.000руб. (120.000*20/100).

При линейном методе амортизация начисляется ежемесячно, как произведение первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного действия (при линейном способе амортизация одинакова как в бухгалтерском, так и в налоговом учете).

4) При способе списания стоимости пропорционально объему продукции, услуг амортизационные отчисления начисляются с учетом показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношение первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ за весь срок полезного использования объекта основных средств).

Задача.

Условие:

Первоначальная стоимость объекта – 120 т. руб., срок полезного использования – 5 лет. Предполагается за весь срок использования объекта выпустить 150т. ед. продукции. Соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема выпуска 80% (120 т. руб./150т. ед.*100%). Планируемый выпуск продукции в течении отчетного года планируется 30т. ед. Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24т. руб. (30*80%). Амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа в размере 1/12 годовой суммы.

Одним из условий отнесения объектов к амортизируемого имущества является стоимостной критерий, по которому амортизации для целей налогообложения по налогу на прибыль подлежат объекты стоимостью свыше 10.000 руб. за единицу.

Для целей налогообложения амортизируемые основные средства подразделяются на 10 аморт. групп, в зависимости от их срока полезного действия (Постановление Правительства РФ от 10.01.2002г. №1).

1)     От 1 года до 2-х лет;

2)     Свыше 2 лет – 3 года включительно;

3)     Свыше 3 лет – 5 лет включительно;

4)     Свыше 5 лет – 7 лет включительно;

5)     Свыше 7 лет – 10 лет включительно;

6)     Свыше 10 лет – 15 лет включительно;

7)     Свыше 15 лет – 20 лет включительно;

8)     Свыше 20 лет – 25 лет включительно;

9)     Свыше 25 лет – 30 лет включительно;

10) Свыше 30 лет.

Налогоплательщикам разрешено использовать только 2 метода начисления амортизации. Линейный метод применяется к зданиям, сооружениям, устройствам входящим в 9, 10 аморт. группы.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"