Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Упрощение учетных процедур для малых предприятий не противоречит Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, поскольку одним из принципов бухгалтерского учета, провозглашенный в Концепции и нормативных актах по бухгалтерскому учету, является принцип рациональности.
При ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности необходимо сопоставлять пользу, извлекаемую из формируемой в бухгалтерском учете информации, с затратами на ее подготовку. Информация формируется в бухгалтерском учете малых предприятий, представляет собой определенный интерес для узкого круга пользователей.

Оглавление

1. Понятие и сущность малого предприятия.
2. Основные положения упрощенной системы налогообложения.
3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях.
Практическое задание.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по экономике и управлении малым предприятием.docx

— 42.57 Кб (Скачать)

     Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (ст.4, п.3) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. По правилам бухгалтерского учета они учитывают только основные средства и нематериальные активы, а доходы и расходы ведут в порядке, установленном налоговым законодательством (главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения"). Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (как правило, они относятся к субъектам малого предпринимательства), могут не вести бухгалтерский учет и не применять двойную запись, тем самым, экономя финансовые ресурсы. Однако это не означает, что эти организации не имеют права вести бухгалтерский учет и применять двойную запись. Если руководитель малого предприятия посчитает целесообразным ведение бухгалтерского учета, в том числе применение двойной записи, то он организует бухгалтерский учет и утверждает учетную политику в общеустановленном порядке.

При организации бухгалтерского учета руководители предприятий  могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую  службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность  бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский  учет лично.

      Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 года № 34н) рекомендовано субъектам малого предпринимательства организовывать бухгалтерский учет так, как предусмотрено пунктами "б", "в" и "г".

     Для обобщения, классификации и накопления бухгалтерской информации субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета из рекомендованных Типовыми рекомендациями (журнально-ордерную, журнально-ордерную для небольших предприятий, упрощенную).

     При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры к специфике своей работы при соблюдении единой методологической основы бухгалтерского учета. Например, они могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, а при необходимости применять отдельные регистры из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

       Малые предприятия отражают хозяйственные операции в учетных регистрах методом двойной записи. Предприятиям малого бизнеса с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета и сокращенного плана счетов.

     В соответствии с сокращенным планом все затраты на производство отражаются на счете 20 "Основное производство". Счета для обособленного учета затрат вспомогательного производства, общепроизводственных расходов и общехозяйственных расходов не открываются Упрощенная форма бухгалтерского учета предприятием малого бизнеса может вестись по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия) или по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

       Простую форму бухгалтерского учета могут использовать малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (около тридцати в месяц) и не осуществляющие производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов. Они могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

      Книга является комбинированным регистром синтетического и аналитического бухгалтерского учета, содержащим все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяющим вести учет хозяйственных операций на каждом из них. На основании книги можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

       Малое предприятие, кроме книги для учета расчетов по оплате труда работникам и расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, должно вести ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

       Субъекту малого предпринимательства, осуществляющему производство продукции (работ, услуг), рекомендовано применять форму бухгалтерского учета с использование регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. При этом составляются следующие ведомости:

учета основных средств, начисленных  амортизационных отчислений (ф. №  В-1)

учета производственных запасов  и товаров, а также НДС, уплаченного  по ценностям (ф. № В-2)

учета затрат на производство (ф. № В-3)

учета денежных средств и  фондов (ф. № В-4)

учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5)

учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка))

учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7)

учета оплаты труда (ф. №  В-8)

шахматную (ф. № В-9).

     Ведение книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

       В книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности приведена ранее. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

        Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

      Ведомости ф. № В-1 - ф. № В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов.

        В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

         Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

          Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости.

        Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе "Сумма" книги учета доходов и расходов записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.

       Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

       При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма № СО-6).

       На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (форма № ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 "Основные средства" в ведомости по форме № В-1.

Начисление амортизационных  отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета. По окончании месяца в книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому  счету и выводят конечное сальдо. Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим  итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе "Сумма".

Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и  конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления  бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей  на счетах рекомендуется составить  оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления  бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно  переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость  является регистром синтетического учета и предназначена для  обобщения данных текущего учета  и взаимной проверки правильности произведенных  записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости  записывают синтетические счета  в порядке их возрастания, а в  сказуемом - в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей форм № 1-8 переносят в  ведомость формы № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который  должен быть равен дебетовому обороту  в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме  оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты  по каждому счету переносят в  оборотную ведомость по синтетическим  счетам, в которой подсчитывают сальдо.

Ведение бухгалтерского учета  на предприятии осуществляется в  полном соответствии с Положением о  бухгалтерском учете и отчетности РФ, Планом счетов бухгалтерского учета  и другими действующими нормативными актами, а также приказом "Об учетной  политике предприятия".

Ответственность за ведение  бухгалтерского учета, своевременное  предоставление полной и достоверной  бухгалтерской отчетности возложены  на главного бухгалтера.

Бухгалтерия предприятия  обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских  записей в учетных регистрах  и на их основе составляет отчетность.

Специалист материальной бухгалтерии ведет учет приобретения и расходования материальных ценностей, расчет с поставщиками материалов, поступления и расходования материалов в разрезе мест их хранения и использования.

Специалист по учету оплаты труда на основании первичных  документов выполняют все расчеты  по заработной плате и удержанию  из нее, осуществляют контроль использования  фонда заработной платы, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом и другими ведомствами, связанными с оплатой труда и составляет отчетность.

Специалист по учету готовой  продукции и ее реализации, а также учет затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции, составляет отчетность о производстве. Главный бухгалтер на основе отчетов специалистов бухгалтерии ведет главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем подразделениям предприятия. Он получает от них данные, необходимые для учета. Бухгалтерия представляет систематическую информацию о работе предприятия и отдельных его подразделений руководству предприятия.

Кроме выполнения основных бухгалтерских обязанностей, бухгалтерия  на основе бухгалтерских данных ежемесячно проводит анализ основных показателей, характеризующих результат проделанной  работы, а также анализ финансового  состояния за месяц.

Главным бухгалтером утверждается график документооборота, который является основной организации первичного учета  в организации. В графике определен  круг лиц, ответственных за оформление документов, и указан порядок и  время прохождение документа  с момента составления до сдачи  в архив.

В плане организации труда  работников бухгалтерии определена структура аппарата бухгалтерии  и штат бухгалтерии, намечены мероприятия  по повышению квалификации работников.

На предприятии созданы  учетные графики, где указывается  распределение работ между исполнителями, определяется время выполнения работ  и мероприятия по организации  труда работников бухгалтерии.

Проведением экономического анализа на предприятии занимается главный бухгалтер.

Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях