Децентрализация управления, учет издержек и результатов по центрам ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: ознакомиться с управленческими процессами производства ООО «ЭЛИМ» и возможности использования в ней учета по центрам ответственности.

Нами были поставлены следующие задачи:

◦Осветить порядок организации управленческого процесса производства;
◦Изучить порядок учета затрат на предприятии;
◦Рассмотреть учет по центрам ответственности в управленческом процессе предприятия;
◦Изучить порядок осуществления контроля за деятельностью подразделений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 5
1. 1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОСТРОЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 5
1. 2 ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. 9
1. 3 ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И МЕСТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 10
1. 4 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 14
1. 5 ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 19
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» 23
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» 23
2. 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРОИЗВОДСТВА ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС». УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА. 26
2.3 ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ 29
ООО «ЭЛЕКТРО-ИМПУЛЬС» УЧЕТА ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Копия буу1.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     Деятельность каждого центра ответственности может быть оценена с точки зрения эффективности. Эффективная деятельность - производство заданного объема продукции при минимальном использовании производственных ресурсов, либо максимальное производство объема продукции при заданном размере производственных ресурсов. В центре ответственности действует принцип «затраты -> объем переработки сырья -> прибыль».

     По  отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на:

     - основные и функциональные;

      По отношению к внутреннему хозяйственному механизму:

     - хозрасчетные и аналитические.

     Основные  центры ответственности организуют контроль по месту возникновения  затрат; функциональные — обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности.

     Хозрасчетные  центры ответственности обычно совпадают  с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения  затрат; аналитические не связаны  системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

     Центр рентабельности — разновидность центров ответственности, в которых доход есть денежное выражение выпущенной продукции; расход — денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль — разница между доходом и расходом.

     Центр рентабельности — это экономика предприятия в миниатюре. Использование модели управления по центрам рентабельности позволяет на больших предприятиях децентрализовать ответственность за прибыль. 
Формирование центров рентабельности не всегда эффективно. Если выпускается однородная продукция (уголь, цемент и т. п.), которая измеряется в натуральных показателях, то нет необходимости измерять объем производства в стоимостных показателях. Достаточно определить собственные затраты каждого подразделения и соотнести их на тонну продукта, выпущенного предприятием.

     Нецелесообразно формировать центры рентабельности о случаях, когда центры ответственности оказывают услуги другим центрам (например, услуги отдела внутреннего аудита оказываются без указания цены услуг), а также в случаях при установлении трансфертных цен, когда возникают разногласия среди управленцев разных центров и вызывают интерес к краткосрочным результатам, принося вред предприятию в целом при решении долгосрочных перспектив развития.

     Исходя  из общих условий организации  управленческого учёта, формирование центров рентабельности требует наличия полномочий центров по решению вопросов выпуска продукции или соотнесения выпуска продукции и затрат на её производство. Полуфабрикат подразделения может быть использован внутри предприятия или реализован на сторону; 
применения полуфабрикатного варианта сводного учёта затрат; на производство с хорошо организованным учётом затрат по местам их возникновения и достаточно объективной системой внутренних. хозрасчетных отношений.

     Основными предпосылками формирования и организации учёта по центрам затрат, ответственности и рентабельности являются четкое разграничение затрат на зависящие от функций того или иного центра, на постоянные и переменные, на прямые - как наиболее просто контролирующие прибыль отдельного продукта; калькуляция себестоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия как метод выявления отношения к себестоимости материального и живого труда; выделение в учёте трех элементов издержек материальных, трудовых и накладных; планирование прибыли и контроль за расходами.

1. 5 Трансфертное ценообразование как инструмент оценки деятельности центров ответственности

     В системе учета по центрам ответственности  важное значение имеет установление трансфертных цен. Трансфертная цена — это цена, используемая для определения стоимости продукции (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции) или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим внутри одной организации.

     Установление  трансфертных цен зависит от существующих форм организации производства: централизованная и децентрализованная.

     В условиях централизованной организации производства обмен продукцией и услугами между центрами ответственности преимущественно производится на основе фактической (стандартной) себестоимости.

     В условиях децентрализованной организации производства, когда центры ответственности относительно автономны, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной передачи имеет значение не только для выявления результатов деятельности подразделения, но и для принятия решений по таким вопросам, как «производить или закупать», «продавать или обрабатывать дальше», а также при рассмотрении альтернативных вариантов производства.

     Трансфертная (внутрифирменная) цена должна отвечать следующим основным требованиям:

     ♦     гармонично сочетать в себе цели подразделения с общими целями организации;

     ♦     быть гибкой и равнозначной для менеджеров разных уровней управления. Трансфертная цена должна обеспечивать достаточный результат как подразделению — продавцу, так и подразделению — покупателю;

     ♦     способствовать сохранению автономности подразделений, возможности управлять ими на децентрализованной основе;

     ♦     быстро реагировать на изменяющиеся условия внутреннего и внешнего рынков, давать возможность направлять прибыли туда, где они найдут лучшее применение. Например, более высокие прибыли направлять в сферы с низкими налогами и невысокие прибыли — в сферы с высокими налогами, либо вкладывать их в новые производственные мощности;

     ♦     соответствовать требованиям законодательства;

     ♦     содействовать развитию кооперации между структурными и региональными типами производств.

     Существует множество способов установления трансфертной цены при внутрифирменной передаче, в том числе на основе:

     ♦     рыночной стоимости;

     ♦     полной себестоимости + прибыль, как % от полных затрат;

     ♦     переменных затрат + прибыль, как % от переменных затрат;

     ♦     полной или сокращенной себестоимости;

     ♦     взаимной договоренности сторон.

     К сожалению, не бывает единой трансфертной цены, которая удовлетворяла бы всех — и высшее руководство, и подразделение  — продавца, и подразделение —  покупателя. На практике часть предприятий используют цену на базе договорной рыночной стоимости, другие предпочитают использовать цену по себестоимости плюс надбавка на прибыль.

     Оптимальной трансфертной ценой является величина договорной рыночной стоимости продукции или услуг, так как эта цена считается взаимоприемлемой и позволяет рассматривать каждый центр прибыли как самостоятельную хозяйственную единицу. Она равняется размеру вознаграждения за оказание аналогичных услуг или продажной цене за такое же изделие на внешнем рынке за вычетом суммы внутренних доходов от экономии затрат на внутреннем характере операций (транспортных расходах, процентах по банковским кредитам и т. д.).

     Если  цена на внешнем рынке неопределенная (например, на новый вид продукции при отсутствии рынка альтернативных товаров или когда цена не предназначена или слишком высока для использования в качестве цены внутрифирменной передачи), то следует применить цену на базе сметной себестоимости плюс надбавки на прибыль, так как такая цена является близкой к рыночной и позволяет выявить недостатки функционирования подразделений. При установлении надбавки на прибыль в расчет следует принимать не коэффициент прибыльности организации в целом, а особенности данного подразделения. Прибыль часто исчисляют как процент доходов от вложенного капитала, который представляет собой плановый показатель, предназначенный для использования при унификации постоянных затрат на базе сметного или среднего объема производства. Этот процент устанавливают исходя из принципов учетной политики организации. Он может определяться как средний ожидаемый доход от деятельности производственного подразделения, отдела снабжения или организации в целом. Если в качестве трансфертной цены используется сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль, то необходимо вносить поправки на изменения цен на сырье, материалы, услуги и размеры заработной платы. Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реальным, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности подразделения и выпускаемой им продукции.

     Трансфертные  цены могут устанавливаться также  на базе фактической себестоимости плюс надбавка на прибыль. Данный метод особенно эффективен там, где менеджеры несут ответственность за расход материалов. Однако этот метод имеет недостаток, приводящий к перерасходу средств. Чем выше фактическая себестоимость, тем выше подразделение — продавец будет устанавливать продажную цену, подталкивая к дальнейшему неэкономному расходованию средств другими подразделениями предприятия.

     Необходимо иметь в виду, что при установлении трансфертных цен на базе себестоимости предприятия, входящие в состав организации, рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или инвестирования. Поэтому такие критерии для оценки стоимости, как прибыль на капиталовложения или остаточная прибыль, не могут быть использованы. В этих условиях предпочтение необходимо отдавать трансфертным ценам, установленным на основе переменных затрат.

     Метод внутрифирменного ценообразования  на базе переменных затрат имеет преимущество перед методом на основе полных затрат: он изначально нацелен на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов организации. Это объясняется тем фактором, что постоянные затраты остаются неизменными и любое использование средств без дополнительных постоянных расходов увеличивает прибыль организации в целом.

     Немаловажное  значение имеет четкое распределение  и отнесение затрат предприятия  на центры ответственности.

     Распределение прямых затрат предприятия между  центрами ответственности можно осуществлять при помощи специальной шахматной ведомости, по строкам и столбцам которой откладываются виды затрат и центры ответственности, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются суммы затрат. Если какие-либо затраты невозможно непосредственно отнести ни на один центр ответственности, их распределяют пропорционально выбранной базе. Например, затраты на аренду помещения можно распределить между центрами ответственности пропорционально занимаемой ими площади.

     Косвенные затраты между центрами ответственности могут распределяться на основе количественных или стоимостных баз распределения. Примерами количественных баз могут служить: численность персонала, объем выпуска продукции, фактический фонд времени работы оборудования и т. д. К примерам стоимостных баз распределения можно отнести заработную плату основных производственных рабочих, стоимость израсходованных в производстве материалов, производственную себестоимость продукции и т. д.

     В практической деятельности для упрощения и ускорения расчета предприятия часто используют фиксированные коэффициенты распределения, установленные на основе плановых показателей. Выявленные отклонения фактических затрат от плановых списывают на те центры ответственности, где они возникают. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Организация управленческого  учета ООО «Электро-Импульс»

2.1  Краткая характеристика  производственно-финансовой  деятельности ООО  «Электро-Импульс»

     Организационно-правовая форма предприятия ООО «Электро-Импульс» – общество с ограниченной ответственностью.

     Высшим  органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников.

      ООО «Электро-Импульс» обладает правами  юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, бланки и печать со своим наименованием.

      Сокращенное наименование: ООО «ЭЛИМ»

      ООО «Электро-Импульс» одно из основных предприятий  в России производящих станции управления лифтами.

Информация о работе Децентрализация управления, учет издержек и результатов по центрам ответственности