Юридическая оценка учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методических и правовых основ формирования и ведения учетной политики в организации.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения следующих задач:
− сформулировать определение учетной политики;
− раскрыть основные положения ПБУ 1/2008 и других нормативных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и в части формирования учетной политики организации;
− изучить структуру учетной политики и состав ее основных элементов;

Оглавление

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1. Понятие учетной политики 5
1.2 Структура учетной политики 12
1.3 Формирование, раскрытие и изменение учетной политики 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «CТРОЙСЕРВИС» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройсервис». 24
2.2 Организация бухгалтерского учета и отчетности на предприятии 27
2.3 Анализ и оценка учетной политики ООО «Cтройсервис» 32
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «CТРОЙСЕРВИС» 36
Заключение 43
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая суд бухг с приложениями.doc

— 713.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                               2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ        УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ                                                                                     5

1. Понятие учетной  политики                                                                             5

1.2 Структура учетной политики                                                                       12

1.3 Формирование, раскрытие и изменение учетной политики                      18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  ООО «CТРОЙСЕРВИС»                                                                                               24

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Стройсервис». 24

2.2 Организация бухгалтерского  учета и отчетности на предприятии           27

2.3 Анализ и оценка учетной  политики ООО «Cтройсервис»                         32

 ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА  УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  ООО «CТРОЙСЕРВИС»                                                                                                36

Заключение                                                                                                            43

Список использованных источников                                                                  46

Приложение 1                                                                                                        48

Приложение 2                                                                                                        50

Приложение 3                                                                                                        52

Приложение 4                                                                                                        54

Приложение 5                                                                                                        56

Приложение 6                                                                                                        58

Приложение 7                                                                                                        59

Приложение 8                                                                                                        60

Приложение 9                                                                                                        61

Приложение 10                                                                                                      64

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование и ведение  учетной политики является неотъемлемым условием хозяйствования организаций  в Российской Федерации, независимо от их форм собственности. Данное положение  закреплено законом на федеральном  уровне и это определяет важность и сложность проблем, связанных с ведением учетной политики в современных условиях. В условиях стратегических изменений учетная политика является действенным инструментом управления предприятием. Эффективная учетная политика – залог положительной динамики показателей деятельности организации. Кроме того, рациональная организация процессов формирования и ведения учетной политики в организации во много помогает построить эффективное налоговое планирование и грамотную ценовую политику в данной конкретной организации.

С переходом от жесткого государственного регулирования экономики к становлению и развитию рыночных отношений в России кардинально изменились и подходы к формированию и ведению учетной политики российскими предприятиями. Так, от жесткого государственного регламентирования учетного процесса в советские и постсоветские годы сегодня в России перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности предприятий в организации бухгалтерского учета. Смысл нового агрегированного подхода к ведению бухгалтерского учета состоит в том, что, с одной стороны, организации на уровне федерального законодательства наделены правом самостоятельно формировать свою учетную политику, учитывая особенности собственной организационной структуры, отрасли, в которых предприятие функционирует, а также специфику производимой продукции, услуг и т.д. Однако, с другой стороны, все организации при осуществлении ими хозяйственной деятельности должны в обязательном порядке руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими указанные процессы.

Актуальность выбранной темы определяется еще и тем, что в современных  условиях роль и значение учетной  политики понимают далеко не все. Так, руководители и бухгалтеры зачастую просто не задумываются о последствиях выбранной ими учетной политики и подходят к вопросу ее формирования и учета достаточно формально.

Целью курсовой работы является изучение теоретических, методических и правовых основ формирования и  ведения учетной политики в организации.

Достижение поставленной цели требует последовательного  решения следующих задач:

− сформулировать определение  учетной политики;

− раскрыть основные положения  ПБУ 1/2008 и других нормативных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления бухгалтерского учета и отчетности, в том числе и в части формирования учетной политики организации;

− изучить структуру  учетной политики и состав ее основных элементов;

− рассмотреть порядок  формирования, раскрытия и изменения  учетной политики.

Объектом исследования является учетная политика организации.

Предметом исследования являются организационные и методические аспекты формирования учетной политики организации.

Теоретической и методологической основой исследования являются положения  бухгалтерского финансового учета и анализа хозяйственной деятельности. В процессе исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы анализа.

Информационно-правовую базу составили работы отечественных  и зарубежных ученых и практиков  в области бухгалтерского учета, международные стандарты финансовой отчетности, а также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования и ведения бухгалтерского и налогового учета в Российской Федерации.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА  ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

       1. Понятие учетной политики

 

         Ядром всей существующей системы бухгалтерского учета является учетная политика. При этом учетная политика - это не только внутренний документ организации, который закрепляет выбор одного из нескольких альтернативных вариантов учета, но и один из инструментов управления организацией. С помощью учетной политики можно воздействовать как на сам процесс обработки информации, так и непосредственно на величину себестоимости продукции, прибыли, налогов, значение статей отчетности. Умение манипулировать учетными данными, как показывает практика, зачастую позволяет достичь поставленных целей без дополнительных затрат.

Итак, с практической точки зрения, грамотно организованная учетная политика представляет собой эффективный  инструмент управления не только затратами, финансовыми результатами и величиной  начисленных налогов; но также она  является инструментом практического разрешения противоречий нормативных актов по бухгалтерскому учету, которые зачастую возникают на практике; а конечно же практической реализации принципов, заложенных в международных стандартах финансовой отчетности.

Главными целями учетной политики в настоящее время признаны: оптимизация налогообложения и снижения трудоемкости. Однако контент-анализ литературы показал, что многие авторы выделяют различные варианты целеполагания при формировании учетной политики.

Выявленные автором в ходе изучения литературы цели учетной политики следующие: снижение трудоемкости, рационализация денежных потоков и увеличение инвестиционных возможностей, согласование имеющегося порядка бухгалтерской отчетности со стандартами МСФО, формирование максимально привлекательной, с точки зрения инвестирования, отчетности.

Согласно п. 2 Положения  по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» (далее - ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина  РФ от 06.10.2008 № 106н, под учетной политикой  предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета законодательство относит «способы группировки, а также оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации»1.

Согласно положениям ПБУ 1/2008 учетная политика организации  в современных условиях может  формироваться не только главным  бухгалтером, как это было ранее, а теперь и другим, уполномоченным на то лицом. Руководитель организации  должен утвердить учетную политику в установленном порядке.

Нормативными документами  строго определен перечень элементов, которые должны быть утверждены в  обязательном порядке2.

При формировании учетной  политики уполномоченные сотрудники организации  должны исходить из рада допущений, закрепленных в законодательстве России3.

К учетной политике предъявляется  ряд требований, которым она должна отвечать, согласно п. 4 ПБУ 1/2008 таковыми являются требования: полноты, осмотрительности, своевременности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Эффективность учетной политики зависит от многих факторов, в том числе на макроуровне от государственной политики в области бухгалтерского учета, и на микроуровне в основном от того, насколько четко сформулированы ее элементы, отражающие систему ведения бухгалтерского учета, налогообложения и управления в организации.

Рассматривая практические аспекты выбора и обоснования  учетной политики в конкретной организации  можно говорить о воздействии  на данный процесс многих факторов. Существуют различные классификации факторов, но мы обратимся к факторам, выделенным Брызгалиным А.В., Берником В.Р., Головкиным А.Н.:4, В их числе организационно-правовая форма; особенности вида деятельности и отрасли, в которой функционирует предприятие; организационная структура и штат предприятия, а также объемы выпускаемой продукции (услуг); применяемый на практике порядок налогообложения в организации (общий или специальный налоговый режим); уровень самостоятельности и возможность выбора; стратегические цели деятельности предприятия, его миссия и видение; уровень обеспеченности основными фондами; система информационного обеспечения предприятия; квалификация кадров; профессионализм и инициативность руководителей организации; особенности действующей на предприятии системы мотивации и стимулирования, а также наказаний.

В заключении можно сделать  вывод: бухгалтер, при выборе учетной  политики, и руководитель организации, при утверждении учетной политики, должны четко осознавать, что только принятие во внимание всей совокупности факторов будет способствовать формированию правильного подхода к обоснованию учетной политики и приведет к желательным результатам.

На данном этапе проведения исследования целесообразно перейти  к более подробному рассмотрению международной практики в сфере учетной политики. Для этого нам необходимо обратимся к содержанию текстов Международных стандартов бухгалтерского учета International Accounting Standards (IAS).

Данные международные  стандарты уже много лет разрабатываются  специальной организацией – Комитетом по Международным стандартам (IASC). Следует отметить, что в России указанные стандарты впервые были опубликованы на русском языке Госкомстатом РФ.5

Стандарт IAS1 -75 прямого  определения термин «учетная политика»  не дает. Однако он косвенно поясняет, что описание учетной политики - текст, который включается в финансовые отчеты с целью пояснения основных правил учета, принятых в организации, необходимость чего обуславливается тем, что разные учетные политики могут приводить к принципиально разным комплектам финансовых отчетов, основанных на одних и тех же условиях и событиях.

Отсюда сделаем три  важных вывода:

1. Учетная политика  организации как таковая, т.е.  без соответствующего ей финансового  отчета за какой-то период времени, не является предметом рассмотрения стандарта IASI-75. Стандарт регламентирует учетную политику только в узком смысле слова применительно к конкретному финансовому отчету. Причем лишь в той мере, в какой она нужна для прояснения.

2. Никаких временных  ограничений действия тех или иных компонентов учетной политики в организации не устанавливается. Период, охваченный финансовым отчетом, первичен по отношению к периоду действия описания учетной политики.

3. Перечень компонентов  учетной политики ограничивается теми, которые нужны потребителям для понимания конкретного финансового отчета. Составитель описания учетной политики должен определить те вопросы, которые могут оказаться, непонятны его потребителям финансового отчета, и именно их и пояснить в описании учетной политики.

Однако в первом отечественном  стандарте бухгалтерского учета  ПБУ 1/94 и Законе «О бухгалтерском  учете» № 29-ФЗ от 21 ноября 1996г. отношение  к учетной политике отличается от уже рассмотренного стандарта IASI-75.

В соответствии с международными стандартами по окончании финансового года составляется финансовый отчет и в нем объясняется, какова была учетная политика в прошедшем году применительно лишь к тем данным отчета, которые могут оказаться, непонятны подготовленным пользователем. Весьма вероятным может оказаться такое положение, когда учетная политика на предстоящий год является корпоративным секретом.

Информация о работе Юридическая оценка учетной политики