Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций
Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.
Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………
Для остальных можно использовать любой не линейный метод.
Организация вправе выбирать любой метод для целей начисления амортизации (Постановление правительства №1672 от 31.12.1997г., №672 от 24.06.1998г.).
Капитальные вложения организации в многочисленные насаждения и на коренные улучшения земель включаются в состав основных средств в конце отчетного года. Земельные участки и объекты природопользования переоценке не подлежат. Право собственности на объект возникает с момента его регистрации, до этого основные средства учитываются на сч.08, однако, амортизацию начислять можно при условии их фактического ввода в эксплуатацию.
Пример
ЗАО «Мираж» приобрело складские помещения. Стоимость здания 354.000руб., в т.ч. НДС (18%) – 54.000руб. В январе 2004г. подписан акт приемо-передач здания, склад введен в эксплуатацию, в этом же месяце прошла оплата за регистрацию права собственности=7500руб. и поданы соответствующие документы на регистрацию права собственности. В апреле получено свидетельство о регистрации, срок полезного использования=18лет, амортизация начисляется линейным способом.
Решение:
Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода здания в эксплуатацию.
Операции:
Содержание операции | Дт | Кт | сумма | Первичный документ |
Отражена кредиторская задолженность перед продавцом, без НДС | 08 | 60 | 300.000 | Акт приема здания |
Отражена сумма НДС приобретенного здания | 19-1 | 60 | 54.000 | Счет-фактура |
Произведена оплата продавцу | 60 | 51 | 354.000 | Выписка банка с расч. счета |
Произведена оплата за гос. Регистрацию права собственности на здание | 76 | 51 | 7.500 | Выписка банка с расч. счета |
Здание принято к учету в качестве основного средства | 01-10 | 08 | 307.500 | Акт приемки, инвент. карт., расписка, регистрация органа органа о принятии документов, налоговый регистр |
Принят к вычету НДС по оплаченному и принятому к учету здания | 68-1 | 19-1 | 54.000 | Счет-фактура, выписка банка |
Ежемесячно с февраля 2004г. в течении срока полезного использования здания | ||||
Начислена амортизация по зданию (307.500/18/12) | 44 | 02 | 1423,61 | Бух. справка, расчет |
Бухгалтерские записи при получении свидетельства о регистрации права собственности | ||||
Получено свидетельство о гос. регистрации права собственности на приобретенное здание | 01-1 | 01-10 | 307.500 | Свидетельство о регистрации |
Инвентаризация основных средств
До начала инвентаризации необходимо проверить:
- наличие, состояние инвентарных карточек, отчет и другие аналитические регистры, технические паспорта.
При наличии неточностей, расхождений должны быть внесены соответствующие исправления, уточнения.
При инвентаризации зданий проверяют наличие документа о собственности, наличие документа.
Машины, инвентарь заносятся в описи индивидуально с указанием заводского номера, выпуска и т.д.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентарная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча). Выявленные излишки основных средств приходуются по рыночной стоимости:
Дт 01
Кт 91
Недостача списывается:
Дт 94
Кт 01
Сумма амортизации:
Дт 02
Кт 01
При выявлении конкретных виновников, испорченный объект оценивают по цене рыночной (продажной) и списывают:
Дт 73 (Расчеты с персоналом по прочим операциям)
Кт 94
Разница между рыночной стоимостью и остаточной отражают :
Дт 94
Кт 98 (доходы будущих периодов)
По мере погашения виновником соответственно часть списывается:
Дт 98
Кт 91
Если виновник не установлен, то:
Дт 91
Кт 94
Выручка от аренды, лизинга облагается НДС. При текущей аренде НДС отражают:
Дт 91
Кт 68
При финансовой аренде:
Дт 90
Кт 68
Со стоимости ликвидируемых основных средств и недостач НДС не взимается.
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам
Налогооблагаемая прибыль организации получившей безвозмездно основные средства, увеличивается на стоимость этого имущества.
Раскрытие информации об основных средствах
В соответствии с ПБУ 6/01 подлежит раскрытию:
- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по основным средствам, по группам – на начало, - на конец;
- о движении основных средств (поступление, выбытие, р.3 амортизируемое имущество, ф.5 и справка к разделу 3).
В пояснительной записке раскрывается способ оценки объектов основных средств, изменение стоимости, в которой они приняты к учеты (достройка, реконструкция, частичная ликвидация).
Выбытие нематериальных активов
Основные виды выбытия нематериальных активов являются их продажа, списание вследствии непригодности, безвозмездная передача, а также передача в уставный капитал.
При выбытии в результате продажи вся сумма накопленной амортизации списывается:
Дт 05 (Амортизация НМА)
Кт 04
Остаточная стоимость списывается:
Дт 91+расходы, связанные с выбытием и НДС по безвозмездно
переданным НМА
Кт 04
Финансовый результат от выбытия списывается:
Дт 99 (Прибыли и убытки)
Кт 91
При этом, если сумма выручки больше остаточной стоимости, то разница списывается:
Дт 91
Кт 99
Если же стоимость выбывших НМА не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают:
Дт 99
Кт 91
Обороты по продаже и безвозмездной передаче НМА облагаются налогом НДС.
Для определения суммы НДС по проданным НМА необходимо выяснить факт приобретения активов – с НДС и без НДС.
При инвентаризации НМА необходимо проверить: наличие документов подтверждающих права организации на использование НМА правильное и своевременное отражение НМА.
Аренда основных средств
Оформляется передаточным актом + договор + технический паспорт, в соответствии с ПБУ 9/99; 10/99 доходы от сдачи в аренду учитываются в составе доходов и расходов от обычной деятельности, либо в составе операционных доходов в объеме выручки меньше 5%.
Дт76 Кт91 – уплата налога на имущество, прибыль по безвозмездно поступившим.
Учет нематериальных активов
Учет НМА аналогичен учета основных средств, сч.04 – «Учет НМА», сч.05 – «Амортизация НМА»,
Лекция 8: Учет материально-производственных запасов
Производственные запасы – это предметы труда, потребляемые в одном производственном цикле, полностью переносящие свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Производственные запасы относятся к оборотным средствам.
Основные задачи:
- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
- правильное своевременное документирование всех операций на движении материальных ценностей;
- выявление и отражение затрат связанных с их изготовлением;
- расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
- систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов и их реализация;
- своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроль за материалами, находящимися в пути и т.д.
Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам, номенклатура и ассортимент потребляемых материальных ресурсов зависит от номенклатуры и сложности производимой продукции.
Производственные запасы оцениваются их фактической себестоимости их приобретение или учетным ценам.
Себестоимость фактическая рассчитывается бухгалтерией предприятия помесячно на основе следующих данных:
- затраты на приобретение;
- проценты за кредит;
- комиссионное вознаграждение;
- таможенные пошлины;
- расходы на транспортировку, доставку.
В текущем учете используются твердые цены, называемые учетными. Учетная цена представляет собой либо среднюю покупную цену, либо плановую себестоимость. Оценка материальных ценностей по учетным ценам предполагает обособленно учитывать разницу (отклонение) между фактической себестоимостью приобретения различных видов материальных ценностей. Присоединение таких отклонений к учетным ценам дает фактическую себестоимость. Для определения расхода материалов на производство по фактической себестоимости применяются следующие методы:
а) по средней себестоимости;
б) по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
в) по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
Пополнение производственных запасов осуществляется постоянно за счет поставщиков, собственного производства, от ликвидации основных средств и т.д. Основной источник – закуп у поставщика:
- предприятие заключает договор с поставщиком;
- поставщики выставляют счет-фактуру, платежное требование поручение на отгруженную продукцию.
Учет расчетов с поставщиками за поступившие материальные ценности организуется на сч.№60 «Расчеты с поставщиками».
Учет расчетов с поставщиками ведется в ж/о№6 в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера, либо приемного акта.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи, излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (М-7). В случае недостачи предприятие предъявляет поставщику претензию. Суммы недостач списываются на Дт76 и Кт60, отражаются в ж/о№6 и ведомости №7.
Услуги поставщиков (газ, вода, энергия) учитываются в ж/о№6. По окончании месяца показатели ж/о суммируются для получения оборотов по счету №60 и переноса их в главную книгу.
Полученные предприятием материалы своевременно оприходуются, что оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценностей. В ордере отмечаются наименование, номенклатурный ордер, единица измерения, цена, количество, сумма, роспись МОЛ. Кроме того, движение и внутренние перемещения оформляются накладной. При получении материалов на склад составляется акт приемки материалов. Учет расхода материалов осуществляется на основании лимитно-заборных карт, требований и накладных.
Лимитно-заборная карта – накопительный первичный документ, служащий основанием для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения или ПЭО выписывает лимитно-заборные карты в 2-х экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год) с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй на склад. В каждом экземпляре указывают установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов и другие данные.
Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем участка своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию предприятия для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В лимитно-заборной карте также ведется учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется. Для оформления однократного отпуска материалов используется требование, которое выписывается в двух экземплярах, первый с отметкой об отпуске остается на складе. В конце месяца требования передаются в бухгалтерию.