Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции по бух. учету.doc

— 614.50 Кб (Скачать)
ify"> Персоналистическая модель учета позволила самостоятельно рассматривать такие категории как: Дт, Кт, тем самым создавались предпосылки выделения бух. учета в самостоятельную науку. Бух. учет рассматривался как самостоятельный метод, основанный на применении двойной записи и применяющий для отражения хозяйственных операций:

- он ввел двойную запись на счетах, которые рассматриваются как система (план) учета;

- впервые в бух. учет введено моделирование, основанное на комбинаторике, что позволяет построить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывается как частный случай.

(1941) Бух. учет – это есть искусство записи классификации и обобщения счетов путем регистрации в денежных единицах сделок и событий, которые по крайней мере в какой-то части имеют финансовый характер, а также интерпритации полученных результатов. 

В 1970 – бух. учет – функция учета – это обеспечить количественную информацию, плавным образом финансового характера о хозяйствующих субъектах в целях использования этой информации для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет на современном этапе – это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющей как администрации, так и внешним пользователям иметь полную картину хозяйственной деятельности предприятий.

Бух. учет и бух. информация используется гораздо шире, чем это принято считать.

Пользователи бух. учета распределяются на три группы:

1.      лица, управляющие предприятием;

2.      лица, находящиеся вне предприятия, но имеющими к нему финансовый интерес;

3.      лица, агентства, проявляющие не прямой финансовый интерес к предприятию.

Пользователи бух. отчетности могут быть следующие лица:

- внутренние пользователи (учредители собственники, руководители подразделений);

- внешние пользователи – это налоговые органы, территориальные органы, статистика, инвесторы, поставщики, покупатели, общественность.

Бухгалтерской отчетностью пользуются учредители имущества, финансовые и налоговые органы, банки, аудиторские фирмы, консультанты, при защите интересов общества и конфликтных ситуациях допускают к данным учета юриста.

Информация, формируемая в бух. учете, по своему содержанию полезна самому широкому кругу заинтересованных лиц. Поэтому раскрытие бух. информации зависит от того, кто будет ею пользоваться.

Собственников интересует ликвидность – это норма прибыли достаточность денежных средств себестоимости, рентабельности.

Концепцией бух. учета определено 7 групп заинтересованных пользователей – это инвесторы и их представители, работники и представляющие их лица, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти, общественность.

Финансовый и управленческий учет

За рубежом принято подразделять бух. учет на финансовый и управленческий . В России традиционно не существовало такого деления.

Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной информации, обеспечивающей регистрацию хоз. операций и их бухгалтерское оформление. Именно этот вид учета и позволяет составить финансовую отчетность.

Управленческий учет – это составная часть бухгалтерского учета предназначенная для сбора учетной информации, которая используется внутри организации руководителями разных уровней. Управленческий учет дает возможность решать многочисленные проблемы, возникающие на рынке. Благодаря управленческому учету анализируются данные, необходимые для принятия тактических и стратегических, управленческих решений организации к которым относятся:

1)                               появление новых тенденций внешней и внутренней политики организации;

2)                               изменение структуры организации;

3)                               реализация среднесрочных программ развития.

К сожалению, среди руководителей организаций сложилось мнение, что бух. отчетность составляется для государственных органов, федерального казначейства.

Однако, наиболее важной группой пользователей являются инвесторы, поскольку они поставляют капитал для организаций. В соответствии с законом об АО годовая отчетность утверждается на общем собрании не раннее 2-х месяцев и не позднее 6 месяцев с момента окончания финансового года.

Учет – это количественное отражение изменения хозяйственных явлений.

Учетный процесс – это не формальный процесс отражения инструкции, а как самосознание и мышление людей этой почетной профессии, основанное на профессиональном отношении к оценке правил бух. учета, раскрытию информации, их влиянию на систему управлением организации, величину финансовых результатов и иных экономических и политических выгод, уточнение принимаемых управленческих решений, включая связанные с налогообложением, основанные на профессиональном умении анализировать и прогнозировать бизнес.

Бух. учет должен вестись всеми организациями на территории РФ.

Хозяйственный учет и его основные виды

Хозяйственный учет выполняет роль одной из функции управления организации.

Хозяйственный учет – это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства и управления.

Основная цель хозяйственного учета – это формирование достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обосновании и принятия управленческого решения на различном уровне.

К хозяйственному учету предъявляются следующие требования:

- достоверность, оперативность, своевременность, полнота и простота учета, точность хозяйственного учета.

Виды хозяйственного учета взаимозависимы, взаимосвязаны и составляют единый народно-хозяйственный учет:

- оперативный (оперативно-технический);

- статистический;

- бухгалтерский.

Оперативный составляется непосредственно на месте (отдел, склад и др.), поэтому его сведения ограничиваются рамками организации. Оперативный учет ведется без каких-либо систем и характеризуется краткостью и быстротой получения информации. Он не требует документального подтверждения.

Статистический учет изучает массовые явления социально-экономические за пределами одной организации. Это динамика развития отрасли предприятия. Статистический учет использует три вида измерителей: натуральный, трудовой, денежный (применяются индексы, перепись, наблюдение, средние числа и т.д.).

В бух. учете используются три вида измерителей, но главный обобщающий – это денежный измеритель. Бух. учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного учета всех хозяйственных операций.

Бух. учет имеет ряд отличительных черт, особенностей от налогового, статистического, управленческого это:

- предмет учета ограничивается рамками одной организации;

- в системе бух. учета имеет место сплошное отражение всех хозяйственных операций;

- непрерывность во времени, отражения происходящих хозяйственных факторов;

- каждый факт отражается на основе первичного документа или машинного носителя, который имеет правовую основу и согласно которому устанавливается ответственность за выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно документ приобретает юридическую силу;

- все средства отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;

- взаимосвязь отражения создаваемых операций;

- использование своих специальных методов обработки данных, которые не применяются в других видах (двойная запись, калькуляция, баланс).

Есть разные понятия:

Налоговый учет – это система обобщения информации ля определения налоговой базы на основе первичных документов в соответствии с налоговым законодательством. Порядок ведения налогового учета определен учетной политикой. Необходимость ведения налогового учета объясняется необходимостью исполнения доходной части бюджета всех уровней, которые на 80% формируются за счет налоговых поступлений. Отличительной особенностью налогового учета – это то, что он ведется как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.

 

 

Учетные измерители:

Применяемые в хозяйственном учете единицы измерения, при помощи которых измеряются и исчисляются хозяйственные средства и операции называются учетными измерителями.

 

1)     Натуральные – об объектах учета в их натуральном виде;

2)     Трудовые – эти измерители исчисления рабочего времени;

3)     Денежные – универсальный занимает центральное место в бух. учете. Именно с ним можно подсчитать и объединить имущество организации.

Положением по бух. учету определено, что бух. учет ведется в рублях.

Предметом бух. учета являются хозяйственные операции.

В практической работе бухгалтер отвечает на три основные вопроса:

1) Когда произошла операция, дата?

2) Каково стоимостное выражение хозяйственной операции (это определении себестоимости)?

3) Каким образом должны классифицироваться хозяйственные операции?

Классификация – это запись хозяйственной операции в системе счетов. Выбор счетов может оказать существенное влияние на финансовые результаты (т.е. план счетов, его логическая конструкция системы плана счетов).

  Суть предмета бух. учет – средства предприятия и их источники постоянно изменяются, совершая кругооборот из 4 стадий: снабжение; производство; реализация; расчеты с покупателями, кредиторами.

Учетные регистры

Записать операцию – это значит отразить ее содержание в бух. учете в карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Это специальные формы предназначенные для учетных записей. Запись должна быть краткой, ясной, четкой, разборчивой.

Исправления в учетные регистры проводятся методом «красного сторно», должно быть обоснованно. Исправления оговаривается и подтверждается подписями лиц подписавшими документ «исправленному верить».

По видам записей учетные регистры бывают:

- хронологическими (по порядку);

- статистическими (гл. книги);

- комбинированными.

Лица, имеющие доступ к информации обязаны хранить коммерческую тайну.

К сведениям не составляющим коммерческую тайну относятся:

- учредительные документы;

- документы о платежеспособности;

- об уплате налогов;

- о численности, составе работающих, наличие свободных мест, заработной плате.

Таким образом состав, объем сведений, составляющих коммерческую тайну определяется собственником информации согласно действующему законодательству.

Национальные и международные стандарты финансовой деятельности

Необходимость определения общепринятых правил, норм для западных компаний обусловлено потребностью в объективной и содержательной информации для принятия обоснованных решений различными компаниями пользователей: собственниками, кредиторами, инвесторами.

Причем не существует двух стран, где учет, его правила были бы тождественными.

Самая распространенная трехмодельная классификация учетных систем, которая включает:

- британо-американскую модель (Гонконг, Израиль, Центральная Америка, Канада, Кипр, Великобритания, Мексика);

- континентальную (Греция, Италия, Франция, Португалия, Швеция, Япония, Египет, Германия);

- Южно-американскую (Бразилия, Перу, Чили, Эквадор).

Британо-американская модель – характерны финансовые основы учета. Это ориентация учета на нужды инвесторов и кредиторов, наличие развитого рынка ценных бумаг, наличие большого количества транснациональных корпораций, объединений.

Континентальная система – учитывает сильную зависимость от банковской системы и государства:

- темпы связи с банком;

- подробный юридический регламент учета и отчетности;

- ориентация учета и отчетности на интересы государства;

- управление налогообложением;

- макроэкономическое планирование, обусловленное сильным влияниям Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

Южно-американской системе учета характерно:

- высокий, колеблющийся уровень инфляции;

- жесткие требования государства по учету и контролю доходов фирм и населения;

- унификация принципов учета (нет свободы выбора системы и порядка учета), т.е. учетная политика жестко детерминирована.

Международные стандарты финансовой отчетности – это нормативные документы, определяющие требования к содержанию и методологии формирования бух. информации на основе увязки разных национальных систем учета стран с развитой рыночной экономикой. Международные стандарты разработаны на основе опыта экономически развитых стран по ведению бух. учета и раскрытию информации в отчетности.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"