Экономическая эффективность использования материально-технической базы оптовой торговли: комплексный анализ и пути повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение экономической эффективности использования материально-технической базы по организации оптовой торговли ЧУП «Полоцкая универсальная база».
Главная задача анализа основных средств – выявление резервов повышения эффективности их использования.
Исходя из поставленной цели, в работе были решены следующие задачи:
 изучена роль, значение и необходимость повышения экономической эффективности материально-технической базы торговли;
 рассмотрена система показателей и критериев оценки эффективности использования материально-технической базы торговли;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическая эффективность материально-технической базы: сущность, система показателей и критериев ее характеризующих………………………..5
1.1. Роль, значение и необходимость повышения экономической эффективности материально-технической базы торговли……………………..5
1.2. Система показателей и критериев оценки эффективности материально-технической базы торговли……………………………………….8
2. Анализ состояния и эффективности использования материально- технической базы торговли……………………………………………………..14
2.1. Социально-экономическая характеристика зоны и объемов деятельности торговой организации…………………………………………..14
2.2. Анализ состояния и развития материально-технической базы организации………………………………………………………………………24
2.3. Анализ эффективности использования материально-технической базы торговли…………………………………………………………………….33
3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы торговли…………………………………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованных источников…………………………………....49

Файлы: 1 файл

МТБ.doc

— 772.50 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы 2.1.1. следует, что численность сотрудников  имеет значительную тенденцию к снижению (минус 30 человек). Это говорит о сокращение работников в связи с реорганизацией базы. Повысилось незначительно число работников (на 3 человека) с профессионально-техническим образованием; со средне-специальным и высшим образованием численность уменьшилась на 8 и 6 человек соответственно.

Основными видами деятельности ЧУП «Полоцкая универсальная база» (согласно устава) являются:

      оптовая торговля;

      розничная торговля.

Розничная торговля представлена одним магазином № 21 «Универсам», площадью 116,4 кв.м., который расположен на промышленной зоне, где покупателями являются в основном работники близлежащих организаций. Данный магазин реализует продовольственные и непродовольственные товары. Также осуществляет продажу товаров в кредит по установленному перечню. В магазине имеется «Бистро».

Для осуществления оптовой торговли база располагает складскими площадями в размере 1619 кв.м., холодильными камерами вместимостью 500 тонн, подъездными железнодорожными путями.

 

Таблица 2.1.2 –

Состояние складского хозяйства ЧУП «Полоцкая универсальная база» на 1.01.2007 года.

 

Наименование склада

Площадь складов, кв.м.

Удельный вес полезной площади в общей площади базы, %

Объем складов, куб.м.

Непродовольственных товаров

740

11,6

5550

Продовольственных товаров

483

7,6

3725

Холодильник

396

6,2

2970

 

По данным таблицы 2.1.2. база обладает достаточным объемом и площадью для хранения товаров. Однако склады используются не на полную мощь, часть объектов сдается в аренду частным предпринимателям. ЧУП «Полоцкая универсальная база» может полностью обеспечить загрузку складов товарами, но организации районов не всегда хотят прибегать к услугам оптовой базы, чтобы не делить торговую надбавку с оптом, а стараются заключать договора непосредственно с самими предприятиями-изготовителями. Кроме этого использовать склады на полную мощность нет возможности из-за того, что зачастую, работая по частичной предоплате, ЧУП «Полоцкая универсальная база» вынуждена поставлять товар убыточным предприятиям (по распоряжению Белкоопсоюза и Витебского Облпотребсоюза).

ЧУП «Полоцкая универсальная база» работает с 21 районным потребительским обществом Витебской области, из них для 9 районных потребительских обществ план поставки продукции доведен по всем товарным группам, согласно специализации базы.

 

Таблица 2.1.3 -

Удельный вес поставки ЧУП «Полоцкая универсальная база» в розничном товарообороте районов, %.

 

Наименование района

Годы

2004

2005

2006

1

2

3

4

Бешенковический

1,3

1,1

1,4

Браславский

3,6

4,1

7,7

Верхнедвинский

3,6

3,6

3,8

Витебский

0,5

0,8

1,2

Глубокский

3,3

3,6

3,2

Городокский

3,6

3,7

4,0

Докшицкий

1,3

1,6

1,1

Лепельский

1,3

0,8

0,6

Лиозненский

4,0

4,1

3,2

Миорский

4,0

5,0

5,9

Оршанский

2,6

2,2

2,9

Полоцкий

4,3

5,2

11,2

Поставский

2,7

2,6

4,3

Россонский

3,8

4,9

7,8

Сенненский

0,2

0,2

0,4

Толочинский

1,7

1,4

1,3

Ушачский

5,2

4,0

6,5

Чашникский

1,5

1,7

1,9

Шарковщинский

4,9

3,9

2,5

Шумилинский

4,0

3,8

3,1

ИТОГО

2,6

2,6

3,2

 

На основании данных таблицы 2.1.3. прослеживается тенденция к росту удельного веса товаров, поступивших с базы в розничную торговую сеть обслуживаемых районов в объеме их розничного товарооборота.

На 2007 год планируется довести удельный вес поставки товаров с базы в розничном товарообороте районов до 6%. Основными факторами, способными повлиять на это, является увеличение оптового товарооборота и внешнеторгового оборота базы.

Кроме районов обслуживаемой зоны, рынками сбыта для базы являются организации и частные предприниматели г. Полоцка и г. Новополоцка, а также и некоторые промышленные предприятия – поставщики республики. Удельный вес отпуска товаров для этих организаций за 2006 год составил 10 % к оптовому товарообороту. На 2007 год планируется довести этот показатель до 15 %.

По состоянию на 2006 год ЧУП «Полоцкая универсальная база» заключила с промышленными предприятиями республики и коммерческими организациями всех форм собственности 51 договор с предоставлением оптовой скидки, 9 договоров комиссии (диллерства) с выплатой комиссионного вознаграждения (по продовольственной группе товаров заключено 46 договоров, по промышленной группе товаров – 14).

 

Таблица 2.1.4 -

Структура товарооборота ЧУП «Полоцкая универсальная база» за 2004-2006 гг..

 

Показатели

2004

2005

2006

Изменение 2006 года к 2004, %

Сумма, млн.руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд. вес, %

Товарооборот, всего

8863,9

100

12268,3

100

23539

100

265,6

В т.ч. по продовольственным товарам

3751,7

42,3

9361,2

76,3

17983,8

76,4

479,4

По непродовольственным товарам

5112,2

57,7

5142,8

23,7

5555,2

23,6

108,7

В т.ч. по строительным товарам

175,9

2

41,2

0,34

70,6

0,3

40,1

 

Исходя из данных таблицы 2.1.4. следует, что товарооборот базы увеличился на 165,6% , в т.ч. по продовольственным товарам на 379,4%, а по непродовольственным на 8,7%, что говорит о повышении покупательской способности, конкурентоспособности предлагаемых товаров, привлечении новых покупателей. Однако по строительным товарам товарооборот сократился на 59,9%. Это связано с сокращением закупаемого ассортимента данных товаров и переходом базы на специализированную торговлю непродовольственными товарами.

 

Таблица 2.1.5 -

Динамика экономических показателей ЧУП «Полоцкая универсальная база» за 2004-2006 гг..

 

Показатели

Годы

Отклонение 2006 года к 2004

2004

2005

2006

сумма

%

1

2

3

4

5

6

1.Общий оборот организации, млн. руб.

10189

12851

23900

13711,4

234,6

2.Оптовый товарооборот, млн. руб.

 

 

 

 

 

2.1.в действующих ценах

8863,9

12268

23539

14675,1

265,6

2.2.в сопоставимых ценах

8280,9

11454

21976,5

13695,6

265,4

3.Розничный товарооборот, млн. руб.

 

 

 

 

 

3.1.в действующих ценах

1324,7

314,7

361

-963,7

27,3

3.2.в сопоставимых ценах

1237,6

293,8

337

-900,6

27,2

4.Доход от реализации, всего

760

1165

1928

1168,0

253,7

4.1.опт: сумма, млн. руб.

575

1123

1677,4

1102,4

291,7

Уровень, %

6,5

9,2

87

80,5

1338,5

4.2.розница: сумма

185

42

250,6

65,6

135,5

Уровень, %

14

13,3

13

-1,0

92,9

5.Расходы на реализацию, всего

1014

1157

1623

609,0

160,1

5.1.опт: сумма, млн. руб.

836

1124

1593

757,0

190,6

Уровень, %

9,4

9,2

98,2

88,8

1044,7

5.2.розница: сумма, млн. руб.

178

33

30

-148,0

16,9

Уровень, %

13,4

10,5

1,8

-11,6

13,4

6.Прибыль от реализации, млн. руб.

-254

9

171

425,0

-67,3

7.Прибыль от опта, млн. руб.

-261

0

328

589,0

-125,7

 

 

 

Окончание таблицы 2.1.5

1

2

3

4

5

6

8.Прибыль от розничной торговли, млн. руб.

7

9

18

11,0

257,1

9.Внереализационные доходы, млн. руб.

67

60

37

-30,0

55,2

10.Внереализационные расходы, млн. руб.

20

76

104

84,0

520,0

11.Численность работников

98

75

68

-30,0

69,4

12.Производительность труда, млн. руб.

104

171,3

351,5

247,5

338,0

13.Индекс цен

1,0704

1,0711

1,0711

 

 

14.Рентабельность общая, %

-

0,07

0,67

0,67

 

 

Из данных таблицы 2.1.5. следует, что общий темп роста товарооборота базы составил 134,6%, в т. ч. оптовый товарооборот возрос на 165,6%. Однако розничный товарооборот организации сократился 72,7%, это связано с сокращением базой собственной розничной сети (уменьшилось количество магазинов).

С ростом товарооборота увеличилась и производительность труда работников на 238%, возросли доходы от реализации ( на 153,7%).

Об успешной работе базы говорит получение прибыли в 2006 году 171 млн.руб., но в 2004 году база работала убыточно.

С увеличением внереализационных расходов на 420%, внереализационные доходы сократились на 44,8%. В 2004 году база работала нерентабельно, в 2006 году рентабельность составила 0,67%.

На увеличение прибыли повлияли факторы:

- объем реализации товаров;

- уровень среднереализационных цен;

- товарооборачиваемость.

В целом, проанализировав экономические показатели деятельности базы, можно говорить о стабильном состоянии ЧУП «Полоцкая универсальная база», и о наличии резервов для улучшения результатов ее хозяйственной деятельности.[1]

За 2006 года совокупный товарооборот ЧУП «Полоцкая универсальная база» составил 25,7 млрд.руб. или 60,6% к доведенному плановому заданию (недополучено товарооборота на сумму 16,7 млрд.руб.). Темп роста совокупного товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 167%. В том числе оптовый товарооборот составил 25,34 млрд. руб., темп роста к прошлому году в сопоставимых ценах - 168% и розничный товарооборот составил 361 млн. руб., темп роста к про­шлому году в сопоставимых ценах - 110,4%. Среднемесячный оптовый товарооборот за 2006 год составил 2112 млн. руб.

Поставка товаров в обслуживаемые районы без взимания оптовой надбавки составила за 2006 год - 93,9% (при плане 90%)

В структуре оптового товарооборота за 2006 год удельный вес продовольственных товаров составил 69,7%, в том числе вино - 37,5%, рыба - 4,4%, макаронные из­делия - по 3,5%, водка и ликеро-водочные изделия - 3,2%, масло растительное - 2,6%, кондитерские изделия - 2,3%, непродовольственных товаров - 30,3%, в том числе табачные изделия - 17%, строительные материалы - 4,4% и др.

Внешнеторговый оборот базы за 2006 год составил 775,4 млн. руб. или 34,7% к доведенному заданию, в т.ч. экспорт 0,5 млн. руб. Темп роста внешнеторгового оборота за 2006 год составил 62%.

Товарные запасы в опте на 1.01.2007 года составили 913,4 млн.руб. на 6 дней торговли (при нормативе 1467 млн.руб. на 9 дней торговли), в рознице - 33 млн.руб. на 33 дня торговли (при нормативе 28 млн.руб. на 32 дня торговли).

Товарооборачиваемость в опте за 2006 год ускорилась по сравнению с прошлым годом на 2 дня и составила 10 дней, в рознице осталась на прежнем уровне и составила 39 дней.

Информация о работе Экономическая эффективность использования материально-технической базы оптовой торговли: комплексный анализ и пути повышения