Кодекс аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:31, реферат

Краткое описание

Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора. Настоящий Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы. Нормы профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants).

Файлы: 1 файл

Кодекс аудиторской деятельности.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

 д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть, когда  с помощью угроз (реальных или  воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно.

  Характер  и значимость угроз могут различаться  в зависимости от того, возникают  ли они в связи с оказанием  клиенту услуг по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг  по проверке достоверности информации, не являющейся аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг,  не связанных с проверкой достоверности  информации.

  Примерами  обстоятельств, при которых могут  возникнуть угрозы личной заинтересованности, являются, в частности:

 а) финансовая заинтересованность в клиенте или  общая с клиентом финансовая заинтересованность;

 б) чрезмерная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента;

 в) наличие  тесных деловых отношений с клиентом;

 г) обеспокоенность  возможностью потерять клиента;

 д) возможность  стать сотрудником клиента;

 е) условный гонорар, зависящий от результатов  проверки достоверности информации;

 ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги по проверке, либо директору или  иному должностному лицу клиента, а  также заем, полученный от них.

  Примерами  обстоятельств, при которых могут  возникнуть угрозы самоконтроля, являются, в частности:

 а) обнаружение  существенной ошибки при перепроверке работы аудитора;

 б) подготовка отчета о функционировании финансовых систем, в разработке или внедрении  которых принимал или принимает  участие аудитор;

 в) подготовка исходных данных, используемых для  подготовки информации, являющейся предметом  проверки;

 г) член проверяющей  группы является или в недавнем прошлом  являлся директором или должностным  лицом клиента;

 д) член проверяющей  группы работает или в недавнем прошлом  работал по найму у клиента  в должности, позволяющей оказывать  непосредственное и существенное влияние  на предмет проверки;

 е) оказание клиенту услуги, непосредственно  влияющей на предмет проверки.

  Примерами  обстоятельств, при которых могут  возникнуть угрозы заступничества, являются, в частности:

 а) продвижение  акций листинговой компании, когда  эта компания является клиентом по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности;

 б) действия в качестве защитника клиента  по проверке при разбирательстве  или споре с третьей стороной.

  Примерами  обстоятельств, при которых могут  возникнуть угрозы близкого знакомства, являются, в частности:

 а) член группы, ответственной за задание, находится  в близких родственных или  семейных отношениях с директором или  иным должностным лицом клиента;

 б) член группы, ответственной за задание, находится  в близких родственных или  семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет  оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;

 в) бывший собственник  или руководитель аудиторской организации  является директором или иным должностным  лицом клиента либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать  непосредственное существенное влияние  на предмет задания;

 г) принятие подарков или знаков особого внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;

 д) длительные деловые отношения между старшим  персоналом аудиторской организации  и клиентом.

  Примерами  обстоятельств, при которых могут  возникнуть угрозы шантажа, являются, в частности:

 а) угроза увольнения или отстранения от выполнения задания  для клиента;

 б) угроза возбуждения  судебного разбирательства;

 в) давление с целью необоснованно снизить  объем выполняемых работ для  сокращения гонорара.

  Аудитор  может также столкнуться с  тем, что некоторые особые обстоятельства  ведут к возникновению уникальных  угроз нарушения одного или  более основных принципов. Очевидно, что такие уникальные угрозы  не могут быть классифицированы. При профессиональных либо деловых  отношениях аудитор должен всегда  помнить о возможности таких  угроз.

  Меры предосторожности, которые могут устранить указанные  угрозы или ослабить их до  приемлемого уровня, подразделяются  на две общие группы:

 а) меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом  или нормативными актами;

 б) меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.

  Меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом  или нормативными актами, включают, в частности:

 а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия  профессией;

 б) требования постоянного повышения профессиональной квалификации;

 в) руководство  по корпоративному поведению (управлению);

 г) профессиональные правила (стандарты);

 д) контроль процедуры со стороны профессии  и надзорных органов, а также  качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;

 е) внешние  проверки юридически уполномоченными  третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.

  Общие  меры предосторожности, относящиеся  к деятельности аудиторской организации,  могут включать:

 а) руководство  аудиторской организацией, при котором  подчеркивается важность соблюдения основных принципов;

 б) руководство  аудиторской организацией, при котором  подразумевается, что члены проверяющей  группы будут действовать в общественных интересах;

 в) правила  и процедуры проведения контроля и мониторинга качества проверки выполнения заданий;

 г) документально  зафиксированные правила, предусматривающие  выявление угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и  в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение  и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;

 д) для аудиторских  организаций, выполняющих задание  по проверке, - документально зафиксированные  правила независимости, предусматривающие  выявление угроз независимости, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и  осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;

 е) документально  зафиксированные внутренние правила  и процедуры, требующие соблюдения основных принципов;

 ж) правила  и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской  организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами;

 з) правила  и процедуры контроля и при  необходимости управления зависимостью доходов аудиторской организации  от поступлений от отдельного клиента;

 и) привлечение  других руководителей и групп, выполняющих  задания, для оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой;

 к) правила  и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся членами группы, выполняющей  задание, неправомерно влиять на результаты задания;

 л) своевременное  доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации, в том числе о любых изменениях в них, до сведения всех руководителей  и профессиональных сотрудников, и  надлежащая организация их обучения;

 м) назначение одного из руководителей аудиторской  организации ответственным за должное  функционирование системы внутреннего  контроля качества;

 н) информирование всех руководителей и сотрудников  аудиторской организации обо  всех клиентах по проверке и связанных  с ними организациях, независимость  по отношению к которым они  должны соблюдать;

 о) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации;

 п) официально объявленные правила и процедуры, стимулирующие и уполномочивающие сотрудников сообщать руководству  аудиторской организации о любых  проблемах, связанных с соблюдением  основных принципов.

  Конкретные  меры предосторожности, относящиеся  к заданию, могут включать:

 а) привлечение  другого аудитора для проверки проделанной  работы или получения необходимой  консультации;

 б) получение  консультаций от независимой третьей  стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов;

 в) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента;

 г) раскрытие  руководящим работникам клиента  характера оказываемых услуг  и размера взимаемой платы (гонорара);

 д) привлечение  другой аудиторской организации  для выполнения (повторного выполнения) части задания;

 е) ротация  руководящего персонала проверяющей  группы.

 1.40. В зависимости  от характера задания аудитор  может также полагаться на  меры предосторожности, применяемые  клиентом. Однако для сведения  угроз до приемлемого уровня  полагаться исключительно на  такие меры невозможно.

  Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах  клиента, могут включать:

 а) утверждение  или одобрение назначения аудиторской  организации для выполнения задания  лицами, не входящими в руководство  клиента;

 б) наличие  у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для  принятия управленческих решений;

 в) применение клиентом при поручении заданий, не связанных с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный  выбор исполнителя;

 г) наличие  у клиента структуры корпоративного поведения (управления), обеспечивающей надлежащее наблюдение и информирование об услугах аудиторской организации.

  Определенные  меры предосторожности могут  увеличить вероятность выявления  или пресечения неэтичного поведения.  Такие меры включают, в частности:

 а) эффективную, широко освещаемую систему работы с  жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям  и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального  или неэтичного поведения;

 б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях норм этики.

  Характер  мер предосторожности, подлежащих  принятию, изменяется в зависимости  от обстоятельств. При вынесении  профессионального суждения аудитор  должен рассмотреть, что признало  бы неприемлемым разумное и  хорошо информированное стороннее  лицо, обладающее всей необходимой  информацией (в том числе о  существенности угрозы и принятых  мерах предосторожности).

 Разрешение  этических конфликтов

  При оценке  соблюдения основных принципов  аудитору, возможно, потребуется разрешить  конфликт, возникающий из применения  основных принципов поведения.

  Приступая  к формальному или неформальному  процессу разрешения конфликта,  аудитор в качестве части такого  процесса должен самостоятельно  или совместно с другими лицами  рассмотреть:

 а) уместные факты;

 б) имеющиеся  этические проблемы;

 в) основные принципы, имеющие отношение к  вопросу;

 г) установленные  внутренние процедуры;

Информация о работе Кодекс аудиторской деятельности