Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции по бух. учету.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

              - правила оценки статей баланса.

             

Лекция 4: Инвентаризация ценностей

              Документы всех хозяйственных операций не могут обеспечить точного отражения всей хозяйственной деятельности предприятия, существуют процессы, которые не поддаются повседневному документированию.

              Инвентаризация – метод бухгалтерского учета позволяющий обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию.

              Инвентаризация – это обязательное дополнение к документации.

              Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95г. №49. Предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей баланса.

              Основные задачи:

- выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- контроль за сохранностью товарно-материальых ценностей, денежных средств путем составления фактического наличия с данными бухгалтерского учета.

              Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

- при смене материально-ответственного лица;

- при передаче в аренду, выкупе, продаже;

- при реорганизации, ликвидации, слиянии;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- в случае стихийных бедствий;

- при коллективной материальной ответственности (при выбытии одного из них).

              Все проводимые инвентаризации делятся:

1) По охвату:

              - полные;

              - частичные;

2) По назначению:

              - плановые;

              - внезапные;

3) По методу проведения:

              - выборочные;

              - сплошные.

              Порядок проведения инвентаризации в организации предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий, в составе:

- руководителя;

- главного бухгалтера;

- начальников структурного подразделения;

- представители общественности.

              Рабочие комиссии, в составе:

- представителя комиссии;

- специалистов – членов комиссии.

              Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.

              Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, результаты годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.

              Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения.

              Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в соответствии с порядком ведения кассовых операций.

 

Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату. По экономическому содержанию имущества баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств.

Основные условия баланса – это равновесие актива и пассива, вытекающее из того, что в активе и в пассиве баланса отражены одни и те же средства, но сгруппированы по разным признакам.

Форма баланса представляет собой двухстороннюю таблицу, в которой с одной стороны показаны средства по составу и размещению, с другой – по источникам образования и целевому назначению. Конечные итоги актива и пассива называются валютой баланса.

Левая часть баланса, где отражены состав и размещение средств – актив, правая, где показаны источники этих средств – пассив.

              Строка актива или пассива баланса, характеризующая определенный вид имущества или источник его формирования называется статьей баланса.

Сальдовый баланс характеризует имущество хозяйственного объекта и источники его образования на конечную дату (определенную).

Оборотный баланс – это промежуточный рабочий документ. Кроме остатков на начало и конец периода в нем содержатся данные об их движении (дебетовые, кредитовые обороты) за отчетный период.

По времени составления различают балансы:

- вступительный;

- текущий;

- заключительный (на основе проверенных бухгалтерских записей);

- предварительный баланс;

- соединительный баланс;

- разделительный (при изменении структуры);

- консолидированные (объединенные балансы материнских, дочерних компаний).

По характеру деятельности:

1)                                баланс по основной деятельности – это баланс по уставной деятельности организации;

2)                                баланс не по основной деятельности, все прочие виды деятельности являются не основными.

По форме собственности существуют балансы организаций:

- государственных;

- муниципальных;

- кооперативных;

- частных;

- совместных;

- общественных.

              Правильное отражение любой хозяйственной операции не может нарушить равенство актива и пассива баланса, если оно нарушается – неправильно сделана проводка.

Все хозяйственные операции по признаку их влияния на баланс сводятся к четырем типам:

1.                  Хозяйственные операции, изменяющие только состав средств предприятия (изменения происходят в активе баланса) одна статья увеличивается, вторая уменьшается на эту же сумму, валюта баланса не изменяется равенство сохраняется.

По внешнему виду баланс – это двухсторонняя таблица: актив – имущество, пассив – собственный капитал+обязательства организации.

Актив состоит из 2-х разделов:

1.      Внеоборотный активы;

2.      Оборотные активы;

Пассив состоит из 3-х разделов:

3.      Собственный капитал и резервы;

4.      Долгосрочные обязательства;

5.      Краткосрочные обязательства.

Правила оценки статей баланса утверждены ПБУ. Существуют следующие оценки статей баланса:

1.      ОС и НМА – оцениваются по остаточной стоимости;

2.      Сырье и материалы, топливо – по фактической себестоимости;

3.      ГП – по фактической себестоимости или по нормативной;

4.                  Отгруженные товары – по фактической себестоимости или по нормативной;

5.                  Незавершенное производство – по фактической себестоимости или по нормативной.

1.                  Уставный капитал – по величине зарегистрированного капитала в учред.

2.      Расчеты с дебиторами  - по записям в бух. отчетности.

3.      Расчеты с банком и бюджетом должны быть согласованы и тождественны.

4.      По полученным займам и кредитам задолженность отражается с учетом начисления процента.

5.      Финансовый результат отражается как нераспределенная прибыль и непокрытый убыток.

6.      Финансовые вложения отражаются как:

- ценные бумаги, которые котируются по рыночной стоимости;

- не котируемые ценные бумаги.

7. Выданные займы, купленная дебиторская задолженность (по договору цессии ГК) – по фактической себестоимости.

Упрощенную форму могут применять малые организации, имеющие на балансе основные средства, осуществляющее производство и большое количество банковских операций.

В-1 – ведомость учета ОС, начисленных амортизаций;

В-2 – ведомость учета производственных запасов, НДС, уплаченного по ценностям;

В-9 – ведомость (шахмотная), где производится подведение итогов между счетами бух. учета за определенный период времени.

 

Лекция 6: Калькулирование себестоимости продукции

              Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость оказанных услуг, что в конечном счете пр прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы предприятия его валовую прибыль или убыток. Поэтому любой предприниматель старается управлять процессом производства от которого зависят объем выпуска продукции, ее качество и конкурентоспособность. Большая роль при этом отводится бухгалтерскому учету, с помощью которого сплошным образом, непрерывно и взаимосвязано отражаются все документально подтвержденные хозяйственные операции, чем обеспечивается достоверность, своевременность и точность информации.

              Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов имеющиеся в наличии и отражаемые в балансе как активы предприятия, способные принести доход в будущем.

              Затраты труда, включающие наряду с затратами прошлого периода, осуществленными в средствах и предметах труда, затраты живого труда, в совокупности составляют издержки производства.

              Понятие «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как синонимы.

              Учет процесса производства позволяет выявить фактическую себестоимость продукции (услуг).

              Себестоимость продукции – это стоимостная оценка использованных в процессе производства материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, т.е. сумма затрат на производство.

              Полная себестоимость – производственная себестоимость в купе с коммерческими внепроизводственными расходами.

              В себестоимость включаются:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции;

- на подготовку и освоение производства;

- расходы, связанные с изобретательством, исполнением организацией ярморок, выставок;

- расходы, связанные с обслуживанием процесса производства;

- расходы, связанные с управлением производства;

- выплаты по труду, предусмотренные законодательством;

- отчисления в фонды;

- износ основных фондов, НМА;

- потери от простоев, потери в пределах норм естественной убыли.

Нельзя включать в себестоимость:

- затраты по аннулированным производствам, заказам;

- затраты на содержание законсервированных основных средств;

- судебные издержки, штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение договоров.

Различия издержек производства и себестоимости связано с тем, что время осуществления издержек производства не совпадает с временем выпуска продукции. Так издержки производства выражают первичное потребление производственных ресурсов, связанных с использованием рабочей силы, средств и предметов труда, тогда как себестоимость продукции отражает конечный результат производственного процесса и включает все затраты, которые относятся на выпущенную из производства продукцию и ее продажу.

То есть себестоимость показывает расходы на производство и сбыт  (продажу) продукции.

Таким образом, понятия «расходы» и «затраты» не являются синонимами, так как понятие расходов шире понятия затрат. В учетной практике расходы представляют собой совокупность затрат включенных в полную себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство является:

- своевременное, полное, достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;

- исчисление фактической себестоимости отдельных видов и всего объема товарной продукции;

- представление менеджменту предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений;

- контроль за законным и рациональным использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов.

В плане и учете должно быть обеспечено единство:

              - номенклатуры затрат на производство;

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"