Исследование процентной политики коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:16, дипломная работа

Краткое описание

Исторически банки были первыми по настоящему рыночными структурами, возникшими после падения командно-административной системы хозяйствования. На сегодняшний день коммерческие банки, накопили определенную финансовую мощь и значительный потенциал рабочей силы - трудовые кадры, обладающие богатым опытом хозяйствования в рыночных условиях, способные применить накопленный развитыми странами опыт ведения банковского дела. Российские коммерческие банки начинают понимать, что без опоры на реальный сектор невозможно обеспечить доходную деятельность в долгосрочной перспективе. Поэтому Банки начинают не только кредитовать предприятия на инвестиционные цели, но и подтягивать качество управления как предприятиями, так и инвестиционными проектами до своего уровня.
Снижение доходности основных банковских операций в условиях финансовой стабилизации, нарастание кризисных явлений в денежно-кредитной сфере, начавшихся в 2008г. требует от банков использования всего арсенала современных методов банковского дела, в том числе в области разработки и реализации процентной политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы процентной политик
коммерческого банка………………………………………………………….7
Понятие, цели и задачи процентной политик
коммерческого банка………………………………………………………….7
Сущность и место управления процентны
риском в системе управления банком……………………………………….18
Глава 2. Характеристика финансово-экономической
деятельности коммерческого банка
на примере Сбербанка № 4910……………………………………………..30
2.1. Организационно-экономическая характеристика
Сбербанка № 4910…………………………………………………………..30
Анализ доходов и расходов Миасског
отделения Сбербанка № 4910………………………………………………..36
2.3. Формы процентного риска банка……………………………………….45
Глава 3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию
процентной политики в Миасском отделении № 4910…………………….53
3.1. Расчет существующего процентного риска……………………………53
3.2. Применение эффективной методики управления
процентным риском в формировании
процентной политики банка………………………………………………….68
3.3. Эффективность использования комплексной методики………………74
Заключение……………………………………………………………………80
Список использованной литературы………………………………………...83
Приложение…………………………………………………………………...86

Файлы: 1 файл

Диплом Инны проц. полит. ком.банка.doc

— 722.00 Кб (Скачать)

По нашему мнению, такое разночтение определяется различными подходами к использованию понятия политики на уровне фирмы, в нашем случае, на уровне коммерческого банка.

Представляется, что существует два  понимания этого термина по отношению  к коммерческому банку, в первом случае, политика включает в себя установление правил, определяющих направление действий и принятия решений, она предназначена для сохранения постоянства целей и объясняет, каким образом они должны быть достигнуты, устанавливая для этого определенные ориентиры.

В этом смысле политика, прежде всего, определяется тем рынком, для которого она разрабатывается. Так, по отношению к сектору рынка и конкурентам, политика может быть агрессивной, консервативной, ориентированной на расширение доли рынка, закрепления, выхода на новый рынок и т.д.

Во втором случае, под политикой  понимается сам процесс выбора направлений  деятельности и реализации поставленных задач, то есть, под процессом разработки и реализации политики, в том числе  процентной, подразумевается скорее стратегический менеджмент, иначе говоря, способ принятия и реализации стратегических решений, определяющих основные аспекты деятельности банка.(25,с.45)

Процентная политика — важный элемент  банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.

Процент — это «цена» кредита, которая формируется с  учетом складывающегося спроса и  предложения на кредитные ресурсы. (10,с.56)

Проценты за пользование ссудой устанавливаются с таким расчетом, чтобы сумма полученных от заемщика процентов покрывала расходы банка по привлечению средств, необходимых для предоставления кредита (с добавлением маржи). Процентные ставки зависят от срока пользования кредитом, риска неплатежеспособности заемщика, характера предоставленного обеспечения, содержания кредитуемого мероприятия, ставок конкурирующих банков и других факторов и определяются дифференцированно в каждом кредитном договоре.

Процентная политика выступает важнейшей составляющей среди средств денежно-кредитного регулирования, является способом управления кредитными отношениями.

Процентная политика раскрывается через систему целей, во главе которых стоят конечные цели, определяющие деятельность коммерческого банка. Так как коммерческий банк является обособленным хозяйственным коммерческим предприятием, то для него основным является принцип коммерции, прежде всего достижения возможно большей прибыли. Этот принцип является объединяющим для всех хозяйствующих единиц, поэтому конечной целью процентной политики является повышение доходности деятельности коммерческого банка.(15,с.223)

При разработке целей и задач  процентной политики необходимо четко  выстроить иерархию целей. Прежде всего, необходимо соблюдать принцип вторичности, т.е. цели и задачи процентной политики должны быть подчинены общеэкономической политике банка. Так, если задачей банка на данный период является освоение нового рынка, то вполне возможно, что это означает сокращение процентной прибыли и (или) увеличение процентного риска.

Таким образом, если основной задачей  процентной политики может служить  максимизация процентной прибыли и  минимизация процентного риска, то цели процентной политики выраженные количественно на определенном этапе  могут не соответствовать общей задаче, поскольку, прежде всего, подчинены общим целям банка. По нашему мнению, в таком понимании процентная политика соотносится со всеми уровнями стратегического менеджмента.

Для реализации процентной политики на уровне стратегии и тактики проводится дальнейшая структуризация целей. Если стратегия представляет собой долгосрочный план, предназначенный для достижения целей, то тактика является краткосрочным планом и разрабатывается в развитие стратегии. Процентная политика на уровне стратегии представлена долговременными целями и указаниями по их обеспечению.

Поэтому, разрабатывая процентную политику коммерческого банка, прежде всего, необходимо определить ориентиры и  цели. Ориентиры (задачи) являются качественными показателями и представляют собой более отдаленную цель, которую банк стремится достичь путем разработки стратегии. Представляется, что основными ориентирами при разработке процентной политики будут являться максимизация процентной прибыли, улучшение структуры баланса и снижение уровня процентного риска, как в целом, так и по основным направлениям деятельности коммерческого банка. Определение целей представляет собой более конкретный уровень и здесь цели обычно определяются количественными показателями, т.е. цели конкретизируют ориентиры процентной политики, причем это могут быть финансовые показатели (чистый процентный доход, процентная маржа, спред, качество банковского портфеля, объемы рынка и т.д.) и временные (установление временных границ).(24,с.34)

Для реализации этих целей определяются материальные, трудовые и финансовые ресурсы, необходимые для достижения этих целей и альтернативные стратегии при различных вариантах развития рынка. Как правило, разрабатывается максимально худший, максимально лучший и наиболее вероятный вариант, а затем на их основе - оптимальная стратегия с учетом общих целей банка. На уровне тактики для облегчения понимания процентной политики могут быть предложены определенные процедуры и правила. Процедура описывает действие, которое следует предпринять в конкретной ситуации. Так, при агрессивной политике, процедуры при изменении процентной ставки будут предписывать одни действия при управлении GAP, а при консервативной другие. Такие стандартизированные указания описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, но в то же время предполагают определенную свободу действия.(20,с.88)

В отличие от процедур правила исключают  возможность выбора и предполагают точное, неукоснительное выполнение. Так, руководство может зафиксировать определенный уровень процентных ставок, при котором необходимо будет избавляться от конкретных видов активов или закрепить определенный уровень процентного риска допустимый при осуществлении различных операций.

Процентная политика коммерческого банка по активным операциям зависит от сложившейся структуры кредитного портфеля и в свою очередь, одной из ее задач является формирование оптимального качества ссудного портфеля. То же относится и к пассивным операциям. Сегментация рынка по видам кредитов и депозитов позволяет провести дальнейшую конкретизацию целей процентной политики.

В качестве отдельных элементов  процентной политики выделяют:

- различные способы формирования  процента;

- дифференциацию процентных ставок;

- методы регулирования нормы процента со стороны Центрального Банка;

- порядок начисления и взимания  процентов;

- источники уплаты процента.(9,с.147)

Процентная ставка – это относительная  величина процентных платежей за заемный  капитал за определенный период времени (год).

При этом различают:

1) фиксированную процентную ставку  – устанавливается на весь  период пользования ссудой без  права ее пересмотра;

2) плавающая процентная ставка  – ее размер периодически пересматривается  через отдельные промежутки времени,  однако, это обязательно оговаривается в кредитном договоре.(14,с.376)

При расчете нормы процента коммерческие банки учитывают уровень базовом  процентной ставки, устанавливаемой  на определенный период для наиболее кредитоспособных клиентов банка по обеспеченным ссудам и надбавку за риск с учетом условий каждой отдельной сделки, при этом рассчитывается процентная маржа.

Процентная маржа – это разница  между средней процентной ставкой  по активным и пассивным операциям, определяется как отношение чистого  дохода по процентам к среднему объему активов, приносящих доход в форме процента.            

Факторы, влияющие на уровень банковского  процента:

1) средний уровень платы за  привлеченные ресурсы – депозитный  процент;

2) другие расходы банка;

3) платежеспособность клиента,  его характер и степень риска;

4) наличие обеспечения;

5) срок кредитования.(15,с.228)

В кредитном договоре предусматривается  не только размер процентных ставок, но и порядок их уплаты. Проценты за ссуду устанавливается с таким  расчетом, чтобы они покрыли расходы  банка по привлечению средств с добавлением маржи.

Маржа – разница между доходами и расходами.

Банковский процент бывает простой  и плавающий.

Простой банковский процент не изменяется в течение всего срока кредитования.

Плавающий процент колеблется в  зависимости от различных банков.

Бывает учетный процент –  ставка, по которой Центральный Банк выдает ссуду коммерческим банкам.(17,с.208)

Процентные ставки за кредит могут  быть фиксированными и плавающими, что также предусматривается  в кредитном договоре. Фиксированные процентные ставки остаются неизменными в течение всего срока ссуды. Плавающие ставки колеблются в зависимости от условий денежного рынка, изменения размера процентов по депозитам, складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы, а также состояния экономики и финансов заемщика и могут пересматриваться банком в течение срока кредитования с обязательным уведомлением заемщика.

В случае несвоевременной уплаты процентов  за пользование кредитом из-за отсутствия средств на расчетном счете заемщика банк может взимать пеню за каждый день просрочки платежа в размере, определяемом кредитным договором. В соответствии с условиями кредитного договора банк может взимать с заемщика комиссию по его обязательствам по пользованию кредитом, начисляемую на неиспользованную часть кредита.(12,с.131)

Обеспеченность выдаваемых банком ссуд уменьшает риск получения убытков, так как при соблюдении этого принципа гарантируется возврат банку заемных средств. Размеры и виды обеспечения зависят от финансового положения заемщика, условий ссуды, отношений с заемщиком.

Таким образом, при разработке и  реализации процентной политики необходимо опираться на количественный и качественный анализ структуры активных и пассивных  операций. Если качественный анализ структуры  активных и пассивных операций предполагает определение их состава, то для последующего количественного анализа структуры необходимо определение относительной доли каждой группы в общей сумме активов и пассивов, или в общей сумме процентных расходов или доходов. Кроме того, при разработке задач процентной политики необходимо опираться на обобщенный качественный анализ структуры процентных расходов и доходов банка.

Процентная политика охватывает все  основные виды деятельности коммерческого банка связанные с получением процентных доходов или несением процентных расходов, на уровне стратегии процентная политика тесно вплетена в кредитную, депозитную политику, политику управления активами и пассивами и инвестиционную политику. Таким образом, процентная политика реализуется в функциональном разрезе, и основные направления процентной политики отражают основные виды деятельности банка связанные с выплатой или получением процентных денег. И если кредитная, депозитная, инвестиционная политика отражают основные виды деятельности банка, то управление активами и пассивами сводит их воедино, обеспечивая контроль за структурой балансовых счетов для достижения ключевых банковских показателей. Именно поэтому ядром управления банка в области реализации процентной политики является стратегия управления активами и пассивами. Роль стратегии управления активами и пассивами настолько важна, что обычно создается так называемый Комитет по управлению активами и пассивами состоящий из менеджеров высшего звена и, который собственно, и занимается вопросами процентной политики.(18,с.109)

По нашему мнению, необходимо ввести еще одно уточнение в определении  процентной политики, обычно разделяют  два ее уровня - макро- и микроуровень. Процентная политика на микроуровне  представляет собой политику коммерческого банка в области установления процентных ставок. В более обобщенном виде, процентную политику на этом уровне можно определить как систему мер по установлению величины процентных ставок, обеспечивающую достижение определенных целей (задач).

Процентная политика на макроуровне является одним из элементов экономической политики государства и Центрального банка и представляет собой, в современном понимании, совокупность мероприятий, направленных на изменение уровня процентных ставок в целях развития и регулирования денежно-кредитной сферы. По отношению к коммерческим банкам процентная политика ЦБ является одним из основных макроэкономических факторов, определяющих их процентную политику. И если на микроуровне целью процентной политики коммерческого банка является максимизация процентных доходов и минимизация процентного риска, то на макроуровне задачей процентной политики, проводимой ЦБ является, как отмечалось выше развитие и регулирование денежно-кредитной сферы в целях устойчивого экономического роста.(29,с.173)

В настоящее время в развитых странах процентная политика Центрального Банка превратилась в важнейшее  направление денежно-кредитного регулирования. Поэтому, конечные цели процентной политики государства входят в систему  целей денежно кредитной политики, составляя единую структуру целей и задач. На современном этапе понимания роли коммерческих банков выработана концепция социально-ориентированной миссии банка.

Достижение доходности является для  банка внутренней проблемой, но поскольку  банк является открытой системой, он может выжить только при условии удовлетворения внешним требованиям. Основной задачей любого банка является качественное удовлетворение потребностей его клиентов. Так задачей американских банков является содействие экономическому развитию и благосостоянию обслуживаемых сообществ, путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг. Можно сказать, что конечные цели процентной политики на макро- и микроуровне совпадают и замыкаются на экономическом развитии общества.

 

1.2. Сущность и место управления процентным риском в системе управления банком

 

Развитие рыночных отношений в  России, с одной стороны, создало  возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками.

Информация о работе Исследование процентной политики коммерческого банка