Бухгалтерский учет на МП

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд положительных моментов: создание новых рабочих мест; подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, приобретающих свою квалификацию на месте работы; косвенную стимуляцию эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидацию монополии производителей и создание конкурентной среды. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности самого предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
Понятие малых предприятий для целей бухгалтерского и налогового учета
1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях
1.3 Налогообложение малых предприятий
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.1 Статус и профиль деятельности
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.3 Налогообложение ОАО «Иланский Райтопсбыт»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и налогообложения в ОАО «Иланский Райтопсбыт».
3.1 Рекомендации по изменению системы налогообложения
3.2 Совершенствование учетной политики для целей налогообложения
3.3 Рекомендации по совершенствованию методологии учета
Заключение
Библиографический список
Приложение (справочное) Учетная политика предприятия

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет на малых предприятиях.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Применение  единой журнально-ордерной формы и  журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и  хозяйственных организаций в  полной мере возможно в условиях малых  предприятий. Отличие журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организации от единой журнально-ордерной заключается в том, что при первой форме предусмотрена возможность осуществления бухгалтерского учета с применением ограниченного числа журналов-ордеров.

Применение  журнально-ордерной формы учета  значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые  данные аналитического учета.

Однако эта  форма имеет и некоторые недостатки. Они заключаются в том, что  каждый журнал-ордер имеет свои оригинальные и сложные по построению таблицы, вспомогательные ведомости и  разработочные таблицы. Различна техника  и методика их ведения, что требует дополнительно значительного времени для ее изучения и освоения. Изначально форма была рассчитана на ручное ведение, что впоследствии затруднило механизацию и автоматизацию учета на ее основе. В настоящее время эта форма учета чаще всего используется как комбинированная, когда отдельные, наиболее трудоемкие участки учета ведутся на основе современной вычислительной техники с автоматизированным способом получения регистров, а менее трудоемкие и сводные участки ведутся без ее применения. Сокращенная журнально-ордерная форма более обозрима и компактна по сравнению с полной и обладает всеми ее достоинствами: однозначной определенностью методики, полной взаимной увязкой таблиц аналитического и синтетического учета, возможностью раздельного ведения учета в регистрах, системной подготовкой данных для заполнения отчетности. Вместе с тем, она также сложна по построению, что вызывает трудности не только в ее изучении, но и при автоматизации.

В настоящее  время малые предприятия ведут  бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который освобождает организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения от обязанностей ведения бухгалтерского учета. Однако отдельного положения или стандарта (кроме типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета) в Российской Федерации нет, большая часть малых и средних предприятий формируют отчетность только для налоговых органов государственной власти, которые призваны выполнять лишь фискальную функцию. Большинство малых предприятий не в состоянии сформировать свою финансовую отчетность в привлекательном для инвесторов и кредиторов виде.

Перед государством в отношении малых и средних предприятий стоят важные задачи, главная из которых – возможность привлечения как российских, так и зарубежных дополнительных источников финансирования. В этой связи возникает необходимость внедрения международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий.

Цель проведения реформы организации и ведения  бухгалтерского учета малыми предприятиями  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для малых и средних предприятий  состоит в предоставлении заинтересованным пользователям полноценной и достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности малых и средних предприятий, что в конечном итоге будет способствовать созданию условий для нормального функционирования производства и обращения товаров в сфере деятельности малого бизнеса, а также обеспечению жизнедеятельности людей, занятых в этом секторе экономики.

Реформирование  системы бухгалтерского учета в  соответствии с международными стандартами  финансовой отчетности для малых  и средних предприятий повысит сопоставимость соответствующей финансовой информации, без которой процесс дальнейшего развития малых и средних предприятий неосуществим.

Для достижения сопоставимости необходимо отменить действующие  альтернативные варианты учета и вменить в обязанность малых и средних предприятий ведение (наряду с налоговым учетом) бухгалтерского учета и представление финансовой отчетности в соответствии с едиными национальными стандартами, специально разработанными для малых и средних предприятий. Данные стандарты позволят упорядочить их финансовую отчетность, а также обеспечат возможность проведения сравнительного анализа как в рамках одного предприятия за разные отчетные периоды, так и в рамках нескольких предприятий в одном отчетном периоде.

Кроме того, подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности для малых и средних предприятий, а также повышение ее информативности будут способствовать:

а) созданию благоприятного инвестиционного климата и упрощению  доступа к кредитным на международном уровне;

б) ускорению  экономического прогресса в ходе интеграции российских малых и средних  предприятий в мировое хозяйство;

в) обновлению и  модернизации методов организации  бизнеса малых и средних предприятий;

г) повышению  квалификации кадров малых и средних предприятий в соответствии с требованиями рыночной экономики;

д) созданию новых  рабочих мест.

Однако существуют проблемы внедрения международных  стандартов финансовой отчетности для  малых и средних предприятий.

Ключевая проблема заключается в том, что принципы международных стандартов финансовой отчетности, внедряемые в систему бухгалтерского учета Российской Федерации, остаются декларативными. Речь идет, в частности, о принципе приоритета экономического содержания над юридической формой, а также о допустимых принципах оценки и роли профессионального суждения в контексте организации и методик бухгалтерского учета. Именно эти отличительные черты предопределили высокий статус бухгалтерского учета с научной и практической точек зрения в качестве единственной и уникальной информационной системы, позволяющей оценивать текущее финансовое положение хозяйствующего субъекта, производить соответствующие прогнозные оценки и принимать оптимальные управленческие решения. Данные особенности создали объективные условия для консолидации научных и практических бухгалтерских работников в профессиональные организации, которые занимаются разработкой, апробацией и внедрением бухгалтерских стандартов.

В Российской Федерации  в настоящее время отсутствуют факторы, позволяющие заинтересовать профессиональных бухгалтеров и экономистов в совершенствовании и развитии учетной методологии и практики, а система организации бухгалтерского учета и отчетности малых и средних предприятий не предоставляет в полной мере необходимой надежной сравнимой информации, что ограничивает возможности ее использования.

Уполномоченным  государственным органам необходимо внести соответствующие изменения  в ряд нормативно-законодательных  документов федерального значения, направленных не только на теоретическую, но и на практическую гармонизацию национальных учетных традиций с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Другая проблема, связанная с эффективностью перехода на международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий связана с тем, что количество малых и средних предприятий в России все еще остается незначительным. По сравнению с экономически развитыми западными странами небольшой удельный вес субъектов малого предпринимательства свидетельствует о низком потенциале привлечения свободного отечественного и иностранного капиталов. Главным фактором, обусловливающим данную ситуацию , является существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. В настоящее время на фоне того, что малый бизнес является одним из адресатов коррупционных действий, в России существует огромное количество документов о противодействии этому явлению, однако четкой, логической системы, а следовательно, и действенных мер нет. Тем не менее решение именно этой проблемы позволит в кратчайшие сроки увеличить количество малых и средних предприятий в стране и довести его до уровня европейских показателей [41].

1.3 Налогообложение малых предприятий

 

Особенность налогообложения  малого бизнеса в России – наличие  разных моделей их налогообложения. Собственникам малых предприятий  достаточно сложно разобраться в  преимуществах каждого из них  и принять рациональное решение, снижающее налоговую нагрузку.

Большое значение для финансового положения малых  предприятий имеют налоговые  льготы. в России малые предприятия  пользуются определенными льготами, при применении которых можно  значительно снизить свои налоговые  обязательства. Налоговые льготы малым предприятиям можно разделить на две группы:

Первая –  общие льготы. Они предоставляются  всем плательщикам данного налога, независимо от из размеров, форм собственности  и организационно-правовой формы, а  также вида деятельности. В России малые предприятия пользуются наравне со всеми другими предприятиями всеми льготами и налоговыми привилегиями, которые установлены действующим налоговым законодательством.

Вторая группа – специальные льготы. Они предоставляются  предприятиям, относящимся к категории малых. К специальным льготам для малых предприятий можно отнести специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые  режимы фактически подразумевают установление отдельных видов налогов. Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход определены в НК РФ как федеральные. Однако порядок уплаты налога в рамках упрощенной системы налогообложения установлен на региональном уровне, а порядок уплаты единого налога на вмененный доход утверждается на уровне муниципальных образований.

Специальные налоговые режимы:

а) подразумевают  замену ряда налогов единым налогом ;

б) максимально  упрощают взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетом и на этой основе создают  заинтересованность в добровольном и объективном декларировании своих  доходов;

в) упрощают порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства;

г) делают более  прозрачным механизм учета доходов  и расходов;

д) позволяют  налогоплательщикам получать значительную экономию за счет снижения налогового бремени;

е) направлены на стимулирование развития деятельности субъектов малого предпринимательства;

ж) позволяют  привлечь к уплате налога организации, где налоговый контроль значительно  затруднен.

Субъектами  специальных налоговых режимов  в первую очередь являются малые  предприятия (и индивидуальные предприниматели). Но перейти на специальные налоговые режимы могут и другие категории налогоплательщиков. При этом не все малые предприятия имеют право воспользоваться преимуществами специальных налоговых режимов, так как многие из них не отвечают установленным НК РФ критериям. В частности, на уплату единого налога на вмененный доход переводятся субъекты, которые занимаются определенными видами предпринимательской деятельности. Единый сельскохозяйственный налог установлен исключительно для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, поэтому вполне логично, что не все малые предприятия могут перейти на его уплату [32].

Применение  специальных налоговых режимов  подразумевает замену единым налогом  целого ряда налогов, приведенных в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1 – Налоги, не уплачиваемые при применении специальных налоговых  режимов

Налогоплательщики

Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик

1

2

Организация

Налог на прибыль  организаций

Налог на имущество  организаций

Не признается налогоплательщиком по НДС, за исключением  подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Индивидуальный  предприниматель

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности)

Налог на имущество  физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской

 

деятельности)

Не признается налогоплательщиком по НДС, за

исключением подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации


 

Кроме единого  налога организации или индивидуальные предприниматели, применяющие специальные  налоговые режимы, должны платить  страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также прочие налоги и сборы.

Организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие  специальные налоговые режимы, должны также исполнять обязанности  налоговых агентов.

Налоговыми  агентами признаются лица, на которых  возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. В большинстве случаев налогоплательщики выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц.

Информация о работе Бухгалтерский учет на МП