Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:07, контрольная работа
Под бухгалтерским учетом в коммерческих банках понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций
Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм производятся с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах.
Документы, служащие основанием для проводок, должны иметь контировку, то есть иметь номера корреспондирующих счетов по дебету и кредиту.
Документооборот - путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Сформированные в установленном порядке и сброшюрованные бухгалтерские документы за рабочий день, после составления ежедневного баланса и проведения сплошной проверки, передаются на хранение в архив с ограничением к ним доступа.
В архиве документы текущего года и года предшествующего хранятся отдельно в металлических шкафах (сейфах).
Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров кредитной организации.
Хранение документов
На лицевой стороне обложки папки сброшюрованных документов помещается следующий текст:
Срок хранения ______________________________
Архивный индекс ______________________________
______________________________
(наименование кредитной организации (филиала)
Бухгалтерские документы за "___" _______________г.
Бухгалтерские документы на сумму _______ руб. ______ коп. ____________ руб. ___ коп.
Из них находится в отдельных папках:
кассовые документы ______________________ руб. _____ коп. ____________ руб. ___ коп.
по операциям с иностранной валютой:
бухгалтерские документы _________________ руб. _____ коп. ____________ руб. ___ коп.
срок хранения _________________________
кассовые документы ______________________ руб. _____ коп. ____________ руб. ___ коп.
срок хранения _________________________
по операциям с драгоценными металлами:
бухгалтерские документы _________________ руб. _____ коп. ____________ руб. ___ коп.
срок хранения _________________________
кассовые документы ______________________ руб. _____ коп. ____________ руб. ___ коп.
срок хранения _________________________
и т.д. по документам с разными сроками хранения.
В каждой папке должна быть лента подсчета по балансовым и внебалансовым счетам, о чем делается надпись:
документы сброшюрованы и подшиты ____________________
17. Порядок оформления исправительных записей;
Ошибки в записях, выявленные при текущей, до заключения баланса, проверке лицевых счетов, исправляются в документах, составленных на бумажных носителях, путем зачеркивания неправильно записанных сумм и написания над ними правильных сумм. Эти записи заверяются подписью бухгалтерского работника. Если запись подлежит аннулированию как ошибочная, то бухгалтерский работник вычеркивает тонкой чертой всю запись и рядом с зачеркнутой суммой делается надпись "Не считать", заверяя эту надпись своей подписью. Одновременно вносятся исправления во все взаимосвязанные регистры бухгалтерского учета.
Если по условиям обработки таким способом исправления внести нельзя, то ошибочные записи исправляются путем сторнирования (обратным сторно) ошибочной записи и проводки новой правильной записи. Сторнированная запись в регистрах помечается отличительным знаком. Для провода составляется текущим днем два ордера – сторнированный и правильный. Ордера подписываются, кроме бухгалтерского работника, контролирующим работником.
Ошибочные записи, выявленные после составления баланса, должны исправляться обратными записями по счетам, по которым сделаны неправильные записи (обратное сторно). Исправление производится в день выявления. Если для исправления ошибочных записей требуется списание средств со счетов клиентов, то необходимо получить их письменное согласие, если иное не предусмотрено договором счета. Списание средств со счета клиента производится с соблюдением очередности платежей. При отсутствии средств на счете клиента списание производится со счета учета прочих дебиторов, и КО принимает меры к восстановлению этих средств.
Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером. Бланки мемориальных исправительных ордеров составляются только на бумажном носителе по форме мемориального ордера в соответствии с Указанием N 2161-У с указанием в поле "наименование документа" "Мемориальный исправительный ордер" и формируются в ордерные книжки.
Мемориальные исправительные ордера подписываются бухгалтерским работником, контролирующим работником, главным бухгалтером или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
Мемориальные исправительные ордера составляются в четырех экземплярах, из которых первый экземпляр служит ордером, второй и третий экземпляры являются уведомлениями для клиентов по дебетовой и кредитовой записям, а четвертый экземпляр остается в ордерной книжке. Книжка эта должна храниться у главного бухгалтера или его заместителя. Ордера нумеруются отдельными от других документов порядковыми номерами.
В тексте мемориального исправительного ордера должно быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указывается должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись. Заявления, послужившие основанием для составления исправительных ордеров, должны храниться в документах дня при этих ордерах.
В лицевом счете против ошибочной записи, сумма которой была впоследствии сторнирована, делается отметка "Сторнировано" с указанием даты исправительной записи и номера мемориального исправительного ордера. Отметка эта заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя, подписавшего мемориальный исправительный ордер.
Пользуясь копиями мемориальных исправительных ордеров, оставшимися в книжке, главный бухгалтер ведет учет ошибок в работе сотрудников, изучает причины ошибок и принимает меры к улучшению работы.
Если лицевые счета, содержащие ошибочные записи, хранятся в электронном виде, внесение в них изменений не допускается. Информация о внесенных впоследствии исправлениях, по письменному распоряжению, подписанному главным бухгалтером или его заместителем, фиксируется службой, обеспечивающей хранение в электронном виде лицевых счетов.
В случае, когда требуется перенести учет каких – либо операций с одного счета на другой счет, либо в другую кредитную организацию, то бухгалтерскими проводками перечисляется только остаток счета.
18. Кассовая работа в банке, основные понятия нормативное регулирование;
Кассовые операции – это операции банка по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег и ценностей. Обработка включает в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег и ценностей. Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов РФ.
Непосредственная организация учетно-операционной работы с наличными деньгами определяется целым рядом внутрибанковских документов, которые конкретизируют исполнение общих нормативных документов применительно к условиям конкретного банка.
Кассовые операции занимают достаточно большой объем работ. Они характеризуют одну из основных функциональных обязанностей банка. Все организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках.
Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии. Для обеспечения рационального оборота наличных денег в кассе банк на основании заявок клиентов составляет кассовый прогноз. При недостатке кассовой наличности банк может получить деньги в РКЦ за счет средств на корреспондентском счете.
Положением ЦБ РФ от 24 апреля 2008 г. № 318-П установлен порядок ведения кассовых операций.
В обязанности бухгалтера-контролера входят следующие функции:
выписка приходных и расходных кассовых ордеров;
регистрация приходных и расходных ордеров в кассовом журнале;
проверка чеков клиентов, объявлений на взнос наличными, полученных от операциониста (передача на исполнение кассиру);
проверка соответствия количества исполненных кассиром документов их качеству, зарегистрированному в кассовых журналах (по приходу и расходу);
обработка кассовых документов и отчета кассира (проставляется корреспонденция счетов);
расписка в кассовой книге о полученных вместе с отчетом (второй экземпляр кассовой книги) кассовых документах;
передача документов в документы дня для включении их в состав отчета "Операционный день".
Функциональные обязанности кассира:
исполнение распоряжений – выдача и прием денежной наличности;
ведение кассовой книги (под копирку);
запись исполненных кассовых документов в кассовую книгу;
передача кассовой книги с документами для проверки бухгалтеру-контролеру.
В коммерческом банке (филиале) обслуживание клиентов производится операционной кассой.
В состав операционной кассы входят:
приходные кассы;
расходные кассы;
приходно-расходные кассы;
вечерние кассы;
кассы для выдачи чековых книжек;
кассы перерасчета денежной выручки.
Количество таких касс зависит от объема операции и характера деятельности банка.
Центральный банк Российской Федерации устанавливает правила ведения кассовой работы в коммерческих банках:
общий порядок ведения кассовых операций;
правила перевозки денежных знаков;
правила хранения денежных знаков;
порядок определения платежеспособности денежных знаков;
порядок замены и уничтожения поврежденных денежных знаков.
Для приема и выдачи наличных денег в коммерческом банке создается отдел кассовых операций.
Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег клиентам в начале операционного дня устанавливается сумма минимального остатка хранения наличных денег. Сумма фактического остатка денег на конец рабочего дня не должна быть меньше суммы минимального остатка хранения наличных денег.
Минимальный остаток хранения наличных денег в операционной кассе устанавливается распорядительным документом кредитной организации исходя из объема среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы. Кредитная организация направляет в ТУ Банка России письменное сообщение о суммах минимального остатка хранения наличных денег.
Кассовые подразделение возглавляется заведующим кассой заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником банка, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.
Руководитель и заведующий кассой должностные лица, ответственные за сохранность ценностей, обеспечивают сохранность денежных средств и ценностей, осуществляют контроль за своевременным оприходованием денег, организуют четкое кассовое обслуживание своих клиентов и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной материальной ответственности.
Информация о работе Бухгалтерский учет в банках, его объекты