Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:38, курс лекций
Это одна из профилирующих дисциплин. Экономист является не только потребителем информации, но и принимает активное участие в процессе ее формирования.
Главная задача дисциплины – это умение экономиста в своей повседневной работе пользоваться всеми свойствами учетной информации, в зависимости от конкретных потребностей применять для анализа информацию об одних и тех же объектах с данной степенью их детализации.
Введение………………………………………………………………..5
Цель и задачи дисциплины……………………………………………………………….5
Лекция 1: Сущность и виды хозяйственного учета…...…………6
Понятие учета…………………………………………………………………………….6
Виды учета………………………………………………………………………..………..8
Учетные измерители……………………………………………………………………13
Национальные и международные стандарты финансовой деятельности…14
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация16
Внеоборотные активы и оборотные средства…………………………………...17
Источники формирования имущества……………………………………………...18
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета………………………...19
Основные принципы бухгалтерского учета………………………………………..19
Документирование хозяйственных операций (создание документов)………..21
Система счетов. Двойная запись……...…………………………………………..…22
Учетные регистры………………………………………………………………………25
Формы бухгалтерского учета…………………………………………...……………25
Бухгалтерские проводки……………………………………………………..…………30
Учетная политика при ведении бухгалтерского учета……………….…………31
Лекция 4: Инвентаризация ценностей……………………..…….32
Основные задачи инвентаризации…………………………….……………………..32
Порядок проведения инвентаризации……………………………………………….33
Отражение результатов инвентаризации………………………………….……..33
Лекция 5: Бухгалтерский баланс, виды, содержание………...….34
Лекция 6:Калькулирование себестоимости продукции……...…37
Затраты, издержки, себестоимость и расходы….………………………….…..38
Основные принципы, задачи учета затрат.………………………………….……39
Понятие расходов организации и определение их величины……………………41
Сводный учет затрат на производство………………………………………..…..43
Внереализационные расходы………………………………………………….……….43
Учет незавершенного производства………………………………………….……..45
Учет потерь от брака………………………………………………………….………45
Лекция 7: Учет основных средств, нематериальных активов, капитальных и финансовых вложений…………………..……….46
Основные нормативные документы…………………………………………………46
Учет долгосрочных вложений………………………………………………...………46
Учет основных средств………………………………………………………….……..49
Документальное оформление основных средств………………………………….50
Методы начисления амортизации……………………………………………….…..51
Инвентаризация основных средств……………………………………………….…55
Налог на прибыль по безвозмездно поступившим основным средствам….....57
Раскрытие информации об основных средствах……………………………..…..57
Выбытие нематериальных активов…………………………………………………57
Аренда основных средств………………………………………………………………58
Учет нематериальных активов………………………………………………………58
Лекция 8: Учет материально- производственных запасов…….58
Производственные запасы и задачи их учета…………………………….…..…..58
Организация учета материалов, их оценка в учете…….…..…………..…...…..59
Учет поступления материалов, товаров и расчетов с поставщиками.…….60
Учет материалов на складах……………………….…………………………...……60
Документальное оформление движения материалов в бухгалтерии………...61
Синтетический учет поступления и использования материальных запасов.62
Лекция 9: Учет расчетов…………………………………………...66
Учет расчетов с дебиторами за товары, услуги……………………..…………..68
Расчет с дебиторами и кредиторами по прочим операциям……….………….69
Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………….……….70
Лекция 10: Учет труда и заработной платы……………………71
Основные нормативные документы…………………………………….…………..71
Виды, формы, системы оплаты труда…………………………………………..…72
Документы по учету личного состава…………………………………..………….72
Учет расчетов с персоналом по оплате труда…..……………………..………..73
Лекция 11: Учет денежных средств………………………..……..74
Основные нормативные документы…………………………………………………74
Учет кассовых операций и денежных документов………………………………76
Учет операций по расчетному счету..………………………………………….…..79
Лекция 12: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами………………………………………………………………83
Основные нормативные документы…………………………………………..…….83
Расчеты по бюджету…………………………………………………………………..86
Расчеты с внебюджетными фондами……………………………………………...86
Лекция 13: Учет готовой продукции и ее реализации…….…….87
Понятие готовой продукции…………………………………………………………. 87
Учет выпуска готовой продукции……………………………………………………87
Бухгалтерский учет готовой продукции…………………………………..………..88
Учет продажи продукции…………………………………………………………...…88
Реализация готовой продукции……………………………………………………….89
Расходы на продажу…………………………………………………………………....90
Лекция 14: Учет собственных средств предприятия..…………93
Уставный капитал………………………………………………………………………93
Резервный капитал………………………………………………………………………96
Добавочный капитал……………………………………………………………………97
Учет нераспределенной прибыли, непокрытого убытка…………………..……97
Учет расчетов с учредителями………………………………………………………98
Лекция 15: Учет кредитных операций……………….…………98
Понятие кредита…..…………………………………………………………………
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) разрабатываются и пересматриваются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО).Полностью используют международные стандарты в основном развивающие страны, зависимые от иностранного капитала. Страны с развитой экономикой отдают предпочтение национальным традициям ведения бух. учета.
Россия идет по пути МФС постепенного преобразования национальных правил ведения бух. учета. Приказ в России был издан в 1998г. использование МФС необходимо потому, что российские компании, холдинги и крупные фирмы выходят на международные рынки, и их отчетность должна быть понятна зарубежным партнерам.
Лекция 2: Объекты бухгалтерского учета и их классификация
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия, объектом – имущество и его сотавными частями – имущество (хоз. средства, активы организации), капитал и обязательства организации (источники формирования его имущества), хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования. По своему составу и функциональной роли (характеру использования) имущество делится на 2 группы:
- внеоборотные активы (основной капитал);
- оборотные активы (оборотный капитал).
Внеоборотные активы:
Основные средства – это имущество со сроком полезного использования более года. В процессе производства используются длительное время, сохраняют материальную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а частями, по мере износа.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау, программные продукты, товарные знаки, организационные расходы и т.д.). Свою стоимость переносят на создаваемую продукцию частями (по мере амортизации).
Капитальные вложения – затраты на строительство, монтажные работы, приобретение оборудование, проектно-изыскательные работы, буровые и т.д., которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету.
Финансовые вложения – это инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные займы. В состав внеоборотных активов включаются долгосрочные (активы), финансовые вложения. ( долгосрочные финансовые вложения - более года, краткосрочные – менее года).
Оборотные активы – отражаются во втором разделе актива баланса по источникам образования подразделяются на:
- собственные (собственный капитал);
- заёмные (созданные за счет обязательств).
Источники формирования имущества:
Собственный капитал – это чистая стоимость имущества определяется как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.
Собственный капитал: это уставный, резервный, добавочный, целевое финансирование и поступление, отражается в первом разделе пассива баланса.
Целевое поступление (финансирование) – это средства, полученные из бюджета, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль, нераспределенная между акционерами (учредителями) использованная на накопление имущества хозяйствующего субъекта.
Заемные средства: это кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолжность, обязательства по распределению.
Краткосрочные ссуды - получают сроком до 1 года для приобретения ТМЦ, создание их запасов, внедрение техники и другие цели.
Кредиторская задолжность – это задолжность самой организации перед другими организациями, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолжность которым возникли в связи с покупкой ТМЦ, называют поставщиками, а кредиторов – по нетоварным операциям, прочими кредиторами.
Займы – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций, облигаций (краткоср. займы – менее года, долгоср. займы - более года).
Обязательства по распределению – это задолжность по зар. плате и др.
Хозяйственный процесс – это процесс снабжения производства реализации.
Лекция 3: Методы бухгалтерского учета
Основные принципы бухгалтерского учета
Определены ФЗ 129 от 21.11.1996г. Положением по ведению бух. Учета и бух. Отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. №34Н (в редакции приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31Н)).
Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета, он включает отдельные элементы:
Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение изменений объектов бухгалтерского учета в дебете и кредите счетов в одной и той же сумме;
- учет осуществляется на русском языке.
Оценка – это способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение;
Калькуляция - это способ группировки затрат и исчисление себестоимости;
Документация – это письменное свидетельство о совершенных хозяйственных операциях придающие юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Первичные документы составляются в момент свершения хоз. операций или по ее окончанию на бланках утвержденного образца или по форме утвержденной руководителем в составе документооборота.
Инвентаризация позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние.
- приказ по учетной политике регламентирует правила ведения бух. учета в организации (положение по бух. учету, Учетная политика организации ПБУ 1/98, утвержденный приказом Минфина РФ от 09.12.1998г. №60Н).
Бухгалтерская отчетность – это система показателей, характеризующая ее производ. хоз. и финансовую деятельность за определенный период.
Бух. баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу, размещению и источникам образования на 1-ое число.
Счета – предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. Различают 2 вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса и отражают их содержание. Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств по их составу и размещению, пассивные – для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению.
Документирование хоз. операций (создание документов)
Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
Эти документы являются первичными на основании которых ведется бух. учет (это накладные, доверенности и др.). Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержаться в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. (Постановление Госкомстата России от 30.10.1997г. №71а, действующий с 1.01.1999г.). Запись в документах осуществляется чернилами, шариковой ручкой и т.д.
В денежных документах суммы указываются цифрами, прописью. Документы должны быть оформлены четко, разборчиво, допущенная ошибка зачеркивается, рядом пишется «исправленному верить».
В кассовых, банковских документах подтирки, исправления не допускаются.
Путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи и хранения в архив называется – документооборотом.
Все документы в папках подшиваются в хронологическом порядке.
Срок хранения документов определены Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности предприятия с указанием сроков хранения материалов утв. Главным архивным управлением при Совете министров СССР от 15.08.1998г. в редакции решения Госналогслужбы РФ, Росархива от 27.06.1996г. и ФЗ о бух. учете №Ф №129.
5лет – квартальные балансы, кассовые книги, оборотно-сальдовые ведомости;
10лет – годовые балансы, ликвидационные, разделительные балансы; Паспорта зданий – до момента их списания.
75лет – лицевые счета, ведомости на заработную плату.
Изъятие первичных документов у организации разрешается только органами дознания на основании постановление, действующих законодательных актов. Изъятие оформляется протоколом, копия вручается под расписку руководителя, гл. бухгалтеру организации.
В случае гибели документов, пропажи руководитель назначает комиссию по расследованию причин. Утверждаются результаты актом – директором.
Система счетов. Двойная запись.
Контроль, наблюдение за хоз. операциями, имуществом, источников его формирования, осуществляется с помощью системы счетов бух. учета. Счет имеет форму двухсторонней таблицы: Дебет, Кредит.
В соответствием с делением бух. баланса на актив, пассив, счета различают активные или пассивные.
Активные – это учет имущества организации (касса, расчетный счет, основные средства).
Пассивные – это счета для учета обязательств (источники формирования имущества организации): уставный капитал, добавочный.
Запись начинается с указания начального остатка (сальдо). В активных счетах – по дебету, пассивных – по кредиту.
Суммы, увеличивающие начальный остаток записывают на стороне остатка, суммы уменьшающие остаток - на противоположной стороне.
Следовательно, в активных счетах – увеличение по дебету, уменьшение по кредиту, в пассивных – наоборот.
Если сложить все суммы операций записаны на сторонах счетов, получим обороты счетов. Итоговая сумма по дебету дает дебетовый оборот, а по кредиту – кредитовый оборот.
Конечный остаток определяют по счету: прибавляя к начальному сальдо + обороты этой стороны счета и вычитают оборот противоположной стороны.
Новый остаток может быть равен нулю.
В пассивных счетах наоборот.
Сальдо – это разница между Дебетом и Кредитом.
Активный счет
| ДТ | КТ |
Начальное сальдо | 70 |
|
Оборот | 100 | 20 |
Конечное сальдо | 150 |
|
Пассивный счет
| ДТ | КТ |
Начальное сальдо |
| 100 |
Оборот | 50 | 100 |
Конечное сальдо |
| 150 |