Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Упрощение учетных процедур для малых предприятий не противоречит Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, поскольку одним из принципов бухгалтерского учета, провозглашенный в Концепции и нормативных актах по бухгалтерскому учету, является принцип рациональности.
При ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности необходимо сопоставлять пользу, извлекаемую из формируемой в бухгалтерском учете информации, с затратами на ее подготовку. Информация формируется в бухгалтерском учете малых предприятий, представляет собой определенный интерес для узкого круга пользователей.

Оглавление

1. Понятие и сущность малого предприятия.
2. Основные положения упрощенной системы налогообложения.
3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Практическое задание.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономике и управлении малым предприятием.docx

— 42.57 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

  1. Понятие и сущность малого предприятия.
  2. Основные положения упрощенной системы налогообложения.
  3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Практическое задание.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и сущность малого предприятия.

    Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин "малое предприятие" - определяет лишь количественные параметры, а форма собственности и организация хозяйственной деятельности при этом могут быть любые.

     В разных странах малыми считаются различные по объему экономические субъекты. Критерии обычно закрепляются законодательно, но весьма различаются в зависимости от отношения государства к малому бизнесу. Выделение данной категории бизнеса и закрепление на законодательном уровне критериев отнесения к ней отдельных экономических субъектов осуществляется рядом стран в целях государственной поддержки малого бизнеса. Поддержка компании обычно осуществляется посредством принятия тех или иных государственных программ. Соответствие определенным критериям дает возможность включения в ту или иную программу.

     В России определение субъектов малого предпринимательства дано в федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с Законом под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов, и в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

а также, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств  и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать  предельные значения, установленные  Правительством Российской Федерации  для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства.

     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Таким образом, Законом установлены следующие критерии, по которым организации считаются малыми предприятиями:

     Цель деятельности (малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, то есть те организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли); - состав учредителей (учредителями малых предприятий, как правило, являются физические лица; доля участия государства и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов);

бухгалтерский учет налогообложение малый

средняя численность работников за предшествующий календарный год (не может превышать предельных значений, установленных для каждой категории  субъектов).

     Если малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, то оно относится к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Какой показатель выбрать для определения вида деятельности: доход или прибыль - решает предприятие самостоятельно и фиксирует это решение в документе об учетной политике. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течении последующих трех лет.

      Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

     Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" предусмотрена государственная регистрация малых предприятий. В целях поддержки малого предпринимательства на региональном и местном уровне субъекты Российской Федерации ведут учет субъектов малого предпринимательства на основе их добровольной регистрации. Так, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные в г. Москве в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица и отнесенные к субъектам малого предпринимательства в соответствии с установленными требованиями, могут быть внесены в добровольном порядке в Реестр малого предпринимательства г. Москвы и пользоваться льготами и привилегиями, предусмотренными Законом г. Москвы " О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26 ноября 2008 года № 60. При этом не включение в Реестр не может служить основание для непредставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и иными нормативными актами.

 

    1. Основные положения упрощенной системы налогообложения.

    Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

Форма патента устанавливается  Государственной налоговой службой  Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.

Годовая стоимость патента  для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие настоящего Федерального закона, устанавливается  с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости  от вида деятельности.

Выплата годовой стоимости  патента осуществляется организациями  и индивидуальными предпринимателями  ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом  государственной власти субъекта Российской Федерации. Оплата стоимости патента  засчитывается в счет обязательства  по уплате единого налога организации.

Для организаций, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется  в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в соотношении один к двум.

Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость  патента является фиксированным  платежом, заменяющим уплату единого  налога на доход за отчетный период.

Организациям и индивидуальным предпринимателям патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного  заявления, подаваемого не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих  условий:

если общее число работников, занятых в организации, не превышает  предельной численности, установленной  в соответствии с настоящим Федеральным  законом;

если организация не имеет  просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту  постановки на налоговый учет нотариально  заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала.

Решение о переходе организации  или индивидуального предпринимателя  на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым  органом в пятнадцатидневный  срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.

При получении патента  в налоговом органе, организация  или индивидуальный предприниматель, предъявляет для регистрации  книгу учета доходов и расходов, в которой, указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

По истечении срока  действия патента по заявлению организации  или индивидуального предпринимателя  налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с  регистрацией новой книги учета  доходов и расходов.

На патент и книгу учета  доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.

При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом  с соблюдением указанных в  настоящей статье условий и наложением на организацию или индивидуального  предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной  власти субъекта Российской Федерации.

Форма книги учета доходов  и расходов и порядок отражения  в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются  Министерством финансов Российской Федерации.

По итогам хозяйственной  деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый  орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости  патента, а также выписку из книги  доходов и расходов (по состоянию  на последний рабочий день отчетного  периода) с указанием совокупного  дохода (валовой выручки), полученного  за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). При превышении определенной настоящим Федеральным законом предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором, должен быть представлен отчет согласно пункту 7 настоящей статьи.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения учета  и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе  налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый  орган в срок, не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

 

    1. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.

    Установление упрощенного порядка представления государственной и статистической отчетности - одно из направлений государственной поддержки малого предпринимательства, так как упрощение учетных процедур позволяет тратить меньше средств на ведение бухгалтерского учета. Упрощение учетных процедур для малых предприятий не противоречит Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, поскольку одним из принципов бухгалтерского учета, провозглашенный в Концепции и нормативных актах по бухгалтерскому учету, является принцип рациональности.

    При ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности необходимо сопоставлять пользу, извлекаемую из формируемой в бухгалтерском учете информации, с затратами на ее подготовку. Информация формируется в бухгалтерском учете малых предприятий, представляет собой определенный интерес для узкого круга пользователей.

     Как правило, на малых предприятиях функции собственника и управленца (менеджера) совмещаются, поэтому при ведении бухгалтерского учета можно в определенной степени отступать от общепризнанных принципов, исходя из которых, формируется финансовая отчетность крупных компаний, ориентированная в основном на инвесторов. В частности, нормативными актами по бухгалтерскому учету субъектам малого предпринимательства при формировании учетной политики предприятия разрешено отступать от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

    Это означает, что малые предприятия имеют право отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только те доходы, которые оплачены, а так же признавать в качестве расходов только те из них, по которым произведена оплата. В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в России малым предприятиям отводится особая роль. В законодательных и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, для малых предприятий предусмотрены особые правила и упрощенные процедуры ведения учета и составления отчетности. Кроме того, для субъектов малого предпринимательства разработаны и утверждены Минфином РФ Типовые рекомендации по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина России от 21.12.1998 года № 64н), в которых, для малых предприятий предусмотрены особые правила ведения учета.

Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях