Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.
Введение 3
1. Понятие и сущность деловой репутации 5
2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов 14
Заключение 27
Библиография 29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра финансового учета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»
тема: Бухгалтерский учет деловой репутации
автор курсовой работы
группа
руководитель работы
Казань 2007
Содержание
Введение
Заключение
Библиография
Введение
Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.
Актуальность данного вопроса подтверждается и тем, что деловая репутация отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, высококвалифицированное управление, эффективность производства, выгодное географическое расположение, постоянное приумножение своих достижений и т.д., что позволяет организации иметь большую по сравнению с текущей рыночной норму прибыли.
Степень изученности. В настоящее время проблематика, непосредственно связанная с темой курсовой работы освещена в отечественной специальной литературе недостаточно. Бухгалтерский финансовый учет нематериальных активов ведется в рамках ПБУ 14/2000 и Налогового кодекса. Порядок и правила ведения бухгалтерского финансового учета освещены в работах отечественных и зарубежных ученых: А.С. Бакаева, П.С. Безруких, К.М. Дашевской, В.Б. Ивашкевича, В.В. Ковалева, В.В. Купреева, Е.А. Мизиковского, Т.И. Мелехиной, Л.А. Новиченковой, И.И. Просвирина, О.Н. Островского, В.Ф. Палия, Л.З. Шнейдмана, Я. Вильямса, Э.С. Хендриксена, Ч.Т. Хорнгрена, Дж. Фостера, Р. Дж. Чамберса и других.
Отдельные аспекты системного подхода
к построению методологии оценки нематериальных
активов в сфере нематериального производства
исследова
лись в работах Л. Варгаса, В.П. Бочарникова,
В.В. Дика, А.П. Иванова, О.И. Ларичева, Л.А.
Мясниковой, Б.Е. Одинцова, Е.П. Солдатова,
О.В. Рожновой, Г.И. Фомичева, Г. Саймона,
Т. Соломандиной, К. Кернса и других.
Цель и задачи курсовой работы. Главной целью исследования курсовой работы является анализ практики бухгалтерского учета деловой репутации, выявление основных особенностей, построение классификации и определение методики и оценки рыночной стоимости деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов.
Для реализации целей, необходимо решение следующих задач:
Предмет и объект работы. Предметом исследования поставленной проблемы является комплекс актуальных особенностей и действующая практика бухгалтерского учета деловой репутации. Объектом исследования выступает методология бухгалтерского учета деловой репутации.
Методология и методика работы. В процессе исследования применяются экономические методы сбора и обработки информации, методы логического, сравнительного и системного анализа. Теоретической основой курсовой работы послужили научные статьи многих авторов, посвятивших изучению данного вопроса немало внимания, законодательные и нормативные документы: ПБУ №14/2000 и Налоговый кодекс РФ.
В отечественную науку и практику категория деловая репутация пришла с Запада, известная в международной практике как гудвилл (goodwill), но принято считать, что данные понятия идентичны. Основа гудвилла (деловой репутации) – это не только и не столько репутация в плане морально-этических и деловых качеств, сколько, прежде всего, мнение о целом комплексе характеристик фирмы, таких, как качество продукции (услуг), технологическая культура, ноу-хау в системе организации производства и управления, добропорядочность в отношениях с контрагентами и др.
В общем понимании
деловая репутация – это
Первое упоминание о гудвилле1 (деловой репутации) как экономической категории датируется 1571 г., когда это понятие впервые появилось в завещании одного британского бизнесмена в отношении принадлежащей ему каменоломни. В течение последующих лет данная экономическая категория в явной или неявной форме все более активно использовался в юридической практике. Сначала она олицетворялась с преимуществом территориального расположения некоторого объекта (например, магазина, лавки и др.), а также с привычками, привязанностью населения округи к данному объекту, однако в дальнейшем это понятие было расширено до любого фактора, позволяющего действующему предприятию иметь конкурентные преимущества перед вновь созданным предприятием с равновеликими производственными мощностями. Уже в середине XIX века английский суд стал квалифицировать гудвилл как имущественное право, поэтому возникла необходимость в его оценке и принятии к учету.
Деловая репутация – это комплексная характеристика фирмы, многоаспектная и сложная в идентификации и оценке. Можно выделить два компонента деловой репутации: внутрифирменный и внефирменный. Первый компонент отражает наработанный потенциал в организации и ведении бизнеса, технологическую культуру, связи, репутацию в отношениях с экономическими партнерами. Второй компонент в основном аккумулирует в себе фактор надежды, ожидания, перспективности в отношении данной фирмы.
Логика приведенного структурирования деловой репутации оправданна, так как любая фирма, с одной стороны, имеет уже наработанный потенциал, который в условиях динамичного развития фирмы в целом и методов управления ею вряд ли подвергнется существенному разрушению в обозримом будущем (управленческие технологии и культура ведения бизнеса нарабатываются тяжело и долго, вместе с тем их отличительной чертой является их инерционность, поэтому этот фактор не может быть утерян одномоментно), а с другой – существует компонент стоимости фирмы, обусловленный ожиданиями в отношении ее рыночной перспективности (удачно вложили средства именно в этот бизнес, тенденции экономики таковы, что именно этот бизнес будет в ближайшие годы сверхприбыльным и т.п.; в качестве примера можно привести покупку земельного участка, в недрах которого оказался чрезвычайно востребованный новыми технологиями природный элемент).
К числу наиболее характерных
причин возникновения деловой
Известны две основные
классификации деловой репутаци
Поскольку любая фирма
имеет внутренне созданную
В особом случае, т.е. при приобретении контроля над компанией как единым имущественным комплексом (в этом случае формируется так называемая корпоративная группа как совокупность компаний, одна из которых – материнская – контролирует деятельность других компаний группы – дочерних), стоимостная оценка приобретенной деловой репутации отражается покупателем.
Деловая репутация, созданная внутри организации, не признается как актив, поскольку не является идентифицированным ресурсом, контролируемым организацией, который может быть надежно оценен. В настоящее время в российской практике бухгалтерского учета отсутствует методика оценки деловой репутации, созданной внутри организации. Она не имеет материального воплощения, но имеет экономическую ценность, принося фирме доход, и может быть материализована в случае продажи фирмы, при ее слиянии или поглощении другой фирмой. Приобретенная деловая репутация является объектом бухгалтерского учета и балансового отражения. Она возникает при совершении сделки купли-продажи организации как единого имущественного комплекса.
Правовые аспекты
Стоимость продаваемой организации (рыночная стоимость) складывается из балансовой стоимости имущества за минусом обязательств и надбавки к цене, которую готов заплатить покупатель в надежде на будущие экономические выгоды. Первая составляющая представляет собой величину чистых активов продаваемой организации, а последняя – приобретаемую деловую репутацию, которая и находит свое отражение в бухгалтерском учете покупателя.
С позиции оценки деловая репутация подразделяется на положительную и отрицательную. Первая возможна в случае, когда стоимость фирмы (рассматриваемой как товар) оказывается выше величины ее чистых активов в рыночной оценке, вторая – когда имеет место обратное. Любая успешно работающая фирма должна иметь положительный гудвилл (деловую репутацию).