Бухгалтерский учет деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность деловой репутации 5
2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов 14
Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Хайридиновой Гузель.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

Кафедра финансового  учета

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» 

тема: Бухгалтерский учет деловой репутации

 

 

 

 

 

 

 

автор курсовой работы                                                     Хайридинова Г. Р.

группа                                                                                 312

руководитель работы                                                     Бочкова О. М.

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2007

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                      3                                                                                                           

  1. Понятие и сущность деловой репутации                                                            5                       
  2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов                                                                                    14                                                

Заключение                                                                                                                27                                                                                                     

Библиография                                                                                                            29                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организации в своей  повседневной работе стремятся к  завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому  положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.

Актуальность данного  вопроса подтверждается и тем, что деловая репутация отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, высококвалифицированное управление, эффективность производства, выгодное географическое расположение, постоянное приумножение своих достижений и т.д., что позволяет организации иметь большую по сравнению с текущей рыночной норму прибыли.

Степень изученности. В настоящее время проблематика, непосредственно связанная с темой курсовой работы освещена в отечественной специальной литературе недостаточно. Бухгалтерский финансовый учет нематериальных активов ведется в рамках ПБУ 14/2000 и Налогового кодекса. Порядок и правила ведения бухгалтерского финансового учета освещены в работах отечественных и зарубежных ученых: А.С. Бакаева, П.С. Безруких, К.М. Дашевской, В.Б. Ивашкевича, В.В. Ковалева, В.В. Купреева, Е.А. Мизиковского, Т.И. Мелехиной, Л.А. Новиченковой, И.И. Просвирина, О.Н. Островского, В.Ф. Палия, Л.З. Шнейдмана, Я. Вильямса, Э.С. Хендриксена, Ч.Т. Хорнгрена, Дж. Фостера, Р. Дж. Чамберса и других.

 Отдельные аспекты системного подхода к построению методологии оценки нематериальных активов в сфере нематериального производства исследова  
лись в работах Л. Варгаса, В.П. Бочарникова, В.В. Дика, А.П. Иванова, О.И. Ларичева, Л.А. Мясниковой, Б.Е. Одинцова, Е.П. Солдатова, О.В. Рожновой, Г.И. Фомичева, Г. Саймона, Т. Соломандиной, К. Кернса и других.

 Цель и задачи курсовой работы. Главной целью исследования курсовой работы является анализ практики бухгалтерского учета деловой репутации, выявление основных особенностей, построение классификации и определение методики и оценки рыночной стоимости деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов.

Для реализации целей, необходимо решение следующих задач:

    1. дать экономическую интерпретацию понятия «деловая репутация» компании;
    2. рассмотреть структуру и классификацию деловой репутации;
    3. проанализировать бухгалтерский учет деловой репутации;
    4. комплексное исследование зарубежного опыта в сфере методологии бухгалтерского учета деловой репутации

       Предмет  и объект работы. Предметом исследования поставленной проблемы является комплекс актуальных особенностей и действующая практика бухгалтерского учета деловой репутации. Объектом  исследования выступает  методология бухгалтерского учета деловой репутации.

       Методология  и методика работы. В процессе исследования применяются экономические методы сбора и обработки информации, методы логического, сравнительного и системного анализа. Теоретической основой курсовой работы послужили научные статьи многих авторов, посвятивших изучению данного вопроса немало внимания, законодательные и нормативные документы: ПБУ №14/2000 и Налоговый кодекс РФ.

 

  1. Понятие и сущность деловой репутации

В отечественную науку  и практику категория деловая  репутация пришла с Запада, известная  в международной практике как  гудвилл (goodwill), но принято считать, что данные понятия идентичны. Основа гудвилла (деловой репутации) – это не только и не столько репутация в плане морально-этических и деловых качеств, сколько, прежде всего, мнение о целом комплексе характеристик фирмы, таких, как качество продукции (услуг), технологическая культура, ноу-хау в системе организации производства и управления, добропорядочность в отношениях с контрагентами и др.

В общем понимании  деловая репутация – это совокупность рассматриваемых как единое целое  нематериальных факторов, которые позволяют данной фирме иметь определенные конкурентные преимущества в отрасли и благодаря этому генерировать дополнительные доходы и оказывать существенное влияние на стоимость фирмы [10, с.53]. Поэтому роль деловой репутации может быть особенно значимой в операциях, связанных с приобретением фирмы как единого имущественного комплекса, - известны случаи, когда в цене, уплаченной за фирму, доля приобретенного гудвилла (деловой репутации), т. е. нематериального актива, составляла 80 - 90%.

Первое упоминание о  гудвилле1 (деловой репутации) как экономической категории датируется 1571 г., когда это понятие впервые появилось в завещании одного британского бизнесмена в отношении принадлежащей ему каменоломни. В течение последующих лет данная экономическая категория в явной или неявной форме все более активно использовался в юридической практике. Сначала она олицетворялась с преимуществом территориального расположения некоторого объекта (например, магазина, лавки и др.), а также с привычками, привязанностью населения округи к данному объекту, однако в дальнейшем это понятие было расширено до любого фактора, позволяющего действующему предприятию иметь конкурентные преимущества перед вновь созданным предприятием с равновеликими производственными мощностями. Уже в середине XIX века английский суд стал квалифицировать гудвилл как имущественное право, поэтому возникла необходимость в его оценке и принятии к учету.

Деловая репутация –  это комплексная характеристика фирмы, многоаспектная и сложная в идентификации и оценке. Можно выделить два компонента деловой репутации: внутрифирменный и внефирменный. Первый компонент отражает наработанный потенциал в организации и ведении бизнеса, технологическую культуру, связи, репутацию в отношениях с экономическими партнерами. Второй компонент в основном аккумулирует в себе фактор надежды, ожидания, перспективности в отношении данной фирмы.

Логика приведенного структурирования деловой репутации оправданна, так как любая фирма, с одной стороны, имеет уже наработанный потенциал, который в условиях динамичного развития фирмы в целом и методов управления ею вряд ли подвергнется существенному разрушению в обозримом будущем (управленческие технологии и культура ведения бизнеса нарабатываются тяжело и долго, вместе с тем их отличительной чертой является их инерционность, поэтому этот фактор не может быть утерян одномоментно), а с другой – существует компонент стоимости фирмы, обусловленный ожиданиями в отношении ее рыночной перспективности (удачно вложили средства именно в этот бизнес, тенденции экономики таковы, что именно этот бизнес будет в ближайшие годы сверхприбыльным и т.п.; в качестве примера можно привести покупку земельного участка, в недрах которого оказался чрезвычайно востребованный новыми технологиями природный элемент).

К числу наиболее характерных  причин возникновения деловой репутации  являются[11, с.121]:

  • необычайно эффективная рекламная политика;
  • особо действенная система сбыта;
  • использование эффективных производственных секретов, недоступных конкурентам;
  • высокий кредитный рейтинг;
  • высокое качество производимой продукции или оказываемых услуг;
  • преимущества географического расположения;
  • наличие устойчивых, эффективных и надежных связей с поставщиками и т.д.

Известны две основные классификации деловой репутации, обособляющие его разновидности с позиции: отражения в отчетности и оценки. Суть этой классификации следующая. Применительно к конкретной фирме можно говорить о двух видах деловой репутации – внутренне созданной и приобретенной. Первая относится к данной фирме, вторая – к другой компании, но приобретенной этой фирмой; первая не отражается в балансе данной фирмы, вторая – отражается, причем косвенно в балансе фирмы (как элемент инвестиции в приобретенную компании) и непосредственно в консолидированном балансе группы.

Поскольку любая фирма  имеет внутренне созданную деловую  репутацию, то все операции, связанные  с изменением состава или структуры ее участников, сопровождаются и прямой (или косвенной) платой за эту репутацию. Например, приобретая акцию некоторой фирмы и отражая ее в балансе как финансовый актив, инвестор тем самым показывает причитающуюся ему стоимостную оценку доли чистых активов фирмы и ее репутации. Здесь имеет косвенное отражение репутации фирмы, в капитале которой данный инвестор принимает участие.

В особом случае, т.е. при  приобретении контроля над компанией  как единым имущественным комплексом (в этом случае формируется так  называемая корпоративная группа как  совокупность компаний, одна из которых  – материнская – контролирует деятельность других компаний группы – дочерних), стоимостная оценка приобретенной деловой репутации отражается покупателем.

Деловая репутация, созданная  внутри организации, не признается как  актив, поскольку не является идентифицированным ресурсом, контролируемым организацией, который может быть надежно оценен. В настоящее время в российской практике бухгалтерского учета отсутствует методика оценки деловой репутации, созданной внутри организации. Она не имеет материального воплощения, но имеет экономическую ценность, принося фирме доход, и может быть материализована в случае продажи фирмы, при ее слиянии или поглощении другой фирмой. Приобретенная деловая репутация является объектом бухгалтерского учета и балансового отражения. Она возникает при совершении сделки купли-продажи организации как единого имущественного комплекса.

Правовые аспекты осуществления  таких сделок регламентируются гражданским  законодательством Российской Федерации. В ст. 132 ГК РФ организация в качестве объекта прав определена как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав организации как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие организацию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Стоимость продаваемой  организации (рыночная стоимость) складывается из балансовой стоимости имущества  за минусом обязательств и надбавки к цене, которую готов заплатить  покупатель в надежде на будущие  экономические выгоды. Первая составляющая представляет собой величину чистых активов продаваемой организации, а последняя – приобретаемую деловую репутацию, которая и находит свое отражение в бухгалтерском учете покупателя.

С позиции оценки деловая репутация подразделяется на положительную и отрицательную. Первая возможна в случае, когда стоимость фирмы (рассматриваемой как товар) оказывается выше величины ее чистых активов в рыночной оценке, вторая – когда имеет место обратное. Любая успешно работающая фирма должна иметь положительный гудвилл (деловую репутацию).

Информация о работе Бухгалтерский учет деловой репутации