Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:07, контрольная работа
Под бухгалтерским учетом в коммерческих банках понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций
1. Бухгалтерский учет в банках, его объекты;
Под бухгалтерским учетом в коммерческих банках понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций
Объекты бухгалтерского учета
На основании Закона «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции.
В коммерческих банках к объектам относятся обязательства банка, операции, имущество и финансовые результаты деятельности
Операции – это факты уставной деятельности, вызывающие изменения в составе имущества и/или обязательств.
Операции могут быть двухсторонними (выдача кредита, привлечение депозита, купля-продажа) и односторонними (потери от стихийных бедствий, износ основных средств).
Операции можно подразделить на банковские, которые не могут выполнять другие экономические субъекты, и хозяйственные, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности (например, приобретение имущества, начисление и выдача заработной платы, ремонт и т.п.).
Обязательства банка –
это совокупность обязательств перед собственниками, клиентами и перед контрагентами
Обязательства перед собственниками состоят из уставного капитала, добавочного капитала, резервного фонда.
Обязательства перед клиентами состоят из доверенных банку средств клиентов в виде остатков на расчетных, текущих, депозитных, корреспондентских и прочих счетах, из полученных банком кредитов, а также из привлеченных банком средств под облигации, векселя, депозитные сертификаты и т.д.
Обязательства перед контрагентами состоят из задолженности банка контрагентам за выполненное работы или оказанные услуги. Обязательства перед клиентами и перед контрагентами отражаются в учете отдельно по каждому клиент (контрагенту) и отдельно по каждому виду обязательств.
Имущество банка – это совокупность денежных средств (в наличной и безналичной формах), финансовых вложений (в виде выданных кредитов, размещенных депозитов, приобретенных ценных бумаг, вложений в совместную деятельность), капитальных вложений, а также принадлежащих банку материальных и нематериальных ценностей.
средства в кассах и безналичные на корреспондентских счетах), по видам валюты Денежные средства отражаются в учете отдельно по видам денежных средств (наличные, а также по месту нахождения средств.
Финансовые вложения отражаются в учете отдельно по типам вложений и по каждому вложению. Кредиты и депозиты отдельно по каждому договору. Ценные бумаги отражаются в учете отдельно по видам ценных бумаг: акции, облигации, векселя, государственные ценные бумаги и др.; по эмитентам и условиям выпуска ценных бумаг; а также по сроку. Вложения в совместную деятельность отражаются отдельно по каждому договору.
Капитальные вложения включают затраты на приобретение материальных и нематериальных ценностей, прочие капитальные работы и затраты. Капитальные вложения, а также материальные и нематериальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Износ (амортизация) материальных активов (нематериальных активов) отражается в учете отдельно.
Финансовые результаты – это результаты выполнения операций в виде доходов, расходов, прибыли или убытка.
Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов) в том периоде, к которому они относятся.
Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется отдельно на балансовых счетах второго порядка.
«Финансовый результат текущего года» и «Финансовый результат прошлого года»;
В первый рабочий день нового года после составления бухгалтерского баланса на 1 января остатки со счетов учета доходов и расходов текущего года переносятся на соответствующие счета по учету финансового результата прошлого года.
В день составления годового бухгалтерского отчета остатки со счетов учета доходов и расходов прошлого года переносятся на счет «Прибыль прошлого года» либо на счет «Убыток прошлого года».
2. Предмет и основные задачи учета и операционной деятельности в банках;
Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях:
Под предметом бухгалтерского учета в банках в целом понимается уставная деятельность кредитной организации, которая более детально отражается в объектах бухгалтерского учета.
3. Правовые основы бухгалтерского учета в кредитных организациях;
Структура нормативного регулирования бухгалтерского учета
1) законодательный (Федеральные законы, постановления, указы);
2) нормативный (Положения по бухгалтерскому учету. Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности);
3) методический (Инструкции, указания, рекомендации по бухгалтерскому учету);
4) внутренней (Учетная политика, рабочие документы по организации и ведению учета).
К первому уровню относятся :
• Федеральные законы и иные законодательные акты, такие как Конституция РФ;
• Гражданский кодекс РФ;
• Указы Президента, прямо ими косвенно регулирующие постановку учета в кредитной организации;
• Особое место в этом уровне занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учтете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с последующими изменениями). Он устанавливает единые основы организации бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц и определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета, предоставления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения с внутренними и внешними потребителями информации.
Ко второму уровню системы нормативного регулирования относятся правила, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они обеспечивают единообразный подход к учету, исходя из требований международных стандартов бухгалтерского учета и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета в России. Важным документом второго уровня для кредитных организаций являются Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденные Положением ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П.
Соблюдение Правил ведения учета в кредитных организациях должно обеспечивать:
Третий уровень системы нормативного регулирования описывается в указаниях, инструкциях, положениях, письмах и других документах утверждаемых, в основном, Центральным банком Российской Федерации, а также другими органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. В методических указаниях по ведению учета осуществляется раскрытие конкретных механизмов применения различных бухгалтерских приемов к определенному виду деятельности.
Четвертый уровень системы нормативного регулирования составляют рабочие документы кредитной организации, важнейшим из которых является положение об учетной политике.
Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат:
При разработке учетной политики банка необходимо предусматривать, чтобы каждая банковская операция была обоснована в правовом, технологическом, организационно-техническом (включая кадровое) отношениях и с точки зрения бухгалтерского учета.
Правовое обоснование можно разделить на внешнее и внутреннее.
• Внешнее - устанавливается сводом нормативно-законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность (включая систему нормативного регулирования учета), и должно содержать их обобщение применительно к конкретной банковской операции.
• Внутреннее - должно содержать обобщение внутренних требований (Устава, решений высшего и исполнительного органов управления, требований внутренних положений и инструкций и т. д.) применительно к конкретной банковской операции.
Технологическое обоснование содержит подробное описание предварительного, текущего и заключительного этапа каждой операции, включая порядок и сроки исполнения каждого этапа, а также особенности применения компьютерных систем. Только выстроенная технология позволяет оптимизировать затраты на проведение операций.
Организационно-техническое обоснование дает подробное описание документооборота по операциям с определением сроков подготовки и передачи документов, с указанием должностных лиц, их полномочий и ответственности, порядка и контроля за правильностью выполнения операций. Частью организационно-технического обеспечения являются должностные инструкции.
Порядок отражения в бухгалтерском учете каждой конкретной операции напрямую зависит от ее внешнего и внутреннего правового обеспечения, от примененной технологии проведения операции, который должен содержать подробное описание всех указанных обоснований.
4. Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках
Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета
1. Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях;
2. Отражение доходов и расходов по методу "начисления". Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.
3. Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода;
Информация о работе Бухгалтерский учет в банках, его объекты