Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд положительных моментов: создание новых рабочих мест; подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, приобретающих свою квалификацию на месте работы; косвенную стимуляцию эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидацию монополии производителей и создание конкурентной среды. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности самого предприятия.
Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
Понятие малых предприятий для целей бухгалтерского и налогового учета
1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях
1.3 Налогообложение малых предприятий
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.1 Статус и профиль деятельности
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.3 Налогообложение ОАО «Иланский Райтопсбыт»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и налогообложения в ОАО «Иланский Райтопсбыт».
3.1 Рекомендации по изменению системы налогообложения
3.2 Совершенствование учетной политики для целей налогообложения
3.3 Рекомендации по совершенствованию методологии учета
Заключение
Библиографический список
Приложение (справочное) Учетная политика предприятия
Содержание
Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях
1.3 Налогообложение малых предприятий
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.1 Статус и профиль деятельности
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.3 Налогообложение ОАО «Иланский Райтопсбыт»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и налогообложения в ОАО «Иланский Райтопсбыт».
3.1 Рекомендации
по изменению системы
3.2 Совершенствование учетной политики для целей налогообложения
3.3 Рекомендации по совершенствованию методологии учета
Заключение
Библиографический список
Приложение (справочное) Учетная политика предприятия
Введение
Становление рыночных
принципов и условий
В основе определения
«малое предпринимательство» лежит
количественный критерий, характеризующий
размеры хозяйственной
Для малых предприятий характерны следующие особенности: высокая степень централизации управления (собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств); высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации; дефицит финансовых ресурсов – как собственных, так и заемных. Вместе с тем малому бизнесу присущи быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд положительных моментов: создание новых рабочих мест; подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, приобретающих свою квалификацию на месте работы; косвенную стимуляцию эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидацию монополии производителей и создание конкурентной среды. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности самого предприятия.
Однако малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых необходимо выделить самые существенные: более высокий уровень риска и, как следствие, высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров.
Финансовый кризис нанес серьезный удар по малому и среднему бизнесу как в мире, так и в России. Сейчас ситуация стабилизировалась, но проблемы остались. Среди них – низкая финансовая грамотность, высокие административные барьеры, неравномерное развитие экономики и низкая активность молодежи в бизнес-сфере. Главная же проблема отечественного малого бизнеса состоит в недостатке финансовых ресурсов для развития собственной материально-технической базы, поэтому ее характерными признаками являются низкий уровень технического вооружения труда, изношенность парка оборудования, отсутствие необходимых помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Как правило, субъекты малого бизнеса имеют весьма ограниченный финансовый потенциал, не позволяющий им использовать труд высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, в связи с чем предприниматель оказывается не способен разобраться в далекой от совершенства системе российского законодательства, регулирующего осуществление финансово-хозяйственной деятельности.
Основная проблема организации бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства заключается в необходимости оптимизации механизма учета доходов и расходов и в его увязке с требованиями налогового законодательства, в частности, с порядком исчисления налога на прибыль по общей системе налогообложения, с необходимостью ведения раздельного учета по видам деятельности при применении специальных налоговых режимов.
Сложность налогового законодательства и жесткий контроль его соблюдения приводят к тому, что деятельность бухгалтерской службы малого предприятия направлена на обеспечение потребностей налогового учета, а одна из главных функций бухгалтерского учета – обеспечение информацией процесса управления организацией – остается нереализованной.
Именно этим подтверждается актуальность вопросов организации бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. Поэтому объектом исследования является ОАО «Иланский Райтопсбыт», относящееся к субъектам малого предпринимательства.
Целью дипломной работы является анализ особенностей организации бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий.
Одной из основных
задач дипломной работы является
разработка предложений по совершенствованию
системы бухгалтерского учета и
налогообложения малых
а) рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий;
б) провести анализ деятельности ОАО «Иланский Райтопсбыт» за 2009-2010 гг.;
в) изучить организацию бухгалтерского учета, а также состав налогов и сборов, уплачиваемых предприятием;
г) по результатам
реализации вышеприведенных направлений
разработать рекомендации по совершенствованию
системы бухгалтерского учета и
налогообложения в ОАО «
Источниками информации являются специальная литература по теме исследования, бухгалтерская и налоговая отчетность, учетная политика, а также документы аналитического и синтетического учета организации.
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
1.1 Понятие малых предприятий для целей бухгалтерского и налогового учета
Критерии отнесения
юридических лиц и
Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
а) юридические лица, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц:
1) потребительские кооперативы;
2) коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;
б) физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
в) крестьянские (фермерские) хозяйства.
При этом вышеуказанные
организации и физические лица должны
удовлетворять следующим
а) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) этих юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).
Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
1) от 101 до 250 человек
включительно для средних
2) до 100 человек
включительно для малых
3) среди малых
предприятий выделяются
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений;
в) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость (НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства [7]:
а) микропредприятия – 60 млн. рублей;
б) малые предприятия – 400 млн. рублей;
в) средние предприятия – 1 000 млн. рублей.
Данные предельные значения пересматриваются один раз в пять лет.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), то есть используется показатель «доходы от реализации» по данным налогового учета организации.
Балансовая
стоимость активов (остаточная стоимость
основных средств и нематериальных
активов) определяется в соответствии
с законодательством Российской
Федерации о бухгалтерском
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: численностью работников, выручкой или остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников и выручки (или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Состояние и
развитие малого предпринимательства
в значительной степени определяется
проводимой государственной экономической
политикой, составной частью которой
является налоговая политика. С помощью
системы налогообложения
В Законе № 209-ФЗ в части налогообложения предусмотрено, что могут применяться специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. В целом малые предприятия в настоящее время могут функционировать в условиях одной из четырех систем налогообложения:
а) общепринятой (традиционной) системы налогообложения;
б) упрощенной системы налогообложения (УСН);
в) системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
г) системы единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
Общепринятая (традиционная)
система налогообложения
Под специальным налоговым режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, которая применяется в случаях и в порядке, предусмотренном НК РФ.
Традиционная система налогообложения – вид налогообложения, при котором организацией ведется бухгалтерский учет, и уплачиваются все общие налоги: федеральные, региональные и местные – согласно НК РФ [47].
Упрощенная
система налогообложения, предусмотренная
главой 26.2 НК РФ – это специальный
налоговый режим, применяемый организациями
и индивидуальными предпринимат