Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций
Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.
Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………
Накладные на отпуск материалов оформляются на внутреннее перемещение материалов на предприятии. Эта накладная составляется в двух экземплярах. В конце месяца документы сдаются в бухгалтерию.
Сортовой аналитический учет призван обеспечить контроль за наличием, движением, сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу, МОЛ.
Учет наличия и движения производственных запасов ведут кладовщики на карточках складского учета, учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. Именно такой учет называется сортовым.
На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку складского учета материалов с указанием номера склада, наименования материала, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Бухгалтерия ведет учет по материалам не только в номенклатурном, но и в денежном выражении. Метод, обеспечивающий единство оперативного складского и бухгалтерского учета называется оперативно-бухгалтерским (сальдовым).
Сопоставление остатков материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов. Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию подвергается сплошной проверке, группируется в ведомости прихода и расхода. В целях получения данных для аналитического и синтетического учета ведутся накопительные ведомости.
Исходными данными для учета материалов являются:
- оборотная ведомость по движению материалов;
- ведомость поступления материалов за учетный период;
- ведомость расхода материалов.
Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном счете №10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.
При необходимости к счету 10 могут быть открыты субсчета, согласно которым можно подразделить все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе.
Поступление материалов от поставщика и связанные с этим расчеты отражаются по следующим проводкам:
Дт10 Кт60 – получены материалы от поставщика;
Дт19 Кт60 – отражен НДС по полученным материалам, причитающимся к уплате поставщику;
Дт60 Кт51 – оплата поставщику;
Дт68 Кт19 – списан НДС по оприходованным оплаченным материалам.
Излишки, поступивших материалов приходуются как не отфактурованные поставки с извещением поставщика. В случае недостачи определяется фактическая себестоимость, поставщику предъявляется претензия Дт76/2 «Расчеты по претензиям» Кт60 «Расчеты с поставщиками». Учет приобретения (заготовления) материальных ценностей можно вести с применением балансовых счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение себестоимости материалов».
Дт15 Кт60 (20, 23, 71, 76) – отражение покупной стоимости согласно поступившим расчетным документам;
Дт10 Кт15 – отражение положительной разницы между покупными и учетными ценами;
Дт20 (23, 25, 26…) Кт16 – списание накопленных разниц пропорционально стоимости по учетным ценам, израсходованных в производстве материалов. Для списания сумм, накопленных по кредиту счета 16, данная проводка делается методом красного сторно.
Фактический расход материалов
Дт20, 23, 25, 26, 28 Кт10 – в производство;
Дт28 Кт10 – списание бракованных материалов;
Дт28 Кт16 – отклонения на бракованные материалы;
Дт91 Кт10
Дт91 Кт68 безвозмездная передача материалов
Дт99 Кт91
НДС, уплаченный за безвозмездно переданные материалы, восстанавливается по Дт19 Кт68 и относится на увеличение убытков от безвозмездной передачи материалов.
Пример:
При методе ФИФО применяется правило:
- первая партия на приход, первая партия на расход.
т.е. независимо от того какая партия отпущена в производство, списывается вначале 1-ая, затем 2-ая и3-я и т.д.
По методу ЛИФО наоборот:
- последняя партия на приход, первая – в расход.
т.е. сначала списываются материалы последней партии, а затем по себестоимости продукции.
Показатели | Кол-во единиц | Цена | Сумма руб. |
1. Остаток материалов на 1.03.2004г. | 20 | 10 | 200 |
2. Поступили материалы |
|
|
|
1-ая партия | 30 | 10 | 300 |
2-ая партия | 20 | 12 | 240 |
3-я партия | 40 | 15 | 600 |
Итого: | 90 |
| 1140 |
3. Расходы материалов за месяц |
|
|
|
а) по методу ФИФО: |
|
|
|
1-ая партия | 50 | 10 | 500 |
2-ая партия | 20 | 12 | 240 |
3-я партия | 30 | 15 | 450 |
Итого за месяц: | 100 |
| 1190 |
б) по методу ЛИФО: |
|
|
|
1-ая партия | 40 | 15 | 600 |
2-ая партия | 20 | 12 | 240 |
3-я партия | 40 | 10 | 400 |
Итого за месяц: | 100 |
| 1240 |
Остаток материалов на 1.04.2004г. |
|
|
|
По методу ФИФО | 10 | 15 | 150 |
По методу ЛИФО | 10 | 10 | 100 |
Р – стоимость израсходованных материалов;
Он и Ок – стоимость начального и конечного остатков материалов;
П – поступление за месяц.
1140+200-1190=150 (20+90-100=10)
200+1140-1240=100 (20+90-100=10)
Оценка запасов по методу средневзвешенной себестоимости
Наименование операции | Кол-во | Себ-ть ед. | Партии, руб |
Остаток на 1.01.2004г. | 1000 | 20 | 20.000 |
Поступили за отчетный период |
|
|
|
1-ая партия | 380 | 21 | 7980 |
2-ая партия | 350 | 22 | 7700 |
3-я партия | 400 | 25 | 10.000 |
4-ая партия | 370 | 23 | 8510 |
5-ая партия | 430 | 22 | 9460 |
6-ая партия | 370 | 24 | 8800 |
Итого: | 2300 |
| 52.530 |
Отпущено в производство | 2500 |
|
|
Остаток на конец месяца | 800 |
|
|
1. Рассчитаем себестоимость единицы:
Средняя себ-ть=20.000+52.530=72.530
72.530/(2300+1000)=21,979руб. за ед.
Следовательно, себестоимость отпущенных в производство материалов составит:
2500*21,979=54.947,35руб.
Остаток запаса на конец месяца равен:
72.530-54.947,35=17.582,25руб.
17.582,25/800=21,979 руб. за ед.
Какой метод оценки принять должна решить служба анализа, путем сопоставления.
Лекция 9: Учет расчетов
По экономическому содержанию расчеты можно подразделять на несколько групп:
а) расчеты с кредиторами (поставщики и т.д.);
б) расчеты с дебиторами;
в) расчеты с дебиторами и кредиторами по прочим операция;
г) расчеты с подотчетными лицами;
д) расчеты по полученным и выданным займам и кредитам;
е) расчеты по оплате труда, социальному страхованию и обеспечении.;
ж) расчеты с бюджетом.
Предприятие приобретает на внутреннем рынке ТМЦ, оплачивает выполненные строительные работы, монтаж, научно-исследовательские работы, услуги по перевозке, хранению, рекламе, потреблению газа, электроэнергии. Поставка ТМЦ и выполнение работ и услуг оформляется договором, предусматривающим права и обязанности сторон. Формы расчетов – предоплата, аккредитив, инкассо. Кроме расчетов за наличные, применяют поставки на условиях коммерческого кредита и авансовые платежи.
Возможна безвозмездная передача ТМЦ в виде вкладов учредителя в уставный капитал акционерного общества.
Дебиторская задолженность – это задолженность других организаций, работников и других лиц данной организации, организации, которые должны данной организации (дебиторы).
Кредиторская задолженность – это задолженность данной организации работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражают на сч.60. Сч.60 кредитируются на сумму поступивших ТМЦ, принятых работ, услуг, в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или принятия к оплате работ, затрат:
Дт 07, 08, 10, 20, 15, 23, 25, 26, 29, 97 (расходы будущих периодов), 41
(товары), 44 (расходы на продажу), 76.
Кт 60
Кредитование сч.60 производится на основании расчетных документов. При отсутствии расчетных документов кредитуется субсчет «Поставщики и подрядчики по неотфактурованным поставкам» на стоимость поступивших ТМЦ по ценам установленным в договоре. Сч.60 при оплате счетов поставщиков дебетуется при взаимозачетах:
Дт 60
Кт 50, 51, 55, 62, 76, 66 (расходы по краткосрочным кредитам банка, займа)
В аналитическом учете на сч.60 могут вестись субсчета:
- расчеты с поставщиками, подрядчиками по акцептованным счетам, срок оплаты, которых не наступил;
- расчеты с поставщиками, подрядчиками по неоплаченным в срок счетам;
- расчеты с поставщиками по полученному коммерческому кредиту;
- расчеты с поставщиками по выданным векселям;
- расчеты с поставщиками по просроченным векселям, и др. субсчета.
При учете расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями и др. необходимо учитывать сроки исковой давности, установленные законодательством (в т.ч. нормы, действующие по Указу президента РФ от 20.12.1994г. №2204). Если срок истек, то следует руководствоваться положением о бух. учете и отчетности РФ и постановлением Правительства от 18.08.1995г. №817 (о мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставки) при этом следует руководствоваться разъяснениями Госналогслужбы РФ и комментарий к пункту 4.3 постановления.
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги
Предприятие реализует на внутреннем рынке готовую продукцию. Расчеты производятся в форме предоплаты, инкассо, аккредитивы, возможен коммерческий, вексельная форма, авансовые платежи, безвозмездная передача.
Дебиторская задолженность по сч.62 отражается по цене продажи. Сч.62 отражает состояние расчетов предприятия за отгруженную продукцию.
Сч.62 имеет субсчета:
- 62.1 - расчеты в порядке инкассо;
- 62.2 – расчеты по плановой ипотеке;
- 62.3 – векселя порученные.
1-ый субсчет отражает расчеты с покупателями по расчетам документам, предъявленным им и принятым банком к оплате.
2-ой субсчет для расчетов, если предприятие имеет с покупателем длительные связи, имеет постоянный характер, а не заканчивают поступлением оплаты по отдельному счету, а также расчеты с плановыми платежами.
3-ий субсчет предназначен для расчетов с покупателями, заказчиками, обеспеченными полученными векселями.
Основные записи:
Дт 62
Кт 90 «Продажи» при предъявлении счетов за отгруженные и реализованные товары, основные средства, НМА, выполненные услуги.