Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:44, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении комплекса вопросов, связанных с особенностями бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
- обозначить роль и значение бухгалтерского учета и экономического анализа в деятельности малого предприятия;
- рассмотреть все основные операции бухгалтерского учета, применяемые на данном предприятии;
- провести экономический анализ основных показателей деятельности фирмы и выявить пути мобилизации имеющихся резервов на предприятии.
- дать оценку состояния малого предпринимательства и рассмотреть его проблемы
- указать причины и факторы сдерживания эффективности развития МП
Введение
ГЛАВА 1.НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Критерии малого предприятия как инструмента экономики государства
Теоретические основы бухгалтерского учета на малых предприятиях
Характеристика форм бухгалтерского учета используемых на малых предприятиях
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ООО «ЦИМИОН»
Краткая экономическая характеристика хозяйственной деятельности в ООО «Цимион»
Организация бухгалтерского учета на малом предприятии в ООО «Цимион»
Оценка результатов экономической деятельности организации по данным бухгалтерской отчетности
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ
Необходимость государственной поддержки малого бизнеса
Причины и факторы, сдерживающие эффективное развитие малого бизнеса
Аналитическая работа по совершенствованию использования учетной информации малого предприятия
Заключение
Список источников литературы
Приложения
Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета. Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль над правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной типовой корреспонденции счетов.
Главным недостатком журнально-ордерной формы учета является ее неэффективность для автоматизации, так как из-за многографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объем экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.
Применение журнально-ордерной формы учета значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.
Так как регистрация хозяйственных
операций в счетах Главной книги
производится путем переноса итогов
из журналов-ордеров с
И только потом на основании Оборотно - сальдовой ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [19, с. 56].
МП самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. МП, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
При этом МП может самостоятельно
приспосабливать применяемые
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля над хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Отражение хозяйственных
операций в системе счетов бухгалтерского
учета и регистрах
Сектор малого предпринимательства является необходимым элементом развития любой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Одна из причин развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставлено мелкому.
Отражение хозяйственных
операций в системе счетов бухгалтерского
учета и регистрах
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом согласно п. 4 Типовых рекомендаций утверждаются:
- рабочий План
счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и
- формы первичных
учетных документов, применяемых
для оформления хозяйственных
операций, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных
- порядок проведения
инвентаризации и методы
- правила документооборота
и технология обработки
- порядок контроля над хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета Малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета. Рабочий план позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль наличия и сохранности имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Малое предприятие, применяя
Учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств».
Амортизационные отчисления на полное восстановление по объектам основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления, норм амортизации, утвержденных в установленном порядке, и первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Наряду с этим, в соответствии с Типовыми рекомендациями при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие до 01.01.2002 г. могло списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50 % первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет. С вступлением в силу гл. 25 Налогового кодекса данная льгота для малых предприятий действовать перестала. Выбранный способ начисления амортизации по объекту основных средств, применяется в течение всего срока полезного использования [6, с.15].
При этом следует иметь в виду, что изменение месячных сумм амортизации, начисляемых ежемесячно исходя из годовой суммы, в результате движения (поступление, выбытие) основных средств, производится в следующем месяце после месяца принятия объекта к бухгалтерскому учету или снятия с него. При выбытии основных средств (списании, продаже и т. п.) сначала списывается сумма начисленной амортизации, при этом делается проводка:
Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счета 01 «Основные средства».
По дебету счета 01 будет числиться остаточная стоимость выбывающих объектов основных средств. Эту неамортизированная часть основных средств со счета 01, а также расходы, связанные с их выбытием, списываются в дебет счета 91 «Прочие расходы». Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счете 83 "Добавочный капитал", необходимо включить в состав нераспределенной прибыли, при этом затрагивается дебет счета 83 и кредит счета 84.
На счете 01 «Основные
средства» обособленно
При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Капитальные вложения» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Или кредита счетов учета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и другие), или кредита счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в случае, когда средства предоставленного кредита направляются кредитной организацией на оплату счетов поставщиков и подрядчиков.
Затраты по приобретенным и принятым в эксплуатацию объектам основных средств, учтенные на счете 08 «Капитальные вложения списываются со счета 08 «Капитальные вложения» в дебет счета 01 «Основные средства».
Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов», учитываются на счете 10 «Материалы».
Учет материалов малому предприятию рекомендуется вести по методу средневзвешенной (средней) себестоимости, по которому каждая единица (вид, группа) материалов, списанная на производство или оставшаяся на остатке, оценивается по стоимости, определяемой как частное от деления общей их стоимости, с учетом остатка на начало учетного периода на их количество.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» применительно к порядку, установленному для учета материалов. При этом отдельно ведется учет движения НДС по приобретенным основным средствам, нематериальным активам и материально-производственным запасам.
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизация и другие) по объектам учета. Таковыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства продукции (работ, услуг), лицам, ответственным за производство, и т. п. Наряду с этим малое предприятие может вести учет затрат по объектам учета в разрезе прямых затрат и косвенных (накладных) расходов.
Малое предприятие, имеющее значительное количество объектов учета и недлительный производственный цикл, при учете общехозяйственных (накладных) расходов обособленно от прямых расходов может списывать их ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг). Учет готовой продукции и товаров, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета, соответственно, на счетах 43 «Готовая продукция», 41 «Товары. Товары, приобретаемые малым предприятием для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по продажной стоимости с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной (средней) себестоимости.
Малое предприятие, имеющее финансовые вложения, использует для их учета счет 58 «Финансовые вложения». При этом в аналитическом учете отдельно учитываются вложения, имеющие долгосрочный (свыше одного года) и краткосрочный (до одного года включительно) характер.
Учет ссуд банка, заемных и целевых средств ведется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по кредитам и займам» по их видам и срокам получения. Погашение полученных кредитов отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 66 «Расчеты по кредитам и займам» и кредиту счетов учета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.).
Учет дебиторской и кредиторской задолженности, рекомендуется вести на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.
Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям, учитываемых согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», осуществляется на счете 90 «Продажи».
Информация о работе Бухгалтерский учет на Малых предприятиях на примере ООО "Цимион"