Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:45, статья
Для того чтобы обязанность ведения бухгалтерского учета с 2013 года не стала неприятной неожиданностью, в текущем году следует провести подготовку к его ведению и становлению. К началу ведения учета необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, в результате чего можно будет определить остатки по счетам.
Проблемы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
Все хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, в том числе малые предприятия, организуют и ведут бухгалтерский учет, если это предусмотрено законодательством. Они самостоятельно выбирают форму учета исходя из потребностей, масштаба финансово-хозяйственной деятельности, нужд управления, численности работников. Согласно Федеральному закону №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать25 %;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек:
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для предприятий малого бизнеса особенно важно разнообразие режимов налогообложения, которое влияет на постановку и ведение бухгалтерского учета.
Обязанность вести бухгалтерский учет установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (п.1 ст.4) только в отношении субъектов малого предпринимательства, имеющих статус юридического лица. Согласно п.2 ст.4 этого Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ (ред. отот 28.09.2010 г.) «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ установлено, что организации, которые перешли на УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Но на смену старому закону пришел новый закон о бухгалтерском учете №402-ФЗ, принятый в декабре 2011 года. Он вступает в силу с 2013 года и аккумулирует в себе все существенные изменения в экономике и бухгалтерском учете, которые произошли за последнее десятилетия. Обязанность ведения бухгалтерского учета с 2013 года возлагается на все организации, независимо от системы налогообложения. Об этом напрямую говорится в новом законе. Изначально предполагалось вступление закона в силу уже с 2012 года, но предвидя тяжелую реакцию малого бизнеса, было принято решение отложить это на год.
Во-первых, бухгалтерский учет необходимо вести с целью контроля финансового положения фирмы и для того, чтобы можно было оценить результаты ее деятельности.
Во-вторых, в большинстве случаев у организаций, применяющих УСН, возникает необходимость вести бухгалтерский учет в силу законодательства.
К примеру, бухгалтерский учет должны вести акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Это следует Федерального закона от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
В пункте 1 статьи 97 ГК РФ прямо сказано, что открытые акционерные общества обязаны ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
Кроме того, некоторые операции, проводимые АО и ООО, осуществляются на основании данных бухгалтерского учета. Например, увеличение уставного капитала ООО или составление сведений о стоимости чистых активов АО. Таким образом, нормы Федерального закона от 26.12.95г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» также обязывают общества вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность.
Субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ (таблица 1). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг и финансовые посредники, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями.
Минфин предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном объеме.
Таблица 1
Послабления субъектам малого предпринимательства | Основание | Примечание |
Использовать кассовый метод учета доходов и расходов | ПБУ 1/2008; – Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н; – Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н – | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008
|
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н
|
За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг
|
Не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н |
|
Не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.
| Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.12. 2007 № 153н |
|
Не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете | ПБУ 14/07 |
|
Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен | Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ – 19/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;
ПБУ 1/2008 – | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) | Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н | за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг; –
начиная с отчетности 2011 года – |
Признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности | ПБУ 10/99 |
|
Признавать все расходы по займам прочими расходами | Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н | За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг |
Отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. п. объекты | Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11. 2002 № 114н |
|
В целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.
На практике бухгалтеры пользуются лишь некоторыми из них. Например, единицы представителей субъектов малого бизнеса ведут учет с применением ПБУ 18/02. Вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29 многие бухгалтеры используют счет 20 «Основное производство», на котором собирают все затраты.
При принятии решения об изменении каких-либо принципов ведения бухгалтерского учета надо обязательно внести изменения в учетную политику организации и оформить приказом или распоряжением руководителя.
Также серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета является разрешение не применять целый ряд ПБУ представителям малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг и финансовых посредников. Это тоже необходимо отразить в учетной политике.
Серьезным облегчением для бухгалтера является и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
С учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение полноценного бухгалтерского учета для малых предприятий не будет трудоемким и сложным процессом.
Для того чтобы обязанность ведения бухгалтерского учета с 2013 года не стала неприятной неожиданностью, в текущем году следует провести подготовку к его ведению и становлению. К началу ведения учета необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств, в результате чего можно будет определить остатки по счетам.
Безусловно, работы должно прибавиться. Кроме собственно ведения учета новый закон о бухгалтерском учете предписывает и составление отчетности. При заполнении баланса за 2013 год возникает резонный вопрос: какие данные отражать за предыдущие 2 года? Ответа на этот вопрос пока нет, можно предположить, что будет разрешено просто поставить прочерки в графах.
Назвать грядущие перемены воодушевляющими язык не повернется. Однако можно посмотреть на изменения и с другой стороны. Те представители малого бизнеса, которые до сих пор не вели учет, были лишены многих полезных для анализа данных, которые может предоставить полноценный учет. Помогать бизнесу – разве не в этом задача бухгалтерского учета?
Информация о работе Проблемы ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса