Бухгалтерский учет на МП

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд положительных моментов: создание новых рабочих мест; подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, приобретающих свою квалификацию на месте работы; косвенную стимуляцию эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидацию монополии производителей и создание конкурентной среды. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности самого предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
Понятие малых предприятий для целей бухгалтерского и налогового учета
1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях
1.3 Налогообложение малых предприятий
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.1 Статус и профиль деятельности
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.3 Налогообложение ОАО «Иланский Райтопсбыт»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и налогообложения в ОАО «Иланский Райтопсбыт».
3.1 Рекомендации по изменению системы налогообложения
3.2 Совершенствование учетной политики для целей налогообложения
3.3 Рекомендации по совершенствованию методологии учета
Заключение
Библиографический список
Приложение (справочное) Учетная политика предприятия

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет на малых предприятиях.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

При режиме налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности возможно также ведение  бухгалтерского учета лично руководителем. При упрощенной системе налогообложения организациям разрешено не вести бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Исходя из этого и строится организация бухгалтерского учета в организации.

Осуществление внешнеэкономической деятельности требует от субъекта малого предпринимательства выполнения требований норм ряда законодательных актов, регулирующих эту деятельность, что порождает особенности организации бухгалтерского учета экспортно-импортных операций.

В зависимости от объема и характера осуществляемой внешнеэкономической  деятельности, от применяемого налогового режима и иных факторов таким предприятиям рекомендуется: создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Объем выручки от продажи  или величина валюты баланса. Малые предприятия, имеющие объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год, превышающий 400 млн. рублей, или сумму активов, превышающую 60 млн. рублей, попадают под обязательную аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому таким хозяйствующим субъектам малого бизнеса рекомендуется, вне зависимости от налоговых режимов и иных факторов, создать собственную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Применение компьютерных технологий в управлении в настоящее время является обязательным элементом организации деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе и малого предприятия. Современные технологии позволяют вести бухгалтерский учет дистанционно. В этом случае весьма привлекательной становится возможность передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Характер и объем обрабатываемой с применением автоматизации информации могут стать тем обстоятельством, которое определит необходимость создания бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером.

При выборе формы организации  бухгалтерского учета субъекту малого предпринимательства необходимо учитывать всю совокупность особенностей своей деятельности.

Малому бизнесу различными нормативными актами предоставляется  возможность упростить ведение  бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [3].

Малые предприятия могут  применять для документирования хозяйственных операций формы первичных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Совокупность  учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных  операций, образует форму бухгалтерского учета. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Форма бухгалтерского учета представляет собой систему  его регистров, предназначенных  для группировки и обобщения  информации, отражаемой на счетах. Грамотно построенная система учетных  регистров позволяет:

а) аккумулировать всю необходимую информацию;

б) группировать информацию в необходимых синтетических  и аналитических разрезах;

в) обеспечивать удобство пользования учетным регистром;

г) обеспечивать рациональное отражение операций в  учетных регистрах (простота заполнения, отсутствие излишнего дублирования информации и т. д.). Это особенно важно в условиях ручной обработки информации, что характерно для организаций малого бизнеса.

Правильный  выбор формы бухгалтерского учета  является одним из необходимых условий эффективной организации бухгалтерского учета у хозяйствующего субъекта.

Малому предприятию  рекомендуется вести бухгалтерский  учет с применением следующих  систем регистров:

а) единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства»;

б) журнально-ордерной формы счетоводства для небольших  предприятий и хозяйственных  организаций, утвержденной письмом  Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»;

в) упрощенной формы  бухгалтерского учета согласно Типовым  рекомендациям [31].

Помимо вышеперечисленных  форм выделяется так называемая автоматизированная форма бухгалтерского учета. Ее выделение обосновывается тем, что форма бухгалтерского учета представляет собой алгоритм сбора информации. Однако не менее важным аспектом формы учета являются сами регистры, как способ отражения информации. Бухгалтерский учет призван формировать информацию для пользователей, поэтому его форма определяется именно системой регистров, а не алгоритмом их формирования. Алгоритм является как бы приложением к форме. Поэтому любая автоматизированная форма бухгалтерского учета будет относиться к одной из вышеуказанных в зависимости от применяемой в ней регистров.

Единая журнально-ордерная форма и журнально-ордерная форма  счетоводства для небольших предприятий  и хозяйственных организаций  основаны на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Накапливание и систематизация данных первичных документов производится в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по использованию этих средств. Хронологическая и систематическая запись хозяйственных операций осуществляется одновременно, как единый рабочий процесс. Журнал хронологической регистрации хозяйственных оборотов не ведется. Записи в накопительные регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления месячной, квартальной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический учет осуществляется, как правило, совместно в единой системе записей. Карточки аналитического учета могут быть заведены, в виде исключения, по некоторым видам расчетов, по которым имеется значительное количество лицевых счетов. Сохраняются инвентарные карточки или книги учета объектов основных средств, карточки или ведомости учета затрат на производство по калькулируемым объектам. В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся карточки аналитического учета. Сохраняются сортовые сальдовые ведомости по учету материалов, сортовые (сальдовые или оборотные) ведомости по учету готовых изделий.

В журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как  правило, два вида бухгалтерских  регистров: журналы-ордера и вспомогательные  ведомости. В целях обеспечения рациональной техники обобщения или группировки некоторых учетных данных, кроме указанных регистров, могут применяться специальные разработочные таблицы. Основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в тех случаях, когда требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера.

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных  ведомостей положен кредитовый признак  регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические  данные регистрируются по данным первичных  документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами. В порядке исключения, кассовые операции и операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по кредиту, так и по дебету счетов, предназначенных для учета указанных операций. Это необходимо для контроля и для того, чтобы не разобщать кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах.

Во избежание  дублирования, записи в журналах-ордерах, в которых отражаются кредитовые обороты в корреспонденции с  дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и 52 «Валютные счета», производятся, как правило, по данным соответствующих ведомостей итогами за месяц.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в

Главную книгу. Шахматная контрольная ведомость  или шахматный баланс не ведутся. Не составляется также баланс оборотов. Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Упрощенная  форма бухгалтерского учета может  осуществляться в виде простой формы бухгалтерского учета и в форме учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Простую форму бухгалтерского учета могут применять малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.

В этом случае учет всех операций ведется путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Малое предприятие  может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости  используя вкладные листы для  учета операций по счетам), или в  форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книгу следует  дополнить следующими графами: «Доходы  для налогового учета», «Расходы для  налогового учета». Это необходимо для отражения информации в разрезе  каждой хозяйственной операции, в  качестве подготовки для заполнения показателей книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, являющейся регистром налогового учета.

При перенесении  сальдо по каждому счету на следующий  месяц, в случае включения сумм, содержащихся в сальдо, в налоговый учет в отчетном месяце, делается отметка во входящих остатках для исключения повторного их отражения в налоговом учете. И наоборот, если сумма сальдо отсутствует, в связи с ее списанием в бухгалтерском учете, но не с признанием в отчетном месяце в налоговом учете, делается отметка о необходимости включения этой суммы в налоговый учет в следующем месяце. При таком варианте организации бухгалтерского учета наиболее приемлем кассовый метод признания доходов и расходов.

Помимо Книги (журнала) учета фактов хозяйственной  деятельности субъекту малого предпринимательства  необходимо вести регистр учета  расчетов с персоналом по оплате труда. В этом качестве можно использовать ведомость учета оплаты труда, форма № В-8.

Организация малого бизнеса, осуществляющая более сложные виды деятельности, в том числе производственную, может применять для учета финансово-хозяйственных операций форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия:

а) ведомость  учета основных средств, начисленных  амортизационных отчислений, форма  № В-1.

Ведомость по форме  № В-1 является регистром аналитического и синтетического учета наличия  и движения основных средств (счет 01 «Основные средства»), а также расчета сумм амортизационных отчислений (счет 02 «Амортизация основных средств»).

Данные по основным средствам записываются в ведомости  позиционным способом по каждому  объекту отдельно. Ежемесячно при  наличии движения основных средств  подсчитываются суммы их оборотов, и выводится остаток основных средств на первое число следующего за отчетным месяцем.

Информация о работе Бухгалтерский учет на МП