Кодекс аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:31, реферат

Краткое описание

Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора. Настоящий Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы. Нормы профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants).

Файлы: 1 файл

Кодекс аудиторской деятельности.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

 д) альтернативные действия.

 Рассмотрев  указанное, аудитор должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами поведения. Аудитор также должен взвесить последствия каждого возможного образа действий. Если проблема остается неразрешенной, аудитор должен проконсультироваться с соответствующими лицами в аудиторской  организации с целью получения  помощи для разрешения конфликта.

  В интересах аудитора может быть документирование сути проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых решений по этой проблеме.

  Если значительный  конфликт не поддается разрешению, аудитор может пожелать обратиться  за профессиональным советом  в соответствующую саморегулируемую  организацию аудиторов или к  юридическим консультантам и,  таким образом, получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности. Например, аудитор может столкнуться со случаем мошенничества, сообщая о котором он может нарушить обязательство соблюдать конфиденциальность. В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.

  Если все  уместные возможности исчерпаны,  а этический конфликт остается  неразрешенным, аудитор должен (когда  это возможно) отказаться быть  ассоциированным с предметом,  ставшим причиной этого конфликта.  Аудитор может решить, что в  данных обстоятельствах следует  выйти из состава проверяющей  группы, или отказаться от конкретных  обязательств, или полностью сложить  с себя обязанности в рамках  задания (договора) или нанявшей  его аудиторской организации.  

 Раздел 2. Заключение договора об оказании профессиональных услуг

 Приемлемость  отношений с клиентом

 2.1. Прежде  чем установить отношения с  новым клиентом, аудитор должен  рассмотреть вопрос, может ли  выбор этого клиента привести  к возникновению угроз соблюдению  основных принципов. Потенциальная  угроза честности или профессиональному  поведению может, например, иметь  место при наличии сомнительных  характеристик клиента (его собственников,  руководящих лиц или деятельности).

 2.2. Сомнительными  характеристиками клиента (если  они известны) являются, например: участие  клиента в незаконной деятельности (легализации (отмывании) доходов,  полученных преступным путем); репутация  непорядочного контрагента; сомнительная  практика составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 2.3. Аудитор  должен оценить значимость любых  угроз. Если выявленные угрозы  не являются явно несущественными,  требуется рассмотреть и по  мере необходимости предпринять  меры предосторожности для их  устранения или сведения до  приемлемого уровня.

 2.4. Надлежащие  меры предосторожности могут  включать получение и понимание  информации о клиенте, его владельцах, руководителях и лицах, ответственных  за административную и коммерческую  деятельность, или получение от  клиента гарантированного обязательства  усовершенствовать практику корпоративного  поведения (управления) либо систему  внутреннего контроля.

 2.5. Если угрозы  невозможно свести до приемлемого  уровня, то аудитор должен отказаться  вступать в отношения с клиентом.

 2.6. Приемлемость  отношений с клиентом должна  периодически пересматриваться  для возобновляемых заданий.

 Приемлемость  задания

 2.7. Аудитор  должен предоставлять только  такие услуги, которые соответствуют  его компетентности. Прежде чем  принять конкретное задание от  клиента, аудитор должен рассмотреть  вопрос о том, не приведет  ли принятие задания к возникновению  угроз нарушения основных принципов.  Например, угроза личной заинтересованности  в отношении соблюдения принципа  профессиональной компетентности  и должной тщательности может  возникнуть в случае, если группа, выполняющая задание, не обладает  компетентностью, необходимой для  правильного выполнения задания,  или не может приобрести ее.

 2.8. Аудитор  должен оценивать серьезность  выявленных угроз и, если они  не являются явно незначительными,  должен предпринять необходимые  меры предосторожности для устранения  угроз или сведения их до  приемлемого уровня. К таким мерам  относятся:

 а) правильное понимание характера деятельности клиента, сложности совершаемых  им операций, конкретных требований задания, цели, характера и объема работы, подлежащей выполнению;

 б) знание соответствующей  отрасли экономической деятельности или предмета задания;

 в) наличие  опыта в рамках соответствующих  юридических требований или требований к отчетности либо приобретение такого опыта;

 г) привлечение  достаточного количества сотрудников, обладающих необходимой квалификацией;

 д) использование  работы экспертов при необходимости;

 е) договоренность о реальном сроке выполнения задания;

 ж) соблюдение правил и процедур контроля качества, способных в разумных пределах гарантировать, что конкретное задание принимается  только тогда, когда оно может  быть квалифицированно выполнено.

 2.9. Когда  аудитор намеревается полагаться  на совет или работу эксперта, он должен оценить, насколько  обосновано его доверие к такому  совету или работе. Аудитор должен  учесть такие факторы, как репутация  эксперта, его опыт, имеющиеся в  распоряжении ресурсы и соответствующие  профессиональные и этические  правила (стандарты). Такую информацию  можно получить в результате  предыдущей работы с этим экспертом  или от третьих лиц.

 Изменения договора об оказании профессиональных услуг

 2.10. Аудитор,  которому предлагают заменить  другого аудитора или который  собирается предложить свою кандидатуру  для выполнения задания, которым  занимается другой аудитор, должен  определить, имеются ли какие-либо  причины (профессиональные или  иные), не позволяющие ему принять  это задание, например обстоятельства, угрожающие нарушением основных  принципов. Например, если аудитор  принял задание, не зная всех  связанных с ним фактов, может  возникнуть угроза соблюдению  принципа профессиональной компетенции  и должной тщательности.

 2.11. Необходимо  оценить серьезность таких угроз.  В зависимости от характера  задания для установления всех  фактов и обстоятельств, вызывающих  изменение задания, может потребоваться  прямой контакт с выполняющим  задание аудитором с целью  определения того, можно ли это  задание принять. Например, поверхностные  причины изменения могут не  отражать полностью все факты,  а лишь служить признаком наличия  разногласий с выполняющим задание  аудитором, которые могут повлиять  на решение о принятии этого  задания.

 2.12. Выполняющий  задание аудитор обязан соблюдать  конфиденциальность. Степень, в которой  аудитор может и должен обсуждать  состояние дел клиента с предполагаемым  аудитором, зависит от характера  задания, а также от:

 а) наличия  на то разрешения клиента;

 б) относящихся  к такому контакту и раскрытию  информации юридических или этических  требований.

 2.13. При отсутствии  указаний со стороны клиента  выполняющий задание аудитор  не должен при обычных обстоятельствах  передавать информацию по своей  инициативе. Обстоятельства, при которых  раскрытие информации является  уместным, приведены в разделе  1 Кодекса:

 12.14. Если  выявленная угроза не относится  к явно несущественным, требуется  рассмотреть и предпринять необходимые  меры предосторожности с целью  устранения угрозы или сведения  ее до приемлемого уровня.

 2.15. Такими  мерами предосторожности могут  быть:

 а) полное и  открытое обсуждение состояния дел  клиента с выполняющим задание  аудитором;

 б) обращение  к выполняющему задание аудитору с просьбой предоставить известную  ему информацию обо всех фактах и  обстоятельствах, о которых, по его  мнению, должен быть осведомлен предполагаемый аудитор до решения о принятии задания;

 в) при ответе на предложение выставить свою кандидатуру  следует указать на необходимость  контакта с выполняющим задание  аудитором с целью выяснения  того, существуют ли профессиональные или иные причины для отклонения задания.

 2.16. При обычных  обстоятельствах, чтобы начать  обсуждение с выполняющим задание  аудитором, аудитор должен получить  разрешение клиента, как правило,  желательно в письменном виде. При получении такого разрешения  выполняющий задание аудитор  должен соблюдать все юридические  и иные правила, распространяющиеся  на подобные случаи. Информация, которую предоставляет выполняющий  задание аудитор, должна быть  честной и недвусмысленной. Если  контакт с выполняющим задание  аудитором невозможен, то аудитор  должен стараться получить информацию  о возможных угрозах другими  средствами, например, у третьей  стороны или путем наведения  справок о руководителях клиента  или лицах, облеченных руководящими  полномочиями.

 2.17. При невозможности  устранить угрозу или свести  ее до приемлемого уровня с  помощью мер предосторожности  аудитор, не получив удовлетворительных  сведений с помощью других  средств, должен отказаться от  задания.

 2.18. Аудитор  может получить предложение выполнить  работу, дополняющую или сопровождающую  работу, выполняемую действующим  аудитором. В такой ситуации  может возникнуть угроза профессиональной  компетентности и должной тщательности, например, вследствие дефицита или  неполноты информации. Меры предосторожности  в этом случае включают уведомление  выполняющего задание аудитора  о предложении такой работы, что  дает ему возможность предоставить  уместную информацию, необходимую  для правильного проведения работы.   

 Раздел 3. Конфликт интересов

 3.1. Аудитор  должен предпринимать разумные  шаги для выявления обстоятельств,  в которых может возникнуть  конфликт интереса. Такие обстоятельства  могут привести к возникновению  угрозы нарушения основных принципов.  Например, в случае, когда аудитор  является непосредственным конкурентом  клиента либо участвует в совместном  бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом клиента, может возникнуть угроза нарушения принципа объективности. Угроза нарушения принципа объективности или принципа конфиденциальности может также возникнуть, если аудитор оказывает услуги клиентам, у которых существует конфликт интересов или спор, имеющие отношение к предмету услуг.

 3.2. Аудитор  должен оценивать серьезность  всех угроз. При такой оценке  аудитор должен принять во  внимание, имеет ли он какие-либо  деловые интересы или отношения  с клиентом или третьей стороной, которые могут привести к возникновению  таких угроз до установления  или продолжения поддержания  отношений или принятия конкретного  задания. Если такие угрозы  не являются явно незначительными,  необходимо обдумать и по мере  необходимости принять меры предосторожности  для устранения таких угроз  или сведения их до приемлемого  уровня.

 3.3. В зависимости  от обстоятельств, ведущих к  возникновению такого конфликта,  меры предосторожности обычно  включают:

 а) уведомление  клиента о деловых интересах  или деятельности, которые могут  представлять конфликт интереса, и  получение согласия клиента на действия в таких обстоятельствах;

 б) уведомление  всех соответствующих сторон о том, что аудитор оказывает двум или  более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интереса этих сторон, и получение  согласия всех этих сторон на продолжение  таких действий;

 в) уведомление  клиента о том, что аудитор  при оказании запрашиваемых услуг  работает для многих клиентов (например, в конкретном секторе рынка или  по конкретному виду заданий), и получение  согласия на действия при таких обстоятельствах.

 3.4. Следующие  меры предосторожности также  должны быть рассмотрены:

 а) использование  самостоятельных независимых групп, ответственных за задание;

 б) процедуры, препятствующие доступу к информации (например, строгая физическая изоляция групп друг от друга, конфиденциальное и безопасное хранение информации);

Информация о работе Кодекс аудиторской деятельности