Децентрализация управления, учет издержек и результатов по центрам ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: ознакомиться с управленческими процессами производства ООО «ЭЛИМ» и возможности использования в ней учета по центрам ответственности.

Нами были поставлены следующие задачи:

◦Осветить порядок организации управленческого процесса производства;
◦Изучить порядок учета затрат на предприятии;
◦Рассмотреть учет по центрам ответственности в управленческом процессе предприятия;
◦Изучить порядок осуществления контроля за деятельностью подразделений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 5
1. 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 5
1. 2 ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
1. 3 ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И МЕСТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 10
1. 4 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 14
1. 5 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 19
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» 23
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» 23
2. 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРОИЗВОДСТВА ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС». УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА. 26
2.3 ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ 29
ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» УЧЕТА ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Копия буу1.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Российский  государственный  социальный университет 

Филиал  в г. Чебоксары 

Кафедра «Бухгалтерского учета, анализа  и аудита» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:

Децентрализация управления, учет издержек

и результатов по центрам  ответственности 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила

                                                студентка экономического факультета

                                                группы ДБ-1-06

                                                специальности

                                                «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                                                Сатлайкина О.Н.

                                                Проверила

                                                Чуплыгина Г.В.

                                                Дата  проверки:

                                                «  »          2009г.

                                                Оценка: «    »

                                                Подпись: 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2009

         СОДЕРЖАНИЕПриложение………………………………………………………………………36 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях развивающихся рыночных отношений  в нашей стране предприятие становится юридически и экономически самостоятельным. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.

     Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные управленческие решения.

     Информация, необходимая для оперативного управления предприятием, содержится в системе управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.

     Управленческий  учет можно определить как самостоятельное  направление бухгалтерского учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления, контроля и оценки организации в целом, а также ее структурных подразделений.

     Для принятия оптимальных управленческих и финансовых решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, проверить качественные показатели работы, правильно установить цены, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.

     Разработка  качественной системы управления в  настоящее время актуальна для  многих предприятий. Исходная точка  создания системы — персонификация ответственности за принятие решений и определение структуры центров ответственности на предприятии. Для каждого из последних определяются цели, составляются планы, ведется учет результатов, оценивается деятельность руководителей и сотрудников.

      Целью курсовой работы: ознакомиться с управленческими процессами производства ООО «ЭЛИМ» и возможности использования в ней учета по центрам ответственности.

     Нами  были поставлены следующие задачи:

    • Осветить порядок организации управленческого процесса производства;
    • Изучить порядок учета затрат на предприятии;
    • Рассмотреть  учет по центрам ответственности в управленческом процессе предприятия;
    • Изучить порядок осуществления контроля за деятельностью подразделений.

Глава 1 Теоретические основы организации управленческого учета

1. 1 Особенности организации производства и их влияние на построение   управленческого учета

     Под организацией управленческого учета  понимают систему условий и элементов  построения учетного процесса с целью  получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

    1. учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;
    2. ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

     Для обеспечения рациональной организации  управленческого учета большое  значение имеет разработка плана  его организации.

     План  организации управленческого учета  состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

     В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанных самостоятельно.

     При разработке плана счетов для управленческого  учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. № 94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

     Однокруговая  система учета затрат может осуществляться:

     - без использования специальных счетов управленческого учета;

     - с использованием системы счетов управленческого учета.

     Однокруговую  систему учета затрат целесообразно  использовать в малых и средних  организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

     Двухкруговую  систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

     Для согласования данных финансового и  управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

     В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который  составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

     В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).

     В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура  данной службы, ее штат, дается должностная  характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

     Группа  планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений  организации и другие частные  бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

     Материальная  группа:

     - осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;

     - разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;

     - принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

     - разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

     осуществляет  выбор цен для оприходования  и расхода сырья и материалов.

     Группа  учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

     Производственно-калькуляционная  группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

     Группа  учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи  продукции, состав покупателей, исчисляет  фактические затраты по продаже  продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

     Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации (совместно с группой планирования).

1. 2 Объективная оценка децентрализации управления.

Преимущества  и недостатки децентрализации  управления.

     Децентрализации управления – это распределение полномочий и обязанностей принимать решения между различными уровнями управления.

     При децентрализованной системе управления происходит распределение (делегирование) ответственности между менеджерами  в части управления, планирования и контроля затрат и результатов  деятельности подразделения, за которое отвечает данный менеджер. В этих условиях менеджер децентрализованной организации в пределах своих полномочий имеет право самостоятельно, без согласования с высшим руководством оперативно принимать решения на определенную сумму денег.

Информация о работе Децентрализация управления, учет издержек и результатов по центрам ответственности