Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа
Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).
Введение 3
1. Организация документального оформления, порядка проведения и учета результатов инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 5
Понятие, значение инвентаризации товаров и тары, её виды, сроки проведения и задачи 5
Проверка инвентаризационной работы и аудиторская диагностика её необходимости 8
Обзор нормативно-правовых документов 9
Порядок проведения инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 14
Документальное оформление инвентаризации товаров и тары ... 19
Контрольная проверка качества проведения инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 21
Выведение и учет результатов инвентаризации товаров и тары
на предприятиях розничной торговли 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
*Методические рекомендации по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, утвержденные приказом Минторга РБ от 27.10.1999 № 113
Данными методическими рекомендациями регламентируется расчет потерь товаров в магазинах самообслуживания и магазинах, торгующих с открытой выкладкой товаров.
При
определении потерь товаров, реализуемых
по методу самообслуживания и с открытой
выкладкой, применяются нормы, утвержденные
приказом № 42 или самостоятельно разработанные
собственником торговой организации.
Если в магазине (отделе, секции) самообслуживания
отдельные товары продаются через
прилавок с предварительной оплатой
или же покупатели не имеют к ним
свободного доступа, списание потерь по
обороту этих товаров не производится.
Суммы потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров в пределах рекомендуемых норм или норм, утвержденных собственником торговой организации, списываются на счет учета внереализационных расходов и не уменьшают облагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
Суммы
фактических потерь товаров в
связи с «забывчивостью»
* Инструкция о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово- хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденная постановлением Минфина РБ и Минэкономики РБ от 24.03.2003 №39/69.
Данная
Инструкция применяется контролирующими
органами, уполномоченными в соответствии
с актами законодательства осуществлять
проверки (ревизии) финансово-хозяйственной
деятельности государственных юридических
лиц, в т.ч. осуществляющими ведомственный
контроль, республиканскими органами
государственного управления, иными государственными
организациями, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, местными исполнительными
и распорядительными органами при проверках
(ревизиях) подчиненных им (находящихся
в их ведении) или входящих в их состав
государственных юридических лиц либо
государственными юридическими лицами
самостоятельно. Указанная Инструкция
распространяется на юридические лица
и физических лиц, находящихся на территории
Республики Беларусь, действиями (бездействием)
которых причинен вред государственному
имуществу.
1.4
Порядок проведения
инвентаризации товаров
и тары на предприятиях
розничной торговли
Инвентаризация
товаров и тары на предприятиях розничной
торговли проводится в соответствии
со статьей 12 Закона Республики Беларусь
от
18.10.1994 года № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 26.12.07 № 302-3) [1].
Инвентаризация товаров и тары
включает в себя проверку и
документальное подтверждение
Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем предприятия (учреждения), собственником имущества данного предприятия (учреждения) или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При инвентаризации проверяются сохранность ценностей, правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного хозяйства, порядок ведения учета и др.
Чаще всего инвентаризацию проводят собственными силами предприятия, хотя для проведения инвентаризации могут привлекаться и сторонние организации [12].
На практике очень большое значение имеет подготовительная работа, выполняемая, как правило, работниками бухгалтерии.
Этапы
проведения инвентаризации во взаимосвязи
с функциями бухгалтерской
Таблица 1.4 - Основные этапы проведения инвентаризации.
Этап | Документы, оформляемые в ходе инвентаризации | Функции бухгалтерской службы |
1 | 2 | 3 |
Подготовительный | Приказ руководителя о проведении обязательной ежегодной инвентаризации, внутренние инструкции, расписки материально ответственных лиц | Участие в разработке
внутренних, первичных и нормативных
документов, определение остатков
и обязательств по учетным данным |
Натуральная и документальная проверки | Акты инвентаризации, инвентаризационные описи | Участие в проверках,
проводимых инвентаризационными комиссиями |
Таксировочный | Акты инвентаризации, инвентаризационные описи | Представление
комиссиям данных о стоимостных
оценках имущества и |
Сравнительно- аналитический | Акты инвентаризации, сличительные ведомости | Проверка данных,
содержащихся в актах и описях;
выяснение причин отклонений учетных
оценок
от текущих, подготовка предложений по отражению |
в учете результатов инвентаризации | ||
Заключительный | Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации | Внесение
бухгалтерских записей в |
Для этого разрабатывается порядок проведения инвентаризации, который утверждается приказом об учетной политике предприятия (ст.6 Закона №3321-XII). [1]
Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ по форме (приложение 1 к Инструкции № 180), [4] в котором определяются:
В
состав инвентаризационной комиссии входят
представители администрации
Рассмотрим последовательность проведения инвентаризации в Универсаме «Пальмира» по состоянию на 1 декабря 2010 года.
Порядок проведения инвентаризации утвержден приказом об учетной политике ЧТУП «Пальмира-Групп» (приложение А). На основании приказа директора Хаматова М.А. (приложениие Б) в ЧТУП «Пальмира-Групп» назначена инвентаризационная комиссия в следующем составе:
Председатель комиссии - заместитель директора Арутюнов А.С.
Члены комиссии:
Приказом определены сроки проведения инвентаризации -01 декабря 2010г. Если бы инвентаризация активов проводилась в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся эти активы, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи хранятся в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
На месте проведения проверки комиссия ставит в известность о приказе на проведение инвентаризации материально-ответственное лицо.
Инвентаризационная опись составляется по форма 6-инв (приложение 11 к Инструкции № 180). [4]
При проведении инвентаризации товаров и тары в Универсаме «Пальмира» материально-ответственным лицом является старший администратор Ковальчук Н.А.
Как уже говорилось выше, прежде чем приступить к проверке фактического наличия товаров, инвентаризационная комиссия проводит подготовительную работу. Она опломбирует помещения для хранения ценностей, пересчитывает все имеющиеся деньги, проверяет точность и сроки клеймения весоизмерительных приборов, отдельно складывает бракованные и пришедшие в полную негодность товары, получает от материально ответственных лиц последние товарно-денежные отчёты с соответствующими оправдательными документами, расписку о сдаче всех документов и отчётов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей.
Инвентаризационная комиссия
предъявленные отчёты и приложенные документы, удостоверяется в наличии подписей материально ответственных лиц, правильности цен на товары, сумм наценок, таксировок, подсчётов. На каждом предъявленном комиссии документе и на отчётах ставится дата и подпись председателя инвентаризационной комиссии.
Товары
подсчитываются, взвешиваются и перемериваются
в присутствии материально
Товары,
находящиеся на розничных торговых
предприятиях в нераспакованном виде,
вскрывают и проверяют как по количеству,
так и по качеству.
Инвентаризация товаров, учитываемых партионно, проводится по отдельным партиям. Товары, поступившие на предприятие во время инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии инвентаризационной комиссии и записываются в отдельную опись. Документы на эти товарно-материальные ценности включаются в первый товарно-денежный отчёт, составленный после инвентаризации.
В случае обнаружения порчи, боя и лома товарно-материальных ценностей инвентаризационная комиссия составляет акт (приложение 7 к Методическим рекомендациям № 74), и вместе с письменным объяснением материально ответственных лиц передают на рассмотрение.
Очень часто в магазинах возникают трудности при инвентаризации особо крупных остатков отдельных видов товаров. Даже при очень крупных остатках какого-либо товара комиссия обязана пересчитать их, а не записывать в опись их количество со слов материально ответственного лица или путём умножения количества ящиков на количество бутылок в одном, без проверки содержимого в каждом ящике.
Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его и записывает в отдельную опись. На приходных документах делается отметка о том, что товар получен во время инвентаризации. Он приходуется после инвентаризации. Но такие случаи на практике случаются не очень часто.
По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес нетто. На фактически оказавшиеся в наличии товары и тару на торговых предприятиях составляются инвентаризационные описи.
На предприятиях с коллективной материальной
ответственностью
инвентаризация может проводиться
по числу материально
Старший
администратор Универсама «Пальмира»
Ковальчук Н.А. является членом комиссии,
но не имеет права делать записи в инвентаризационную
опись. По окончании инвентаризации в
инвентаризационной описи подписываются
постраничные и общие итоги, которые заверяются
подписями всех членов комиссии, а материально
ответственное лицо дает расписку в том, что все представленные им для проверки ценности учтены и претензий к комиссии нет (текст расписки, напечатанный типографским способом, находится на последней странице стандартного бланка инвентаризационной описи).
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются в бухгалтерию ЧТУП «Пальмира-Групп».
Информация о работе Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли