Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:44, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- обозначить роль и значение бухгалтерского учета и экономического анализа в деятельности малого предприятия;
- рассмотреть все основные операции бухгалтерского учета, применяемые на данном предприятии;
- провести экономический анализ основных показателей деятельности фирмы и выявить пути мобилизации имеющихся резервов на предприятии.
- дать оценку состояния малого предпринимательства и рассмотреть его проблемы
- указать причины и факторы сдерживания эффективности развития МП
Введение
ГЛАВА 1.НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Критерии малого предприятия как инструмента экономики государства
Теоретические основы бухгалтерского учета на малых предприятиях
Характеристика форм бухгалтерского учета используемых на малых предприятиях
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ООО «ЦИМИОН»
Краткая экономическая характеристика хозяйственной деятельности в ООО «Цимион»
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии в ООО «Цимион»
Оценка результатов экономической деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
Причины и факторы, сдерживающие эффективное развитие малого бизнеса
Аналитическая работа по совершенствованию использования учетной информации малого предприятия
Заключение
Список источников литературы
Приложения
По данным Госкомстата на 01.01.2011г. в РФ число малых предприятий (без микро предприятий) составило 219,7 тысяч. В том числе:
- в сфере обрабатывающего производства – 35,3 тыс. (16,1%);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий – 65,5 тыс. (29,8%);
- строительство – 30,9 тыс. (14,1%);
- транспорт и связь – 12,6 тыс. (5,7%);
- операции с недвижимым имуществом, аренда – 38,4 тыс. (17,5%).
По данным Госкомстата, по состоянию на 01.01.2011г. численность занятых на малых предприятиях работников составляла 6016,9 тыс. человек, оборот малых предприятий – 10247 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – 258,4 млрд. руб. [12, с.26].
За 2010 год число микро предприятий составило 1374,7 тысяч, среднесписочная численность работников – 4526,9 тысяч человек (без внешних совместителей), оборот – 8067,2 млрд. руб.
Однако численность малых предприятий невелика по сравнению с другими странами. На 10000 жителей в РФ приходится 62 зарегистрированных МП, в США – 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в Великобритании – 143 предприятия, Германии – 51, Италии – 693, в Венгрии – 810.
Качественные критерии малого бизнеса показаны в Приложении № 1.
Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.
Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80%, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.
Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля над сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические меры воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям [22, с.131].
Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.
В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:
- обеспечение контроля над наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;
- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.
Министерство финансов РФ приказом от 21 декабря 1998 года №64 утвердило «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства». Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными:
- Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.);
- Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ; положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов учета;
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на МП несет руководитель предприятия. Руководитель МП может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру - специалисту;
При организации бухгалтерского учета на малом предприятии следует принять во внимание организационные и правовые особенности данного предприятия (таб. 2).
Таблица 2
Организационные и правовые особенности малого предпринимательства, учитываемые при организации бухучета
Наименование фактора |
Характеристика фактора |
1.Организационно-правовая форма. |
Деятельность ОАО подлежит обязательному ежегодному аудиту. ООО, ЗАО и ОАО должны рассчитывать стоимость чистых активов по данным баланса для установления соответствия им уставного капитала, а также для определения размера дивидендов. |
2.Сфера деятельности. |
Сфера материального производства предполагает большое количество хозяйственных операций, калькулирование себестоимости продукции, ежедневный учет движения материальных ресурсов. |
3.Количество видов деятельности. |
Осуществление
деятельности в нескольких сферах требует
более сложной организации |
4.Применяемые режимы налогообложения. |
При общей системе налогообложения и применении ЕНВД бухучет необходим. При УСН – ведение бухучета необязательно, за исключением учета ОС и НМА. |
Продолжение таблицы 2
5.Наличие экспортно-импортных операций. |
При проведении
экспортно-импортных операций необходимо
соблюдать требования законодательства,
что порождает особенности |
6. Объем производства или валюты баланса. |
При объемах выручки от реализации свыше 400 млн. руб. или размере валюты баланса свыше 60 млн. руб. предприятие подлежит обязательному ежегодному аудиту. |
Принятая МП
учетная политика утверждается приказом
или распоряжением лица, ответственного
за организацию и состояние
При этом утверждаются:
- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
На предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия.
Начальным этапом бухучета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия
могут применять для
К обязательным
реквизитам первичных учетных документов
относятся: наименование документа, дата
составления, наименование организации,
от имени которой составлен
Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
МП рекомендуется вести бухучет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
1) единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 8 марта 1960г. №63;
2) журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной письмом Минфина СССР от 6 июня 1960г. №176.
При применении
указанных писем необходимо учитывать
письмо Минфина России от 24 июля 1992г.
№59 «О рекомендациях по применению
учетных регистров
3) упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для МП рекомендуются журналы-ордера упрощенной формы с накоплением в них месячных кредитовых и дебетовых оборотов. Они открываются и ведутся по каждому счету бухгалтерского учета и построены следующим образом:
- в верхней
части журнала-ордера по
- в нижней
части в разрезе номеров
ЖУРНАЛ-ОРДЕР
№2 | ||||
Номер хозяйственной операции |
С кредита счета 02 в дебет счетов | |||
20 |
25 |
26 |
91 | |
Всего по кредиту счета 3200 руб. |
Номер журнала-ордера |
По дебету счета 02 в кредит счетов | |||
91 |
||||
Количество журналов-ордеров определяется рабочим планом счетов организации.
Месячные итоговые данные
журналов-ордеров переносятся
Информация о работе Бухгалтерский учет на Малых предприятиях на примере ООО "Цимион"