Бухгалтерский учет деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность деловой репутации 5
2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов 14
Заключение 27
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Хайридиновой Гузель.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Элементами классификации  гудвилла (деловой репутации) могут  быть личный и корпоративный гудвилл [20, с.20].

В состав личного гудвилла можно отнести:

  • компетенцию менеджеров;
  • деловую репутацию специалистов и руководителей компании.

К компетенции менеджера можно отнести следующее:

  • знание рынка;
  • знание специфики делопроизводства;
  • знание поставщиков, подрядчиков и т.д.;
  • субъективный менеджерский талант.

В составе корпоративного гудвилла можно выделить следующие  элементы:

  • рабочее предприятие;
  • связи с клиентами, поставщиками и правительством и т. д.;
  • бренд как часть гудвилла;
  • обученная рабочая сила.

Итак, деловая репутация  представляет с собой исключительно  важную и абсолютно рыночную категорию, обладающую рядом специфических  особенностей. Основные свойства деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов[10, с.57]:

  • является одним из наиболее показательных критериев оценки работы топ-менеджеров, характеризующих приращение стоимости фирмы, достигнутое благодаря эффективному управлению;
  • не имеет материальной субстанции;
  • абсолютно уникальный актив;
  • неотчуждаем от фирмы, т.е. его нельзя передать во временное пользование, или продать как самостоятельную ценность, поэтому данный актив имеет ценность лишь в контексте фирмы, т.е. в комплексе со всеми ее составными частями – имуществом, капиталом, обязательствами, менеджментом и др.;
  • имеет двойственную природу;
  • не может непосредственно использоваться в производственно-коммерческой деятельности;
  • является одним из ключевых показателей в оценке инвестиционной привлекательности фирмы.

Традиционное понимание  сущности гудвилла (деловой репутации)  заключается в следующем: гудвилл  возникает, когда бизнес приобретается  по цене, превышающей сумму рыночных стоимостей его активов. Это превышение объясняется следующим: рыночная цена бизнеса в целом содержит стоимость всех активов, в том числе и тех, которые не отражены в балансе. Поскольку известно, что в балансе не отражены только неидентифицируемые нематериальные активы – значит, в гудвилле воплощена стоимость этих активов. На этом основан остаточный метод расчета гудвилла, который используется в бухгалтерском учете.

Другое объяснение деловой репутации (гудвилла) вытекает из сравнения экономических показателей компании со среднесрочным уровнем: гудвилл – это результат превышения рентабельности активов (ROA) компании над среднесрочной доходностью. Поскольку рынок стремится к выравниванию доходности, у компании должны быть активы, не учтенные в расчете ROA, размер которых таков, чтобы уравнять показатель ROA компании со среднесрочным.2

В таблице 1 приведены определения деловой репутации, содержащиеся в основных документах, регулирующих бухгалтерский учет. Как видно из таблицы, в различных стандартах бухгалтерского учета (МСФО, US GAAP и российские ПБУ) практически нет расхождений в отношении сущности гудвилла (деловой репутации).

Таблица 1.3

Определение деловой  репутации в стандартах бухгалтерского учета

Стандарт

Определение

МСФО (IFRS) 3, Объединение компаний

Гудвилл, возникающий при объединении  компаний, - это уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки в ожидании будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды могут возникнуть в результате эффекта синергии приобретенных идентифицируемых нематериальных активов или активов, которые по отдельности не подлежат признанию в финансовой отчетности, но которые являются частью стоимости покупки. Гудвилл – это превышение стоимости покупки над приобретенной долей в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов, которое неотделимо от приобретаемой компании. Фактическая стоимость гудвилла – это стоимость покупки за минусом разницы справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств.

US GAAP, SFAS 142, Гудвилл и другие неосязаемые активы

Гудвилл – это превышение стоимости приобретенной компании над стоимостью ее идентифицируемых активов за вычетом обязательств. Гудвилл отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, удачное месторасположение и др.

ПБУ 14/2000

«Учет нематериальных активов»

Деловая репутация…может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу  всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов.


 

Определения деловой  репутации, содержащиеся в стандартах оценки, более разнообразны, чем в стандартах бухгалтерского учета. Под деловой репутацией понимаются и «нематериальные активы компании», и «сгруппированная неосязаемость», и «часть стоимости действующего предприятия» (табл. 2). Основной подход к определению деловой репутации (гудвилла) заключается в следующем определении: это неидентифицируемый неосязаемый актив, ценность которого определяется приверженностью клиентуры, добрым именем, деловыми связями, местонахождением и т.д.

Таблица 2.4

Определение гудвилла в  стандартах оценки.

Международные стандарты оценки МСО 2003 (IVS 2003)

Гудвилл — неосязаемый актив, возникающий  благодаря наименованию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и/или оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды. Гудвилл, или сгруппированная неосязаемость, — это остаточные неосязаемые активы после вычета из их общей суммы стоимости всех идентифицированных неосязаемых активов (МРО 4 «Оценка стоимости неосязаемых активов»)-Гудвилл включает две различные составляющие: гудвилл, который специфичен для имущества или внутренне присущ имуществу, и персональный гудвилл, который ассоциируется с собственником или менеджером

Европейские стандарты оценки (TEGOVA 2000)

Нематериальные активы, подлежащие оценке, делятся на три категории: гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы), персональный гудвилл, идентифицируемые нематериальные активы. Гудвилл бизнеса неотделим от компании и может быть учтен на балансе после продажи компании в соответствии с МСФО. Персональный гудвилл не передается при продаже и не учитывается при расчете стоимости компании

Стандарт Американского общества оценщиков (ASA) BSV-1

Гудвилл — нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли

Стандарт оценки Российского общества оценщиков СТО РОО 26-01-96 «Оценка  нематериальных активов»

Группы нематериальных элементов  представляют собой остаток общей стоимости нематериальных активов после вычета из нее стоимости всех идентифицируемых нематериальных активов. Групповой нематериальный компонент базируется на понятиях приверженности клиентуры, избыточного дохода и остаточной стоимости. Групповой нематериальный компонент часто называют гудвиллом. В разные периоды времени гудвилл определялся, как тенденция клиентов вновь пользоваться услугами того же предприятия, как избыточный доход, производимый предприятием сверх справедливой прибыли на идентифицируемые активы, и/или как избыточная стоимость предприятия в целом сверх совокупной стоимости составляющих идентифицируемых активов»

СТО РОО 26-02-98

«Оценка объектов интеллектуальной собственности»5

Гудвилл – это часть стоимости  действующего предприятия, определяемая добрым именем, деловыми связями, репутацией, известностью фирменного наименования, товарного знака, пресечением недобросовестной конкуренции.


 

Таким образом,  между  подходами к определению деловой репутации (гудвилла) в стандартах бухгалтерского учета и стандартах оценки сохраняются принципиальные отличия:

  • стандарты бухгалтерского учета признают возможность оценки деловой репутации (гудвилла) только приобретенной компании, оценщики допускают возможность расчета стоимости гудвилла (или его составляющих) действующего предприятия;
  •   перечень идентифицируемых в оценочной деятельности активов существенно шире, чем в бухгалтерском учете, и постоянно стремится к расширению, что ведет к постепенному устранению остаточного элемента — сгруппированной неосязаемости (в терминологии стандартов оценки), или гудвилла;
  •    в оценочной деятельности под деловой репутацией (гудвиллом) понимаются некоторые активы (квалификация персонала, технологии, высокий уровень менеджмента и др.), отличающиеся от обычных активов тем, что до настоящего времени не разработаны приемлемые и достоверные способы их идентификации. Термином «гудвилл» эти разнообразные активы объединяются в одну группу, и появляется возможность их идентификации и оценки. В бухгалтерском учете под гудвиллом понимается не актив, а превышение цены, продажи бизнеса над рыночной стоимостью его чистых активов. Гудвилл в этой ситуации является стоимостной оценкой этого превышения. Данная величина подчинена бухгалтерским процедурам и предназначена для уравновешивания активов и капитала при приобретении компаний.
  •  
  1. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов

Необходимость в оценке деловой репутации и принятии ее к учету возникла уже в конце XIX века: в 1891 г. Английский бухгалтер Ф. Мор (Francis More) впервые предложил оценивать гудвилл исходя из генерируемых им дополнительных доходов. Так гудвилл вошел в учет.

Существует множество  способов оценки гудвилла (деловой  репутации), которые условно можно  разделить на прямые и косвенные методы. Прямые методы исходят из сочетания имущественной оценки и оценки рентабельности предприятия. Косвенные же методы учитывают данное сочетание с помощью средней взвешенной.

Среди прямых методов  наибольшее распространение получили синтетические методы, направленные на общую оценку гудвилла (деловой репутации) с помощью показателей деловой активности или финансового результата[6, с.17] .

Оценка гудвилла (деловой  репутации) с помощью показателя деловой активности. Обычно таким  показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель k (GW = k*CA / 100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (табл. 3).

Таблица 36.

Некоторые значения статистического показателя k.

Вид деятельности

Шкала (в зависимости  от прибыли)

Туристическое агентство

95-100% годового объема продаж

Агентство недвижимости

1-1,5% ежегодной средней чистой  прибыли

Торговля антиквариатом

45-160% годового объема продаж

Булочная

70-80% годового объема продаж

Комиссионный магазин

45-80% годового объема продаж

Торговля канцтоварами

15-25% годового объема продаж

Парикмахерская

75-115% годового объема продаж

Торговля игрушками

45-65% годового объема продаж

Книгоиздание

50-80% годового объема продаж

Ателье

40-65% годового объема продаж

Ресторан

60-120 % годового объема продаж

Супермаркет

15-20% годового объема продаж


 

Главное преимущество этого  метода - его простота. Но оценка деловых  активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.

Оценка деловой репутации (гудвилла) с помощью показателя финансового результата. В данном случае предприятие рассматривается не только как имущественный комплекс, но и как своего рода инвестиции. Его смысл состоит в том, что деловая репутация (гудвилл) появляется там, где результат предприятия превышает тот, который оно должно получить в нормальных условиях только благодаря своим осязаемым элементам, стоимость которых может быть измерена, например, с помощью показателя чистых скорректированных активов (ANC). Чистые скорректированные активы рассчитываются следующим образом: бухгалтерские активы  ± результаты переоценки = скорректированные активы – скорректированные кредиторские задолженности = чистые скорректированные активы. Результат деятельности предприятия отражается в показателях прибыли и рентабельности. Если норма рентабельности чистых скорректированных активов равна i, прибыль предприятия равна В, то стоимость неосязаемых элементов представляет собой сверхприбыль, т.е. разницу между этой прибылью и нормальной прибылью при норме t: В-t х ANC (при t < i). Поэтому гудвилл (деловая репутация) будет представлять собой текущую стоимость будущего ряда сверхприбылей

Среди косвенных методов  оценки гудвилла (деловой репутации) широко распространен немецкий метод (метод практиков). В данном методе по формуле 1 стоимость предприятия VG определяется как среднее значение величины дохода VR и чистых скорректированных активов ANC, т.е.:

Информация о работе Бухгалтерский учет деловой репутации