Действующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

Целевая направленность курсовой работы обусловила постановку следующих задач:
- рассмотрение экономического содержания бухгалтерской отчетности;
- раскрытие действующего порядка формирования показателей бухгалтерского баланса в ОАО ”Пинский мясокомбинат“;
- обоснование рекомендаций по совершенствованию формирования показателей бухгалтерского баланса.
Объектом исследования послужили отчетные данные за 2012 год Открытого акционерного общества ”Пинский мясокомбинат“.

Оглавление

Введение………………………………………………………..…………………….51. Экономическое содержание бухгалтерской отчетности…………………...…..7
1.1 Бухгалтерский баланс как ступень обобщения данных………………….…7
1.2 Структура и виды бухгалтерских балансов…………...…………………….9
1.3 Порядок и сроки представления бухгалтерского баланса……….………..13
1.4 Нормативно-правовое обеспечение формирования финансовой отчетности (бухгалтерского баланса)………………….……………………………...…………..14
1.5Финансово-экономическая характеристика ОАО ”Пинский мясокомбинат“………………………………………………………………...…….16

2. Действующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса …………………………….……………………………………..…………………..23
2.1 Подготовительная работа перед составлением бухгалтерского баланса...23
2.2 Методика формирования показателей актива бухгалтерского баланса.....26
2.3 Порядок формирования показателей пассива бухгалтерского баланса….28
2.4 Рекомендации по совершенствованию формирования показателей бухгалтерской отчетности……………………………...………………………….31
Заключение……………….…….…………..……….…………...………...………..33
Список использованных источников ……………………………

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 100.56 Кб (Скачать)

Последним разделом бухгалтерского баланса является раздел V ”Краткосрочные обязательства“. Здесь показываются суммы задолженности по краткосрочным кредитам балансов, займов со сроком погашения до одного года, кредиторская задолженность и прочие краткосрочные обязательства.

По строке 610 “Займы и кредиты“ отражаются займы и кредиты, которые организация должна погасить в течение 12 месяцев. Строка заполняется по данным остатка по счету 66 ”Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Сумма задолженности по кредитам и займам отражается без учета сумм процентов, причитающихся к уплате по сроку. В нашем примере это 64 008 млн. руб. на конец отчетного периода.

            В строке 620 показывается часть долгосрочных обязательств, учитываемых на счетах учета расчетов, погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты, за исключением краткосрочной кредиторской задолженности, показанной по статье ”Краткосрочная кредиторская задолженность“ (630) .Долгосрочные кредиты и займы показываются по данной строке согласно графику погашения: в графе 3  в период с 01.01.2013 по 31.12.2013, в графе 4 – в период с 01.01.2012 по 31.12.2012. В данном примере они составили 1 904 и 1699 млн. руб. соответственно.

По строке 630 ”Краткосрочная кредиторская задолженность“ отражают общую сумму кредиторской задолженности организации. Затем она расшифровывается по отдельным статьям баланса. В рассматриваемой организации общая сумма кредиторской задолженности составила 55 822 млн. руб. на конец отчетного периода.

            По стороке 660 показываются суммы резервов предстоящих платежей, учитываемые на счете 96 ”Резервы предстоящих платежей“ и подлежащие использованию в течение 12 месяцев после отчетной даты. В рассматриваемой организации эта сумма составила 8 258 млн. руб. на конец отчетного периода.

         В соответствии с логикой построения главной формы отчетности после заполнения всех статей раздела «краткосрочные обязательства», следует отразить его общий итог. Показатель статьи ”Итого по разделу V“ представляет собой сумму показателей его подразделов, как отдельных статей, так и их групп. В нашем случае 65 075 и 129 992 млн. руб. на начало и конец года соответственно.

Пассив бухгалтерского баланса завершает статья “Баланс“, показатель которой представляет собой сумму источников средств организации или ее обязательств, данные по этой строке вычисляются путем сложения общих итогов всех разделов пассивной части баланса. Ясно, что правильное составление баланса подразумевает равенство двух своих частей на начало и конец года, поскольку отражает одно и то же имущество по разным группировочным признакам. Учетно-технически, равенство актива и пассива обеспечивается правилом двойной записи (суммы средств хозяйственных операций отражаются по дебету одного счета и кредиту другого), разделением счетов на активные и пассивные и правилами определения сальдо счетов[18].

Общий итог бухгалтерского баланса является твердым качественным показателем, отражающим состояние имущества предприятия на определенный момент времени и в валюте РБ.

 

 

2.4 Рекомендации по совершенствованию  формирования показателей                                         бухгалтерской отчетности

Для  данной организации, совершающей в течении года, в среднем около трехсот однотипных хозяйственных операций техника составления бухгалтерского баланса, принятая в ОАО ”Пинский мясокомбинат“, вполне приемлема, но это не значит, что достоверность и реальность этой формы отчетности не могут быть расширены. Меры по совершенствованию формирования данных баланса можно разделить на два основных направления:

1) совершенствование учетной политики ОАО ”Пинский мясокомбинат“, т.е. введение в практику учета создания резервов, что позволит организации списывать задолженность за счет созданного резерва, не увеличивая расходы в текущем отчетном периоде;

2) совершенствование техники составления статей баланса. Разумеется, степень детализации в регистрах учета не должна быть снижена, так как в условиях отсутствия специализированных форм предоставления информации это приведет к информационному голоду и снижению полезной отдачи баланса.

В данной ситуации полезной была бы разработка новых форм регистров учета. Желательно, для расчетов с дебиторами по реализации продукции ввести комбинированную форму регистров, предоставляющую информацию о движении средств по синтетическим счетам, в разрезе отдельных дебиторов. Ту же меру следует осуществить в отношении расчетов с кредиторами за предоставленные товары. Все это будет способствовать гармонизации аналитического и синтетического учета, усилит степень взаимосвязи и взаимоконтроля регистров.

Вместе с тем было бы желательным создание таких источников информации для составления баланса, которые, обладая свойством наглядности, были бы как можно менее громоздки. Возможно, для этого потребуется введение всеохватывающей дифференциации регистров на основные и промежуточные. Основные регистры (журналы-ордера, ведомости дебетовых оборотов и. т. д.) служат для составления справок-расчетов по каждой группе экономически однородных элементов, а на основании этих промежуточных регистров составляется баланс.

Введение промежуточной ступени формирования балансовых данных должно не только не увеличить, но даже уменьшить количество арифметических ошибок, проистекающих от невнимательности, так как несмотря на дополнительный объем записей, процесс составления баланса становится более упорядочен.

Проблема введения промежуточных источников информации не потеряет своей актуальности и с переходом к машинной форме учета, ведь обладая преимуществом наглядности, они как нельзя лучше подходят для неформального, субъективного анализа.

Подобная техника составления главной формы отчетности способна, при условии многообразия методов исследования, привести к минимизации влияния ограничений присущих балансу. И значит, сделает его основой и конечным этапом стратегической системы учета, т. е. системы интегрированной с анализом хозяйственной деятельности, представляющей собой синтез счетоводства и маркетинга, не требующей привлечения чрезмерного количества дефицитных ресурсов.

 

 

 

 

                        

                                       

 

 

 

 

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Необходимо отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям, как для самой организации, так и для заинтересованных лиц и организаций – кредиторов, акционеров и др.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РБ претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета. Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер.

Сама идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов и др.

Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала перечисленным требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов и балансов она должна быть обеспечена соблюдением следующих условий:

  • полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;
  • полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также соответствие показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;
  • осуществление записей хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;
  • правильная оценка статей баланса.

В данной курсовой работе рассматривались основные аспекты важнейшей части бухгалтерской отчетности – бухгалтерского баланса.

Первая глава раскрывает экономическое содержание бухгалтерской отчетности в целом, а также порядок и сроки представления бухгалтерского баланса.

Во второй главе рассмотрен действующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса на примере рассматриваемой организации. А именно подготовительная работа перед составлением бухгалтерского баланса, формирование актива и пассива баланса.  А также рекомендации по совершенствованию показателей бухгалтерской отчетности, к которым можно отнести следующие:

- совершенствование учетной политики в организации,  т.е. введение в практику учета создания резервов (под сомнительную дебиторскую задолженность), что позволит организации списывать задолженность неплатежеспособных дебиторов за счет созданного резерва, не увеличивая расходы в текущем отчетном периоде;

- совершенствование техники составления статей баланса;

- разработка новых форм регистров учета.

На основании материала, изложенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что основным источником для принятия правильных управленческих решений служит бухгалтерский баланс.

   Бухгалтерский баланс, в сущности, является системной моделью, обобщенно  отражающей кругооборот средств  организации и финансовые отношения, в которые вступает организация  в ходе этого кругооборота.

Современное содержание актива и пассива ориентировано на предоставление информации её пользователям. Отсюда высокая степень аналитичности статей, раскрывающих состояние дебиторской и кредиторской задолженности, собственного капитала и отдельных видов резервов, образованных за счет текущих издержек или прибыли организации.

Очень важно руководству организаций выбрать нужный стиль и методы управления производством и финансами, стратегию и тактику работы, с учетом сложившейся экономической ситуации, что даст возможность организации выжить, выстоять и процветать в трудный период любых экономических реформ.

Отношения, складывающиеся между формой 1 и потребителем бухгалтерской информации в других развитых странах, отличаются от работы с балансом в условиях нашей страны. В США и Великобритании бухгалтерский баланс вовсе не является главной формой бухгалтерской отчетности, первое место в этих странах занимает форма 2 ”Отчет о прибылях и убытках“, а что касается баланса, то он находится лишь на втором месте.

Для  данной организации, совершающей в течении года, в среднем около трехсот однотипных хозяйственных операций техника составления бухгалтерского баланса, принятая в ОАО ”Пинский мясокомбинат“, вполне приемлема, но это не значит, что достоверность и реальность этой формы отчетности не могут быть расширены. В данной ситуации полезной была бы разработка новых форм регистров учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Список использованных источников

 

  1. Закон Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности“ в ред. от 12 июля 2013 г. № 57-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 19.11.2013.
  2. Типовой план счетов и Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета (в ред. постановления Минфина от 20.12.2012 N 77, от 08.02.2013 N 11): утв.  Постановлением Министерства финансов  Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  3. Хорин А.Н. Принципы формирования бухгалтерской отчетности/ А.Н. Хорин// Бух. учет. - 2007. - №23. – С.50-52
  4. Сотникова Л.В. Подготовка промежуточной отчетности: как рекомендации для аудиторов могут помочь бухгалтерам/ Л.В. Сотникова// Бух. учет. - 2007. - №12,13. – С.51-53
  5. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Ю.И. Акулич, И.Н. Бурцева, О.А. Левкович; под общей ред. О.А. Левковича. – Минск: Дикта, 2003. – 368 с.
  6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер./ М.А. Вахрушина – М.: Омега-Л; Высш. Шк., 2006. – 528 с.
  7. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / В.Ф. Бабына, Т.И. Папова, З.И. Одуло [и др.]; под общей ред. В.Ф. Бабыны. – Минск: Высш. шк.,2002. – 304 с.
  8. Инструкция по бухгалтерскому учету ”Учетная политика организации“ утвержденная  постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 г. № 62 (в ред. 14.12.2012г. № 74) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  9. Закон РБ от 8 ноября 1994 г. № 3373-XII ”Об аудиторской деятельности“ (в ред. 22.12.2011 г. № 326) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  10. Правило аудиторской деятельности ”Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности“, утвержденное постановлением Минфина РБ от 26.10.2000 г. № 114 (в ред. 30.06.2011 г. № 51) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  11. Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. Издание второе, переработанное и дополненное/ О.В. Рожнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
  12. Бухгалтерский учет: учеб. - методич. пособие / Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 10-е изд., перераб. И доп. – Минск: Книжный дом, 2004. – 432 с.
  13. Методические рекомендации о порядке трансформации отечественной бухгалтерской отчетности в формат, соответствующий международным стандартам финансовой отчетности в ред. Приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2008 г. № 415  ) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  14. Бухгалтерский финансовый учет: учебник/ Ю.И. Бахтурина, Т.В. Дедова, Н.Л. Денисов и др.; под ред. Н.Г. Сапожниковой. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университете, 2008. – 660 с.
  15. Соколов Я.В. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организации/ Я.В. Соколов, М.Л. Пятов//   Бух. учет. - 2008. - №13. – С.71-74.
  16. Безбородова Т.И. Анализ особенностей формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности на различных стадиях жизненного цикла организаций/ Т.И. Безбородова// Экономический анализ: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал. – 2007. - №1. – С.28-37.
  17. Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденная постановлением Минфина РБ 29.06.2005 г. №83 (в ред. 18 марта 2010 г. № 29) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 21.11.2013.
  18. Никонова Н.Ю. Формирование информации о доходах, расходах и финансовых результатах/ Н.Ю. Никонова// Бух. учет. - 2008. - №11. – С.51-54.
  19. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие / Н.И. Ладутько.– Минск: Книжный дом, 2005. – 688 с.
  20. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 ”Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь“// КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 23.11.2013.
  21. Инструкция о порядке ведения консолидированного учета и отчетности в хозяйственной группе, утвержденная постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 г. № 197 (в ред. 30 декабря 2008 г. № 206) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 23.11.2013.
  22. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 35 от 11.06.2012г. ”Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь“ // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 23.11.2013.
  23. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (в ред. 22 апреля 2010 г. № 50) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО ”Юрспектр“. – Дата доступа : 23.11.2013.

Информация о работе Действующий порядок формирования показателей бухгалтерского баланса