Бухгалтерский учёт дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Дебиторская задолженность является высоколиквидным активом компании, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной дебиторской задолженности негативно сказывается на финансовой устойчивости компании. Отсутствие четких стимулов контрагентов для исполнения за декларированных обязательств приводит к нежелательным для любой организации последствиям. Сложность данной ситуации усиливается мало эффективностью, и неоперативностью исполнительной системы.

Оглавление

1. Введение....................................................................................................................3
2. Глава 1 : Основы построения дебиторской задолженности............................5
2.1 Понятие и классификация дебиторской задолженности...........................................5
2.2Синтетический и аналитический учет построения дебиторской задолженности.....................................................................................................................11
3. Глава 2:Методологические основы учета дебиторами. Отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности.......................................23
3.1 Проведение инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок списания дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности............................23.
3.2 Учет резервов по сомнительным долгам. Списание дебиторской задолженности.....................................................................................................................34
3.3 Отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности....................39
4. Заключение...............................................................................................................45
5. Список использованных источников.................................................................48

Файлы: 1 файл

курсовая конечная.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

22

в учете записью  по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту  субсчета 76-2 «расчеты с депонентами». 

По истечении сроков исковой давности невостребованные суммы 

депонированной  оплаты труда списываются на счет 91 «Прочие доходы  и расходы»на основании данных проведенной инвентаризации приказа  

руководителя  организации.    

В этом случае должна делается следующая  запись:     

Дебет 76 субсчет «Расчеты по депонированным суммам»

Кредит 91-списаны депонированные суммы  по истечении срока исковой давности.     

Учет  расчетов с разными дебиторами и  кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23

Глава 2 : Методологические основы учета дебиторами. Отражение дебиторской  задолженности в  бухгалтерской отчетности.

3.1Проведение инвентаризации расчетов с дебиторами. Порядок списания дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности 

В современных условиях хозяйственных отношений, многие организации столкнулись с хроническими неплатежами своих контрагентов. Длительное время накапливается дебиторская задолженность. Самостоятельная работа организации-кредитора с многочисленными должниками, при отсутствии комплексного анализа дебиторской задолженности, может оказаться абсолютно неэффективной. Ненадлежащее оформление деловой и бухгалтерской документации, недостатки ведения бухгалтерского учета, нарушение требований к делопроизводству, оформлению, накоплению и хранению документов строгой отчетности могут привести к тому, что дебиторская задолженность может оказаться нереальной для взыскания, либо по ней может истечь трехлетний срок исковой давности.  

При указанном развитии событий организациям рекомендуется (в целях экономии временных, а также денежных ресурсов), прежде чем приступить к взысканию дебиторской задолженности, провести инвентаризацию финансовых обязательств организации. Тем более, эта инвентаризация является первым и очень важным этапом в процессе построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью. Ведь только в ходе полной инвентаризации можно установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическому объему обязательств организации, а также установить возможность взыскания дебиторской задолженности в до судебном и судебном порядке.    

По  результатам инвентаризации специалистами  юридического отдела также формируются  пакеты документов, необходимых для 

24

взыскания дебиторской задолженности  в судебном порядке или осуществляется подробный анализ причин невозможности взыскания задолженности, что и является основанием для списания этих сумм.

Таким образом, целями проведения инвентаризации организации по строке баланса «Дебиторская задолженность» являются:    

проверка  полноты отражения в бухгалтерском  учете организации всех обязательств;

  1. Установление фактического наличия дебиторской задолженности 

организации

  1. Выявление предприятий, которые фактически не являются дебиторами  организации; 
  2. Подготовка пакетов документов по дебиторам организации, необходимых для взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке;
  3. Подготовка предложений по списанию дебиторской задолженности в  силу невозможности ее взыскания: в результате отсутствия первичных  документов, а также в результате истечения сроков исковой давности и отказа должника от погашения задолженности на основании данного факта;
  4. Приведение данных бухгалтерского  учета организации в соответствие  с результатами инвентаризации;
  5. При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продажи, а также в случаях предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  6. Перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;
  7. При смене материально ответственных лиц;
  8. При установлении фактов хищений  или злоупотреблений; 
  9. В случаях стихийных бедствий,пожара, аварии или других чрезвычайных  ситуаций, вызванных экстремальными  условиями; 

25

  1. При ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса; 
  2. При смене руководителя коллектива(в случае коллективной материальной  ответственности), при выбытии из  коллектива более 50% ее членов, а также по требованию одного  или нескольких членов коллектива.

В  Методических  указаниях  по  инвентаризации  имущества  и  финансовых  обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г.

(с изменениями от 8 ноября 2010 г.) N 49 "Об утверждении Методических указаний  по  инвентаризации  имущества  и  финансовых  обязательств" (далее -  Методические указания), пределен  порядок  проведения  инвентаризации.  В  частности,  порядок  проведения инвентаризации расчетов регламентируется п. п. 3.44 - 3.48 Методических указаний.5

Для проведения инвентаризации расчетов согласно п. 2.2 Методических указаний создается инвентаризационная комиссия, состав которой  согласно

п. 2.3 Методических указаний утверждает руководитель организации .В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. О проведении инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами издается приказ. Унифицированная форма такого приказа N ИНВ-22 утверждена Постановлением Госкомстата  России  от 18  августа 1998  г. N 88 "Об  утверждении  Унифицированных  форм первичной  учетной  документации  по  учету  кассовых  операций,  по  учету  результатов инвентаризации" (в ред. Постановления Госкомстата РФ от 03.05.2000 N 36). В ходе проведения

26

инвентаризации  заполняется ИНВ-23 Утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88 утверждена унифицированная  форма первичной  учетной документации ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" 

Инвентаризация  расчетов  проводится  с  целью  документального  подтверждения  наличия дебиторской задолженности и обязательств, установления сроков их возникновения и погашения, уточнения  оценки.  При инвентаризации  проверяется правильность  осуществления расчетов  с другими  хозяйствующими  субъектами,  кредитными  организациями,  органами  государственной  и законодательной  власти,  с физическими  лицами,  а  также  обоснованность  сумм,  числящихся  на соответствующих счетах бухгалтерского учета.  

В  соответствии  с  п. 3.48  Методических  указаний  инвентаризационная  комиссия  путем документальной проверки должна установить:    

"а)  правильность расчетов с банками,  финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами,  другими  организациями,  а  также  со  структурными  подразделениями  организации, выделенными на отдельные балансы;    

б )правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете  

суммы  задолженности по недостачей и хищениям;     

в)  правильность  и  обоснованность  сумм  дебиторской,  кредиторской  и  депонентской задолженности, включая  суммы дебиторской и  кредиторской  задолженности, по  которым истекли  сроки исковой давности".  

Итак, при инвентаризации проверяются  расчеты:    

- с кредиторами по кредитам;    

- с бюджетом по налогам и  сборам и с внебюджетными фондами  по взносам;     

- с покупателями и поставщиками;    

27 

- с работниками, в том числе  с подотчетными лицами; 

- с другими дебиторами и кредиторами.     

Для  проведения  такой  проверки  необходимы  регистры  бухгалтерского  учета  по  счетам расчетов,  первичные  документы,  оформляющие  хозяйственные  операции  по  счетам  расчетов, акты сверки.   

"При  инвентаризации подотчетных сумм  проверяются отчеты подотчетных  лиц по выданным авансам   с  учетом  их  целевого  использования,  а также суммы выданных  авансов по  каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение)". (Пункт 3.47 Методических указаний.) 

Прежде  всего  проверяется,  представило  ли  подотчетное  лицо  в  бухгалтерию  авансовый отчет об израсходованных суммах по истечении срока, на который аванс был выдан. При проверке отчетов  комиссия  проверяет  наличие  первичных  документов,  подтверждающих  расходы, произведенные подотчетным лицом.     

"По  задолженности работникам организации выявляются не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов,  а  также  суммы  и причины  возникновения пере плат работникам". (Пункт 3.46 Методических указаний.)

В соответствии с п. 3.44 Методических указаний инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков, и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учета указанных расчетов.

При инвентаризации имущества организации  по строке баланса «Дебиторская задолженность» особое внимание необходимо уделить  проверке следующих счетов бухгалтерского учета:     

- 60 – расчеты с поставщиками  и подрядчиками,     

- 62 – расчеты с покупателями  и заказчиками,    

28

    - 63 – резервы по сомнительным  долгам,     

- 58 – расчеты по краткосрочным  кредитам и займам,     

- 67 – расчеты по долгосрочным  кредитам и займам,     

- 70 – расчеты с персоналом по оплате труда,     

- 71 – расчеты с подотчетными  лицами,

    -76- расчеты с разными дебиторами и кредиторами( расчеты по имущественному и личному страхованию расчеты по претензиям, расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам, расчеты по депонированным суммам).  

-79 – внутрихозяйственные операции (расчеты по выделенному имуществу,  расчеты по текущим операциям, расчеты по договору доверительного  управления имуществом).

Кроме того, для формирования пакета документов, необходимого для взыскания задолженности в судебном порядке (например, платежных документов, подтверждающих факт оплаты), уже на этом этапе работы необходимо обратить внимание и на проверку счетов:     

- 50 –  касса (касса организации, операционная  касса, денежные документы),     

- 51 – расчетные счета,      

- 52 – валютные счета.    

Перед  началом  инвентаризации  расчетов  с  дебиторами  необходимо  оформить  акт  сверки.    

Акт сверки оформляется по  каждому  дебитору и каждому  кредитору  в двух экземплярах. Первый экземпляр  остается  в бухгалтерии,  а второй  направляется  дебитору (кредитору),  с которым производилась сверка.    

На  конец  года  осуществляется  сверка  остатков  на  расчетном  счете  в  банке.  Банк представляет организации  акт  сверки остатков  денежных средств  на 1 января 

29

следующего  года.  

Акт  сверки  составляется  в  двух  экземплярах.  В  подтверждение  указанного  остатка  денежных средств  руководитель  и  главный  бухгалтер  организации  подписывают  оба  экземпляра  акта  и заверяют  печатью  организации.  Один  экземпляр акта  сверки  возвращается  в банк,  а второй подшивается с инвентаризационными документами.    

Информация о работе Бухгалтерский учёт дебиторской задолженности