Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:50, курсовая работа
Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Она способствует реализации контрольной функции учета, позволяя выявить случаи необоснованного уменьшения капитала хозяйствующего субъекта, вложенного в различные виды имущества (активов).
Введение 3
1. Организация документального оформления, порядка проведения и учета результатов инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 5
Понятие, значение инвентаризации товаров и тары, её виды, сроки проведения и задачи 5
Проверка инвентаризационной работы и аудиторская диагностика её необходимости 8
Обзор нормативно-правовых документов 9
Порядок проведения инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 14
Документальное оформление инвентаризации товаров и тары ... 19
Контрольная проверка качества проведения инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли 21
Выведение и учет результатов инвентаризации товаров и тары
на предприятиях розничной торговли 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
В
организации проведения инвентаризации
могут допускаться различные
нарушения, например, в состав комиссий
нередко назначаются
Также должна осуществляться проверка и совершенствование организации деятельности инвентаризационной комиссии, которая недостаточно освещена в экономической литературе и практически не отражена в нормативных документах. Организационная деятельность инвентаризационной комиссии включает получение распоряжение на проведение инвентаризации, инструктаж, изучение и соблюдение своих обязанностей, прав и ответственности и порядок оплаты труда за выполненную работу.
До начала инвентаризации
более пристальное внимание, разъяснение порядка принятия решений по результатам проведённых инвентаризаций.
Для более достоверных данных по результатам инвентаризации необходимо производить и проверку самого процесса проведения инвентаризации. [ 12]
После того как инвентаризация проведена, важным моментом являются подготовительные работы для выведения результатов инвентаризации в бухгалтерии. Далее не менее тщательной проверке подвергаются и сами фактические данные в инвентаризационных описях.
Более подробно методы проверки инвентаризационной работы будут рассмотрены в следующих параграфах данной курсовой работы.
Так
же хотелось бы отметить, что если вследствие
проведения инвентаризации не выявлены
отклонения данных бухгалтерского учета
от реального положения дел, то это,
как правило, свидетельствует о
неэффективности проведения инвентаризации,
поскольку в реальной жизни (и
особенно это касается предприятий
розничной торговли) всегда имеются
факты как небрежности ведения
учета, так и не нашедшие отражения
в его системе (хищения, пересортица,
порча ценностей и т.д.). [15]
1.3
Обзор нормативно-правовых
документов
Основными документами, регулирующими проведение инвентаризации, являются:
- Нормы товарных потерь, методика расчета
и порядок отражения в учете, согласованные
с Министерством финансов Республики
Беларусь и Министерством экономики Республики
Беларусь, утвержденные приказом
Министерства торговли Республики Беларусь от 2 апреля 1997 г. № 42 (в редакции от 03.08.2010г. № 1073) (далее - приказ №42);
-
Методические рекомендации по
документальному оформлению и
учету товарных операций в
розничной торговле и
-
Методические рекомендации по
расчету и бухгалтерскому
Инструкция о порядке
определения размера
* Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности».
Для
обеспечения достоверности
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.
Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (ст. 12 «Инвентаризация активов и обязательств»).
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:
стоимость излишков активов при принятии
их на бухгалтерский учет определяется
на дату проведения инвентаризации на
основании заключения об их оценке, проведенной
юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, осуществляющими оценочную
деятельность, или
документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на внереализационные доходы, в некоммерческой организации - на увеличение доходов (источников финансирования);
недостача
активов и (или) их порча в пределах
норм естественной убыли, утвержденных
в порядке, установленном
недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи в соответствии с решением руководителя организации списываются в коммерческой организации на внереализационные расходы, в некоммерческой организации - на увеличение расходов.
Нормы
естественной убыли, утвержденные в
порядке, установленном
* Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180.
Инструкция
устанавливает единый порядок проведения
инвентаризации активов и обязательств
организаций, ведущих в соответствии
с законодательством
В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:
сопоставления с данными бухгалтерского учета;
выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;
выявления
сверхнормативных и неиспользуемых
активов и обязательств с целью
их учета и последующей реализации
или списания;
проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;
проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др.
* Нормы товарных потерь, методика расчета и порядок отражения в учете, согласованные с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 2 апреля 1997 г. № 42.
Движение товара от мест производства до потребителя в силу различных причин сопровождается товарными потерями.
Товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемыми
потерями являются: естественная убыль
товаров; бой, лом товаров вследствие
их хрупкости; порча товаров или
повреждение потребительской
К
ненормируемым потерям
Общими для нормируемых товарных потерь являются следующие положения:
- недостача товаров в пределах установленных
Норм списывается с материально ответственных
лиц по тем ценам, по которым товары были
оприходованы. Отнесение товарных потерь
на издержки обращения
производится по покупным ценам, разница между покупными и розничными (продажными) ценами списывается за счет торговой надбавки.
- выявленные при инвентаризации товарные потери сверх установленных Норм естественной убыли товаров и Норм потерь от боя, лома, порчи товаров, повреждения потребительской тары относятся на материально ответственных лиц по розничным ценам (если иное не предусмотрено соответствующими нормативными актами).
*Методические рекомендации по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74.
Порча, бой и лом товаров оформляется актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (приложение 7 к Методическим рекомендациям № 74), в котором указываются наименование, артикул, сорт, цена, количество и стоимость товаров, причина и виновники потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, сельскохозяйственным организациям) или уничтожение. Составленный акт передается в бухгалтерию, где проверяется правильность его оформления. Затем акт подается на утверждение руководителю организации. Сдача пришедших в негодность товаров в утиль, переработку или сельскохозяйственным организациям оформляется товарно-транспортной накладной. Уничтожаются испорченные товары в присутствии комиссии, составившей акт, во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.
Информация о работе Инвентаризация товаров и тары на предприятиях розничной торговли