Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Лекции по бух. учету.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

              - содержания расходов на обслуживание и управление производством;

              - принципов группировки и распределения комплексных статей затрат;

              - калькулирование объекта и калькуляционной единицы;

              - принципов калькулирования себестоимости единицы продукции.

              При всем разнообразии видов деятельности, особенностей технологии и организации производства должны соблюдаться общие принципы учета затрат:

              - неизменность принятой методологии учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в течении года;

              - документирование, полное отражение в учете затрат по нормам и отклонения от норм;

              - единообразие состава и классификации затрат, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам, видам продукции;

              - разграничения затрат на текущие и капитальные.

              На организацию учета производственных затрат на предприятии большое влияние оказывает классификация затрат по определенным признакам. По отношению к технологическому процессу производства различают переменные и условно-постоянные затраты, а от способа включения в себестоимость услуг: прямые и косвенные.

              Переменные - это затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства, к ним, в частности, относятся затраты на материалы и оплату труда.

              К условно-постоянным – относятся затраты, которые, при изменении объема производства или совершенно не меняются (например, амортизационные отчисления в ремонтный фонд) или меняются незначительно (например, общепроизводственные, общехозяйственные расходы).

              Прямые затраты обусловлены технологическим процессом оказания транспортных услуг и подлежат прямому включению в состав производственных затрат конкретных услуг по Дт 20 счета, расход материалов, топлива на технологические цели (Кт 10), оплата труда (Кт 70), отчисления на соц. страхование и обеспечение (Кт 69) и др.

              Косвенные затраты вызваны организацией управления производственным процессом предприятия, в себестоимость конкретных услуг их включают пропорционально базе распределения установленной по планированию учету и калькулированию.

              В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разделах:

              - по месту возникновения затрат и по характеру производства;

              - по экономическим элементам;

              - по способу включения в себестоимость;

              - по отношению к технологическому процессу;

              - по статьям калькуляции.

              Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

              Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

              - расходы по обычным видам деятельности;

              - операционные расходы;

              - внереализационные расходы.

              Расходы, отличные от расходов их обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. К последним относятся и чрезвычайные расходы.

              Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей.

              Расходы от обычных видов деятельности группируются по следующим элементам:

              - материальные затраты;

              - затраты на оплату труда;

              - отчисления на социальные нужды;

              - амортизация основных фондов;

              - прочие затраты (налоги, сборы и т.д.).

              Такая группировка осуществляется с целью определения затрат в целом по организации, независимо от места их возникновения и назначения, позволяет выявить качественные показатели деятельности организации и контролировать расходы в соответствии с их экономическим содержанием, но не может быть использована для определения себестоимости продукции. Группировка затрат по статьям калькуляции (ПБУ 10/99) должна обеспечить наибольшее выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции.

              Формирование информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности ведется на счетах №20-29.

              Операционные расходы включают:

              - расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование, если эти действия не попадают под понятие предмета деятельности;

              - расходы, связанные с участием организации в уставных капиталах других организаций, если эти действия не попадают под понятие предмета деятельности;

              - расходы, связанные с продажей выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов отличных от денежных средств, товаров;

              - проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

              - расходы, связанные с оплатой услуг прочих кредитных организаций;

              - прочие операционных расходы.

              Бухгалтерский учет операционных расходов ведется на сч. 91/2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 58, 10, 04, 20, 23, 63. Сумма операционных расходов равна дебетовому обороту счета 91/2 уменьшенному на сумму НДС.

              Внереализационными расходами являются:

              - штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

              - возмещение причиненных организацией убытков;

              - убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

              - суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию;

              - курсовые разницы;

              - сумма уценки активов;

              - расходы на благотворительность, спортивные мероприятия и т.д.;

              - прочие внереализационные расходы.

              Бухгалтерский учет внереализационных расходов ведется на сч.91/2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами 76, 10, 41, 43, 60, 62, 50, 51, 52, 58. Записи по счету 91/2 ежемесячно сопоставляются с записями на сч.91/1 и определяется сальдо прочих доходов и расходов. Это сальдо ежемесячно списывается со сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на сч.99 «Прибыли и убытки».

              В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.). Бухгалтерский учет чрезвычайных расходов ведется непосредственно на сч.99 «Прибыли и убытки».

              Сводный учет или обобщение затрат по калькуляционным статьям, элементам цехам и видам изделий (заказов) относятся к завершающему этапу затрат на производство. Обобщение затрат происходит в определенной последовательности. В первую очередь на счета производства относятся все прямые затраты. Списание производится прямых затрат на основании ведомостей распределения соответствующих издержек, составляемых по данным первичных документов, а также ведомостей начислении амортизации основных средств и износа инвентаря и хоз. принадлежностей.

              Во вторую очередь распределяются услуги вспомогательных производств, а также косвенные расходы (по сч.25, 26, 23). После этого списываются расходы будущих периодов и потери от брака. Затем осуществляется подсчет производственных затрат по статьям, видам изделий, кодам заказов по отдельным структурным подразделениям и в целом по предприятию.

              Техника обобщения затрат на производство зависит от формы учета.

              При журнально-ордерной форме учета для обощения затрат используются ж/о №10, при упрощенной форме – ведомость В-3, а при сокращенной ж/ордерной форме учета – ж/о №5. Ж/о №10 составляют на основании итоговых данных ведомостей учета затрат цехов (№12), учета затрат обслуживающих производств (№13), учета потерь в производстве (№14), учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов (№15).

              В ж/о №10 отражаются все производственные затраты по их элементам с кредита соответствующие материальных и расчетных счетов.

              При этом в него записывают лишь те суммы кредитовых оборотов материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет одного из счетов затрат на производство.

              В ж/о №10 отражаются все внутренние обороты по счетам затрат на производство (списание затрат по счетам 23, 25, 26, 24 и т.д.) кредитовые обороты материальных и расчетных счетов, которые относятся в дебет непроизводственных счетов, регистрируют в ж/о №10/1. По окончании месяца в последний переносятся итоговые записи ж/о №10 общие итоги обоих ж/ордеров разносят затем по счетам главной книги.

              Данные ж/о №10, 10/1 используют для составления расчета затрат по элементам и расчета себестоимости продукции по статьям.

              Методы учета производственных затрат – это определение состава и размера затрат по отдельным изделиям, видам, группам изделий.

              В нашей стране в настоящее время основные методы учета затрат классифицируются:

              - простой метод - применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой и отсутствием незавершенного производства;

              -     попередельный метод – применяется в массовых производствах, где технологический процесс состоит из ряда последовательных переделов. Производственные затрат учитываются по переделам производственного процесса, а внутри каждого передела – по калькуляционным статьям расходов;

              - позаказный метод – применяется в индивидуальных мелко серийный производствах;

              - нормативный метод – применяется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

              При учете производственных затрат особое место занимают потери от брака, которые по законодательству можно включить в себестоимость продукции. Эти потери увеличивают себестоимость, снижают прибыль. Руководители предприятия имеют право возлагать определенную материальную ответственность на лиц, допустивших брак в работе. Учет потерь от брака ведется на калькуляционном счете 28 «Брак в производстве». Аналитический учет по сч.28 ведется по цехам, участкам, видам продукции и статьям затрат. Он ведется в ведомости «Потерь производства» (ф №14).

              Незавершенное производство – это продукция не прошедшая всех стадий обработки, не принятая ОТК.

              Затраты незавершенного производства необходимо отделить от затрат на сданную на склад, так как они в течении месяца учитываются вместе. Для этого нужен оперативный учет движения остатков деталей, узлов и т.д. на всех стадиях обработки.

              В конце месяца на основании первичных документов составляют ведомости движения деталей в незавершенном производстве.

              Бухгалтерский учет незавершенного производства ведется в денежном выражении с привлечением данных оперативного учета и инвентаризации, в процессе которой проверяется фактическое наличие деталей в незавершенном производстве.

 

 

Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений

              Основные нормативные документы:

1)     ФЗ ф129 от 21.11.1996г.;

2)     Положение по бух. учету «Учет основных средств»;

(ПБУ 6/01 утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995г. №26Н)

3)     Методические рекомендации по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств утв. приказом Минфина РФ от 30.06.1995г. №49;

4)     Положение ПБУ 5/01, утв. Минфином РФ от 09.06.2001г. №44-Н;

5)     ПБУ долгосрочных инвестиций, утвержденный приказом Минфина РФ от 30.12.1993г. №160.

Учет долгосрочных вложений

Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного (свыше года) пользования, не предназначенные для продажи (за исключением финансовых вложений в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других организаций). Долгосрочные вложения – связаны с осуществлением капитального строительства, реконструкции, техническое перевооружение действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

- приобретением зданий, сооружений, их отдельных частей;

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"