Юридическая оценка учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методических и правовых основ формирования и ведения учетной политики в организации.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:
− сформулировать определение учетной политики;
− раскрыть основные положения ПБУ 1/2008 и других нормативных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и в части формирования учетной политики организации;
− изучить структуру учетной политики и состав ее основных элементов;

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1. Понятие учетной политики 5
1.2 Структура учетной политики 12
1.3 Формирование, раскрытие и изменение учетной политики 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «CТРОЙСЕРВИС» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройсервис». 24
2.2 Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии 27
2.3 Анализ и оценка учетной политики ООО «Cтройсервис» 32
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «CТРОЙСЕРВИС» 36
Заключение 43
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая суд бухг с приложениями.doc

— 713.00 Кб (Скачать)

Необходимо обратить внимание на избранную в ООО «Cтройсервис» систему ведения бухгалтерской отчетности и ее состав, сопоставив эти сведения с требованиями действующего законодательства. Учетная политика организации не должна противоречить требованиям ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете», методическим указаниям и инструкциям, детализирующим данный нормативный акт.

Оценка учетной политики организации проводится правоохранительными  органами для предупреждения и своевременного выявления преступлений в сфере  экономики.

Юридическая оценка учетной  политики ООО «Cтройсервис» была проведена по ряду направлений:

1. Поиск наиболее чувствительных  показателей Противоправные изменения  в хозяйственных процессах находят  отражение и в технико-экономических  показателях (например, завышение  расходов ведет к снижению  величины прибыли, а, следовательно, и к снижению показателей рентабельности). Анализ технико-экономических показателей может помочь в диагностике экономических преступлений.

2. Проверка приказа  об утверждении учетной политики  организации и наличия необходимых  внутренних документов и должностных инструкций.

К элементам учетной  политики относятся: рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок  проведения инвентаризаций, правила  документооборота и т. д.

Данная проверка позволяет  изучить реальное распределение  учетно-контрольных функций, возможности совмещения обязанностей отдельных работников, которые могут использоваться в преступных целях. Например, после временного перевода старшего бухгалтера на должность кассира путем выписки трех подложных расходных кассовых ордеров на представителя поставщика были похищены денежные средства на сумму 150 тысяч рублей.

3. Анализ избранной  в организации системы ведения  бухгалтерской отчетности и ее  состав.

Анализ производится путем сопоставления сведений о  бухгалтерской отчетности в организации с требованиями соответствующего законодательства (ст. 13 ФЗ «О бухгалтерском учете», методические указания и инструкции, детализирующие данный нормативный акт).

Оценка учетной политики организации по вышеуказанным направлениям проводится правоохранительными органами в целях предупреждения и своевременного выявления преступлений в сфере экономики.

Значение некоторых  показателей бухгалтерской отчетности зависит от применения конкретного  способа ведения бухгалтерского учета. К наиболее существенным способам (т.е. таким, без знания о применении которых невозможна достоверная оценка отчетности) Положение относит: способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Как видно из приведенного перечня, это способы, определяющие порядок распределения производственных издержек в отчетный период. Какой бы из них избран ни был, в конечном счете финансовые результаты работы организации в целом за год будут оказываться идентичными. В то же время нарушение учетной политики и непоследовательное проведение указанных способов ведет к искажению финансовых результатов работы предприятия и, соответственно, нарушению налогового законодательства.

Хотя учетная политика определяется руководителем организации, юридическая служба также должна принимать участие в ее разработке, поскольку оказание правовой помощи является важным направлением работы этой службы.

При проведении юридической оценки учетной политики ООО «Стройсервис» необходимо ознакомиться со следующими документами: приказом (распоряжением) об учетной политике;  рабочим планом счетов бухгалтерского учета;  перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;  правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;  методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике;  пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;  изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Результаты проделанной работы обобщим в табл.1.

Таблица 1

Юридическая оценка методического  подхода к составлению учетной  политики ООО «Стройсервис» за 2010 г.

№ п/п

Содержание вопроса  аудитора

Ответ бухгалтера

Результаты поверки

Да 

Нет

1

2

3

4

5

1

имеется ли в организации  учетная политика;

+

 

Утверждена 29.12.10 г.

2

утверждены ли должностные  инструкции работников бухгалтерии;

+

 

Да, в наличии имеются 

 

ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной  политики;

+

 

По результатам опроса выяснилось, что не все.

3

корректируются ли (в  случае необходимости) положения учетной  политики в связи с изменениями  в законодательстве РФ, существенными изменениями условий деятельности организации и разработкой новых способов ведения учета;

+

 

Да 

4

оформляются ли изменения  и дополнения учетной политики соответствующей  организационно-распорядительной документацией;

+

 

Да 

5

утвержден ли график документооборота;

 

+

график документооборота не разработан

6

имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной  политики;

 

+

Не имеются 

7

имеется ли служба внутреннего  аудита (ревизионная комиссия);

 

+

Не предусмотрена

8

имеются ли в полном составе  приказы, распоряжения по учетной политике;

+

 

Да 

9

утвержден ли график проведения инвентаризации;

+

 

В п.3 учетной политики описан лишь порядок проведения инвентаризации МПЗ

10

проводятся ли инвентаризации в соответствии с утвержденным графиком;

+

 

Не всегда

11

проводятся ли обязательные инвентаризации;

+

 

Да 

12

проводятся ли внезапные  инвентаризации кассы, складских помещений;

 

+

Нет

13

ограничен ли доступ к  информации бухгалтерского учета и  отчетности;

+

 

Да

14

определены ли лица, ответственные  за хранение бухгалтерских документов.

+

 

Нет строгого закрепления  за определенным лицом

15

Организовано ли хранение первичных и сводных документов на предприятии

+

 

В течение 6 лет


 

Анализируя данные табл.1, можно сделать вывод о том, что в целом учетная политика ООО «Стройсервис» соответствует требованиям законодательных и нормативных актов. Параллельно с этим следует порекомендовать, чтобы руководство предприятия приняло меры по совершенствованию некоторых положений учетной политики, например, утверждению графиков документооборота и проведения инвентаризации. 

В рамках юридической оценки необходимо  ответить на ряд вопросов, выяснить организационно-технические моменты  ведения налогового учета в ООО  «Стройсервис» и проанализировать вопросы, которые нашли отражение в рабочем документе (табл. 2). 

Таблица 2

Анализ учетной политики ООО  «Стройсервис» за 2010 год

Элемент учетной политики

Вариант, закрепленный в  учетной политике

Фактически применяемый  вариант

Источник информации

Замечания

1

Метод начисления доходов  и расходов

Метод начисления

Метод начисления

п. 4 учетной политики

Нет

2

Метод начисления амортизации  основных средств

Линейный 

Линейный 

п. 5.1 учетной политики

Нет

3

Способ списания себестоимости МПЗ

Не прописан

по средней

п. 7.1 учетной политики

Нет

4

Счета, предназначенные  для учета расходов на производство

20,23,25,26

20,23,25,26

п.п. 9.1-9.3 учетной политики

Нет

5

База распределения  косвенных расходов

Пропорционально выполненному объему работ

Пропорционально прямым затратам

п. 10.3 учетной политики

Не соответствует прописанному в учетной политике

6

Приложения к учетной  политике

Приложение №1 «Рабочий план счетов». 

Приложение №1 «Рабочий план счетов»; 

Приказ об учетной  политике

Нет регистров налогового учета

7

Список неунифицированных  документов, утв. руководителем

Акт на списание ГСМ, акт  списания малоценных предметов, акт  переработки, регистр – расчет амортизации  основных средств, акт на списание канцелярских Принадлежностей, сводная ведомость

Акт на списание ГСМ, акт  списания малоценных предметов, акт  переработки, регистр – расчет амортизации  основных средств, акт на списание канц. Принадлежностей, сводная ведомость

Приложение №2 к учетной  политике

Нет


 

Анализируя данные табл.2, можно сделать вывод о том, что практически все элементы учетной политики предприятия соответствуют прописанным в учетной политике. Параллельно с этим следует порекомендовать, чтобы руководство предприятия приняло меры по обновлению некоторых положений учетной политики, согласно фактически применяемым, например, исправить п. 10.3 учетной политике о базе распределения косвенных расходов, а также разработать и утвердить  регистры налогового учета. 

Одной из ошибок ООО «Стройсервис», обнаруженных в ходе юридической оценки является то, что приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован датой текущего года. В соответствии с нормами ПБУ 1/08 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден соответствующий организационно-распорядительный документ.

В заключение, основными видами нарушений, по результатам юридической оценки учетной политики ООО «Стройсервис» являются:

- организацией применяется метод  списания МПЗ, который не отражен  в учетной политике;

- учетная политика датирована  текущим годом;

- у организации отсутствуют  обязательные приложения к учетной  политике (график документооборота  и перечень лиц, имеющих  право подписи на первичных документах).

Таким образом, во-первых, по результатам юридической оценки порядка оформления приказа (распоряжения) об учетной политике ООО «Cтройсервис», наличия в организации необходимых внутренних документов, положений, инструкций, которые следует утверждать одновременно с учетной политикой организации  нарушений не обнаружено, все документы прилагаются к учетной политике.

Во-вторых,  проанализировав, избранную систему способов ведения  бухгалтерского учета ООО «Cтройсервис», можно сделать вывод о том, что она полностью соответствует действующему законодательству. Приказ об учетной политике организации не противоречит нормам, содержащимся в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», положениях по бухгалтерскому учету, методических указаниях и инструкциях, конкретизирующих эти документы.

Наконец, третье направление  предполагает анализ со стороны работников юридической службы (разумеется, в  пределах их возможностей), насколько  последовательно проводится принятая учетная политика.

 Избранная учетная  политика ООО «Cтройсервис»  в определенной степени обеспечивает превентивную функцию учета, а в процессе ее реализации под видом различных нарушений могут скрываться действия противоправного характера. Интерес в этой связи представляет использование принятого рабочего плана счетов: не применяются ли такие упрощенные схемы корреспонденции счетов, при использовании которых совершающиеся преступления не вызывают следов в учетно-экономической информации.

Представляет несомненный  интерес и используемая в организации  система документооборота. Признаками ее уязвимости могут быть отклонения от принятой системы документооборота в аналогичных предприятиях, как  в сторону упрощения, так и  усложнения, по созданию новых звеньев. Внутрипроизводственный учет ООО «Cтройсервис» обеспечивает оптимальное соотношение информационной и контрольной функций учета и организован детально.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При формировании учетной  политики организации по конкретному  направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету. При организации учетной политики оформляется соответствующая организационно-распорядительная документация. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом учреждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

По результатам можно сделать следующие выводы:

- налоговая и бухгалтерская  отчетность ООО «Cтройсервис» отражается достоверно во всех существенных отношениях финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности;

- система внутреннего  контроля ООО «Cтройсервис» отличается достаточно высокой степенью надежности.

При этом, в целях повышения  надежности системы внутреннего  контроля ООО «Cтройсервис» необходимо:

1. На постоянной основе  осуществлять контроль уровня  знаний сотрудниками законодательных  и нормативных актов.

2. Проанализировать состояние  контроля за начислением и  уплатой страховых взносов и  принять меры по повышению  его эффективности.

3. На постоянной основе  осуществлять мониторинг соблюдения  всеми сотрудниками основных  требований, предъявляемых к системе внутреннего контроля.

4. Разработать график  документооборота.

5. Разработать нормативные  акты по организации внутреннего  контроля по недопущению операций, связанных с легализацией доходов  полученных преступным путем,  так как практика аудиторских ревизионных проверок свидетельствует, что в организациях зачастую под видом маркетинговых, рекламных и агентских услуг выдают суммы «вознаграждений» из кассы физическим лицам без предварительного начисления заработной платы.

Информация о работе Юридическая оценка учетной политики