Бухгалтерский учет на МП

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно выделить ряд положительных моментов: создание новых рабочих мест; подготовку кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, приобретающих свою квалификацию на месте работы; косвенную стимуляцию эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; ликвидацию монополии производителей и создание конкурентной среды. Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности самого предприятия.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий
Понятие малых предприятий для целей бухгалтерского и налогового учета
1.2 Бухгалтерский учет на малых предприятиях
1.3 Налогообложение малых предприятий
2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения малого предприятия ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.1 Статус и профиль деятельности
2.2 Организация бухгалтерского учета в ОАО «Иланский Райтопсбыт»
2.3 Налогообложение ОАО «Иланский Райтопсбыт»
3. Рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета и налогообложения в ОАО «Иланский Райтопсбыт».
3.1 Рекомендации по изменению системы налогообложения
3.2 Совершенствование учетной политики для целей налогообложения
3.3 Рекомендации по совершенствованию методологии учета
Заключение
Библиографический список
Приложение (справочное) Учетная политика предприятия

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет на малых предприятиях.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

При наличии  у предприятия работников (в том  числе не состоящих в штате  малого предприятия) в количестве более  десяти человек рекомендуется вести  учет начисленных сумм оплаты труда и удержаний из нее в расчетных ведомостях по типовым формам № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость» и Т-51 «Расчетная ведомость».

В этом случае свод операций по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» производится в ведомости  по форме № В-8 на основании данных типовых ведомостей.

В ведомости  по форме № В-8 также определяются суммы отчислений на социальные нужды  в установленном порядке от сумм оплаты труда работников.

На основании  данной ведомости обороты по кредиту  счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются по графе «Кредит» ведомости № В-5 и по графе «Дебет» ведомости по форме № В-3 «Учет затрат на производство»;

к) ведомость (шахматная), форма № В-9.

Учет хозяйственных  операций на малом предприятии, применяющем форму учета, основанную на использовании регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия, завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам в применяемых ведомостях и обязательным переносом их в ведомость (шахматную) по форме № В-9.

Ведомость по форме  № В-9 является регистром синтетического учета и предназначена для  обобщения данных текущего учета  и взаимной проверки правильности произведенных  записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается  на каждый месяц и служит для записей данных по дебету и кредиту каждого счета в отдельности.

В ведомости  по вертикали располагаются счета  в порядке их возрастания, а по горизонтали – в порядке возрастающих номеров ведомостей.

Ведомость по форме  № В-9 заполняется сначала путем  переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей (используются данные граф «Корреспондирующий счет») с разноской их в дебет соответствующих счетов.

По завершении разноски подсчитывается сумма дебетового оборота по каждому счету, который  должен быть равен дебетовому обороту, отраженному по данному счету в соответствующей ведомости.

Выявленные  суммы по дебету каждого счета  суммируются, и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

По показателям  ведомости по форме № В-9 составляется оборотная ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Наиболее оптимальной  является таблично-автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета  и соблюдения принципа временной  определенности фактов хозяйственной деятельности, несмотря на то, что применение упрощенной системы налогообложения безальтернативно предполагает для налогообложения кассовый метод признания доходов и расходов. При применении кассового метода признания доходов и расходов и в бухгалтерском учете, и для целей налогообложения многие виды доходов и расходов признаются в бухгалтерском и налоговом учете в разные отчетные периоды в разных суммах.

Применение  метода начислений позволяет удовлетворять  управленческие потребности в информации, получаемой из бухгалтерского учета, отражает реальные финансовые результаты и финансовое положение малого предприятия, обеспечивает безболезненный переход на иные режимы налогообложения, в случае потери права на применение упрощенной системы налогообложения позволяет при появлении видов деятельности, попадающих под иные режимы налогообложения, например единый налог на вмененный доход, плавно интегрировать учет этого вида деятельности в уже существующий механизм.

При организации  бухгалтерского учета по методу начислений организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения (в налоговом учете – кассовый метод), рекомендуется воспользоваться методикой, предлагаемой разработчиками практически всех программ автоматизации бухгалтерского учета. Суть методики заключается в том, что каждая отражаемая в бухгалтерском учете хозяйственная операция путем формирования первичного учетного документа или внесения записи в виде справки бухгалтера (ручная проводка), влекущая за собой информацию о доходах или расходах, помимо отражения на счетах бухгалтерского учета записывается на забалансовых счетах, предназначенных для налогового учета. Затем формируется оборотно-сальдовая ведомость по счетам налогового учета, которая может служить основанием для заполнения налогового регистра – книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Основная проблема организации бухгалтерского учета  субъектов малого предпринимательства  заключается в необходимости оптимизации механизма учета доходов и расходов и в его увязке с требованиями налогового законодательства, в частности, с порядком исчисления налога на прибыль по общей системе налогообложения, с необходимостью ведения раздельного учета по видам деятельности при применении специальных налоговых режимов [31].

Основной принцип  организации бухгалтерского учета  – это максимальное упрощение  процедур ведения бухгалтерского учета  без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач.

Грамотная постановка бухгалтерского учета позволяет:

а) обеспечить сохранность  имущества;

б) обеспечить эффективность  управления ресурсами;

в) исчислить  финансовый результат деятельности;

г) определить налоговые  обязательства [38].

Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определены в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [16].

Учетная политика должна обеспечивать:

а) полноту отражения  в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

б) своевременное  отражение фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

в) большую готовность к признанию в бухгалтерском  учете расходов и обязательств, чем  возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

г) отражение  в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

д) тождество  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

е) рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для субъектов  малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной политике важным является требование рациональности, поскольку условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса [35].

Основным элементом учетной политики любого предприятия, в том числе малого, является разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Общие принципы организации бухгалтерского учета  на малых предприятиях сформулированы в Типовых рекомендациях по организации  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства, введенных  в действие с 01.01.1999 [21]. В них приводится рекомендуемый рабочий План счетов для ведения бухгалтерского учета в малых предприятиях.

Однако этот План счетов имеет существенные недостатки. Во-первых, не учтены изменения, произошедшие с выходом Приказа Минфина  РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», что, вне всякого сомнения, делает рекомендуемый рабочий План счетов невозможным для применения хозяйствующим субъектом. Внесенные корректировки носят принципиальный характер, изменяя в отдельных случаях механизм отражения хозяйственных операций, поэтому произвести просто механическую замену старых номеров на новые не представляется возможным. Во-вторых, предложенный Минфином РФ вариант рабочего Плана счетов, сформированный путем простого укрупнения синтетических позиций типового Плана счетов, не позволяет учесть специфику деятельности субъектов малого предпринимательства.

У организации  существует возможность максимально учесть собственную специфику при разработке рабочего Плана счетов, что, в общем-то, и предусматривается Инструкцией по применению типового Плана счетов. Более того, в малых предприятиях организация и ведение бухгалтерского учета в значительной степени зависят от применяемого режима налогообложения.

Типовыми рекомендациями предложено вести бухгалтерский  учет по упрощенной форме с использованием регистров бухгалтерского учета  имущества или без их использования, но и не исключается возможность  применения традиционной, например журнально-ордерной, формы счетоводства либо таблично-автоматизированной, учитывая, насколько широко представлены на рынке специализированные компьютерные программы по бухгалтерскому учету и налогообложению. Выбор между формами осуществляет малое предприятие самостоятельно, исходя из объема совершаемых хозяйственных операций, видов хозяйственной деятельности, режимов налогообложения, требований менеджмента к внутренней отчетности и других факторов.

Таким образом, за период, истекший с момента принятия Типовых рекомендаций, законодательная и нормативная база бухгалтерского учета и налогообложения претерпели существенные изменения. Поэтому положения Типовых рекомендаций следует применять в части, не противоречащей вновь принятым нормативным правовым актам.

Малые предприятия, функционирующие в организационно-правовых формах общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества, при переходе на упрощенную систему налогообложения  не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета. Кроме того, налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения содержит ряд условий, нарушение которых приводит к утрате права применения этого режима налогообложения и требует перехода к общему режиму налогообложения, который предполагает ведение бухгалтерского учета.

В частности, если организация в течение года допустит превышение предельного размера  дохода, который позволяет применять  упрощенную систему налогообложения (в соответствии со статьей 346.13 НК РФ предельный размер дохода составляет 60 млн. рублей), или если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, либо численность работников станет более 100 человек, то эта организация должна перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. И, как следствие, этому хозяйствующему субъекту придется восстанавливать бухгалтерский учет за весь период с года начала применения упрощенной системы налогообложения, что является достаточно трудоемким процессом. Таким образом, субъекту малого предпринимательства, применяющему упрощенную систему налогообложения и имеющему показатели, близкие к пределам ограничительных условий этого налогового режима, нецелесообразно отказываться от ведения бухгалтерского учета.

В настоящее  время при осуществлении субъектом  малого предпринимательства деятельности, попадающей под действие единого  налога на вмененный доход, не предоставляется  право отказа от ведения бухгалтерского учета. Более того, в проектах изменений законодательства, поддерживающего развитие малого бизнеса, имеются предложения об отмене режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Специальные налоговые  режимы весьма привлекательны для хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Однако помимо того, что они имеют ряд жестких ограничительных условий, которые могут привести к необходимости применения общего режима налогообложения, и, как следствие, к организации и ведению бухгалтерского учета в полном объеме, ряд малых предприятий, находящихся на упрощенной системе налогообложения или на едином налоге на вмененный доход, попадает под требования обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности или функционирует в рамках организационно-правовой формы, предполагающей распределение чистой прибыли. Поэтому они также обязаны обеспечить организацию и ведение бухгалтерского учета без существенных изъятий [31].

Таким образом, малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности, из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое  предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике  своей работы при соблюдении:

а) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной  записи;

б) взаимосвязи  данных аналитического и синтетического учета;

в) сплошного  отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

г) накапливания и систематизации данных первичных  документов в разрезе показателей, необходимых для управления и  контроля за хозяйственной деятельностью  малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Бухгалтерский учет на МП