Бухгалтерский учет в банках, его объекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

Под бухгалтерским учетом в коммерческих банках понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Файлы: 1 файл

Учет в банке.doc

— 785.00 Кб (Скачать)


1.              Бухгалтерский учет в банках, его объекты;

Под бухгалтерским учетом в коммерческих банках понимается упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций

Объекты бухгалтерского учета

       На основании Закона «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции.

       В коммерческих банках к объектам относятся обязательства банка, операции, имущество и финансовые результаты деятельности

Операции – это факты уставной деятельности, вызывающие изменения в составе имущества и/или обязательств.

 Операции могут быть двухсторонними (выдача кредита, привлечение депозита, купля-продажа) и односторонними (потери от стихийных бедствий, износ основных средств).

 Операции можно подразделить на банковские, которые не могут выполнять другие экономические субъекты, и хозяйственные, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности (например, приобретение имущества, начисление и выдача заработной платы, ремонт и т.п.).

Обязательства банка –
это совокупность обязательств перед собственниками, клиентами и перед контрагентами

 Обязательства перед собственниками состоят из уставного капитала, добавочного капитала, резервного фонда.

 Обязательства перед клиентами состоят из доверенных банку средств клиентов в виде остатков на расчетных, текущих, депозитных, корреспондентских и прочих счетах, из полученных банком кредитов, а также из привлеченных банком средств под облигации, векселя, депозитные сертификаты и т.д.

 Обязательства перед контрагентами состоят из задолженности банка контрагентам за выполненное работы или оказанные услуги. Обязательства перед клиентами и перед контрагентами отражаются в учете отдельно по каждому клиент (контрагенту) и отдельно по каждому виду обязательств.

Имущество банка – это совокупность денежных средств (в наличной и безналичной формах), финансовых вложений (в виде выданных кредитов, размещенных депозитов, приобретенных ценных бумаг, вложений в совместную деятельность), капитальных вложений, а также принадлежащих банку материальных и нематериальных ценностей.

 средства в кассах и безналичные на корреспондентских счетах), по видам валюты Денежные средства отражаются в учете отдельно по видам денежных средств (наличные, а также по месту нахождения средств.

 Финансовые вложения отражаются в учете отдельно по типам вложений и по каждому вложению. Кредиты и депозиты отдельно по каждому договору. Ценные бумаги отражаются в учете отдельно по видам ценных бумаг: акции, облигации, векселя, государственные ценные бумаги и др.; по эмитентам и условиям выпуска ценных бумаг; а также по сроку. Вложения в совместную деятельность отражаются отдельно по каждому договору.

 Капитальные вложения  включают затраты на приобретение материальных и нематериальных ценностей, прочие капитальные работы и затраты. Капитальные вложения, а также материальные и нематериальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. В дальнейшем активы кредитной организации оцениваются (переоцениваются) по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Износ (амортизация) материальных активов (нематериальных активов) отражается в учете отдельно.

 

Финансовые результаты – это результаты выполнения операций в виде доходов, расходов, прибыли или убытка.

 Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов) в том  периоде, к которому они относятся.

 Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется отдельно на балансовых счетах второго порядка.

«Финансовый результат текущего года» и «Финансовый результат прошлого года»;

 В первый рабочий день нового года после составления бухгалтерского баланса на 1 января остатки со счетов учета доходов и расходов текущего года переносятся на соответствующие счета по учету финансового результата прошлого года.

 В день составления годового бухгалтерского отчета остатки со счетов учета доходов и расходов прошлого года переносятся на счет  «Прибыль  прошлого года» либо на счет «Убыток прошлого года».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Предмет и основные задачи учета и операционной деятельности в банках;

 

Основные задачи бухгалтерского учета в кредитных организациях:

  1. Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  2. Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
  3. Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
  4. Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.

Под предметом бухгалтерского учета в банках в целом понимается уставная деятельность кредитной организации, которая более детально отражается в объектах бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.              Правовые основы бухгалтерского учета в кредитных организациях;

Структура нормативного регулирования бухгалтерского учета

1) законодательный (Федеральные законы, постановления, указы);

2) нормативный (Положения по бухгалтерскому учету. Правила ведения бухгалтерского учета и отчетности);

3) методический (Инструкции, указания, рекомендации по бухгалтерскому учету);

4) внутренней (Учетная политика, рабочие документы по организации и ведению учета).

К первому уровню относятся :

•    Федеральные законы и иные законодательные акты, такие как Конституция РФ;

•    Гражданский кодекс РФ;

•    Указы Президента, прямо ими косвенно регулирующие постановку учета в кредитной организации;

•    Особое место в этом уровне занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учтете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с последующими изменениями). Он устанавливает единые основы организации бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц и определяет сущность бухгалтерского учета, его задачи, основные понятия, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета, предоставления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения с внутренними и внешними потребителями информации.

Ко второму уровню системы нормативного регулирования относятся правила, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Они обеспечивают  единообразный подход к учету, исходя из требований международных стандартов бухгалтерского учета и особенностей формирования национальной системы бухгалтерского учета в России. Важным документом второго уровня для кредитных организаций являются Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденные Положением ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П.

              Соблюдение Правил ведения учета в кредитных организациях должно обеспечивать:

  1. быстрое и четкое обслуживание клиентов;
  2. своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитных организаций;
  3. предупреждение возможности возникновения недостач, неправомер­ного расходования денежных средств, материальных ценностей;
  4. сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
  5. надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по    месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.

Третий уровень системы нормативного регулирования описывается в указаниях, инструкциях, положениях, письмах и других документах утверждаемых, в основном, Центральным банком Российской Федерации, а также другими органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.  В методических указаниях по ведению учета осуществляется раскрытие конкретных механизмов применения различных бухгалтерских приемов к определенному виду деятельности.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования составляют рабочие документы кредитной организации, важнейшим из которых является положение об учетной политике.

Обязательному утверждению руководителем кредитной организации подлежат:

  1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации и ее подразделениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
  2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций,  за исключением форм, предусмотренных нормативными актами Банка России, и форм, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
  3. Порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
  4. Порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России;
  5. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  6. Порядок и случаи изменения стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция и т.д.);
  7. Лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому уче­ту в составе основных средств;
  8. Способы начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов;
  9. Порядок отнесения на расходы стоимости материальных запасов;
  10. Правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);
  11. Порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
  12. Порядок и периодичность распечатывания на бумажных носителях документов аналитического и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс и оборотная ведомость. Распечатывание на бумажных носителях документов аналитического учета (в том числе лицевых счетов) осуществляется в соответствии с пунктом 2.1 части III 302-П;
  13. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При разработке учетной политики банка необходимо предусматривать, чтобы каждая банковская операция была обоснована в правовом, технологическом, организационно-техническом (включая кадровое) отношениях и с точки зрения бухгалтерского учета.

              Правовое обоснование можно разделить на внешнее и внутреннее.

•    Внешнее - устанавливается сводом нормативно-законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность (включая систему нор­мативного регулирования учета), и должно содержать их обобщение применительно к конкретной банковской операции.

•    Внутреннее - должно содержать обобщение внутренних требований (Устава, решений высшего и исполнительного органов управления, требований внутренних положений и инструкций и т. д.) применительно к конкретной банковской операции.

Технологическое обоснование содержит подробное описание предварительного, текущего и заключительного этапа каждой операции, включая порядок и сроки исполнения каждого этапа, а также особенности применения компьютерных систем. Только выстроенная технология позволяет оптимизировать затраты на проведение операций.

Организационно-техническое обоснование дает подробное описание документооборота по операциям с определением сроков подготовки и передачи документов, с указанием должностных лиц, их полномочий и ответственности, порядка и контроля за правильностью выполнения операций. Частью организационно-технического обеспечения являются должностные инструкции.

Порядок отражения в бухгалтерском учете каждой конкретной операции напрямую зависит от ее внешнего и внутреннего правового обеспечения, от примененной технологии проведения операции, который должен содержать подробное описание всех указанных обоснований.

 

4.       Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета в банках

Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета

1. Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации, существенного сокращения деятельности или осуществления операций на невыгодных условиях;

2. Отражение доходов и расходов по методу "начисления". Этот принцип означает, что финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются в бухгалтерском учете по факту их совершения, а не по факту получения или уплаты денежных средств (их эквивалентов). Доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.

3. Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода;

Информация о работе Бухгалтерский учет в банках, его объекты