Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:31, реферат
Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора. Настоящий Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельства, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы. Нормы профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Кодекс подготовлен на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants).
д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно.
Характер
и значимость угроз могут
Примерами
обстоятельств, при которых
а) финансовая заинтересованность в клиенте или общая с клиентом финансовая заинтересованность;
б) чрезмерная зависимость от общего размера гонорара, получаемого от одного клиента;
в) наличие тесных деловых отношений с клиентом;
г) обеспокоенность возможностью потерять клиента;
д) возможность стать сотрудником клиента;
е) условный гонорар, зависящий от результатов проверки достоверности информации;
ж) заем, выданный клиенту, которому оказываются услуги по проверке, либо директору или иному должностному лицу клиента, а также заем, полученный от них.
Примерами
обстоятельств, при которых
а) обнаружение существенной ошибки при перепроверке работы аудитора;
б) подготовка отчета о функционировании финансовых систем, в разработке или внедрении которых принимал или принимает участие аудитор;
в) подготовка исходных данных, используемых для подготовки информации, являющейся предметом проверки;
г) член проверяющей группы является или в недавнем прошлом являлся директором или должностным лицом клиента;
д) член проверяющей группы работает или в недавнем прошлом работал по найму у клиента в должности, позволяющей оказывать непосредственное и существенное влияние на предмет проверки;
е) оказание клиенту услуги, непосредственно влияющей на предмет проверки.
Примерами
обстоятельств, при которых
а) продвижение акций листинговой компании, когда эта компания является клиентом по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б) действия в качестве защитника клиента по проверке при разбирательстве или споре с третьей стороной.
Примерами
обстоятельств, при которых
а) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с директором или иным должностным лицом клиента;
б) член группы, ответственной за задание, находится в близких родственных или семейных отношениях с работником клиента, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
в) бывший собственник или руководитель аудиторской организации является директором или иным должностным лицом клиента либо работником, занимающим должность, которая позволяет оказывать непосредственное существенное влияние на предмет задания;
г) принятие подарков или знаков особого внимания от клиента, за исключением случаев, когда их стоимость является явно незначительной;
д) длительные
деловые отношения между
Примерами
обстоятельств, при которых
а) угроза увольнения или отстранения от выполнения задания для клиента;
б) угроза возбуждения судебного разбирательства;
в) давление с целью необоснованно снизить объем выполняемых работ для сокращения гонорара.
Аудитор
может также столкнуться с
тем, что некоторые особые
Меры предосторожности,
которые могут устранить
а) меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами;
б) меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.
Меры предосторожности, предусмотренные профессией, законом или нормативными актами, включают, в частности:
а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессией;
б) требования
постоянного повышения
в) руководство по корпоративному поведению (управлению);
г) профессиональные правила (стандарты);
д) контроль процедуры со стороны профессии и надзорных органов, а также качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;
е) внешние проверки юридически уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.
Общие
меры предосторожности, относящиеся
к деятельности аудиторской
а) руководство аудиторской организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов;
б) руководство
аудиторской организацией, при котором
подразумевается, что члены проверяющей
группы будут действовать в
в) правила и процедуры проведения контроля и мониторинга качества проверки выполнения заданий;
г) документально
зафиксированные правила, предусматривающие
выявление угроз нарушения
д) для аудиторских
организаций, выполняющих задание
по проверке, - документально зафиксированные
правила независимости, предусматривающие
выявление угроз независимости,
оценку их серьезности и в случаях,
когда такие угрозы не являются явно
незначительными, определение и
осуществление мер
е) документально зафиксированные внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов;
ж) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами;
з) правила
и процедуры контроля и при
необходимости управления зависимостью
доходов аудиторской
и) привлечение других руководителей и групп, выполняющих задания, для оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой;
к) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся членами группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания;
л) своевременное доведение информации о правилах и процедурах аудиторской организации, в том числе о любых изменениях в них, до сведения всех руководителей и профессиональных сотрудников, и надлежащая организация их обучения;
м) назначение одного из руководителей аудиторской организации ответственным за должное функционирование системы внутреннего контроля качества;
н) информирование всех руководителей и сотрудников аудиторской организации обо всех клиентах по проверке и связанных с ними организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать;
о) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и процедур аудиторской организации;
п) официально
объявленные правила и
Конкретные меры предосторожности, относящиеся к заданию, могут включать:
а) привлечение другого аудитора для проверки проделанной работы или получения необходимой консультации;
б) получение консультаций от независимой третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов;
в) обсуждение
этических проблем с
г) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара);
д) привлечение другой аудиторской организации для выполнения (повторного выполнения) части задания;
е) ротация руководящего персонала проверяющей группы.
1.40. В зависимости от характера задания аудитор может также полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом. Однако для сведения угроз до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.
Меры предосторожности,
заложенные в системах и
а) утверждение или одобрение назначения аудиторской организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство клиента;
б) наличие у клиента компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;
в) применение клиентом при поручении заданий, не связанных с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя;
г) наличие
у клиента структуры
Определенные
меры предосторожности могут
увеличить вероятность
а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;
б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях норм этики.
Характер
мер предосторожности, подлежащих
принятию, изменяется в зависимости
от обстоятельств. При
Разрешение этических конфликтов
При оценке соблюдения основных принципов аудитору, возможно, потребуется разрешить конфликт, возникающий из применения основных принципов поведения.
Приступая
к формальному или
а) уместные факты;
б) имеющиеся этические проблемы;
в) основные принципы, имеющие отношение к вопросу;
г) установленные внутренние процедуры;