Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.
Введение 3
1. Понятие и сущность деловой репутации 5
2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов 14
Заключение 27
Библиография 29
Элементами классификации гудвилла (деловой репутации) могут быть личный и корпоративный гудвилл [20, с.20].
В состав личного гудвилла можно отнести:
К компетенции менеджера можно отнести следующее:
В составе корпоративного гудвилла можно выделить следующие элементы:
Итак, деловая репутация представляет с собой исключительно важную и абсолютно рыночную категорию, обладающую рядом специфических особенностей. Основные свойства деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов[10, с.57]:
Традиционное понимание сущности гудвилла (деловой репутации) заключается в следующем: гудвилл возникает, когда бизнес приобретается по цене, превышающей сумму рыночных стоимостей его активов. Это превышение объясняется следующим: рыночная цена бизнеса в целом содержит стоимость всех активов, в том числе и тех, которые не отражены в балансе. Поскольку известно, что в балансе не отражены только неидентифицируемые нематериальные активы – значит, в гудвилле воплощена стоимость этих активов. На этом основан остаточный метод расчета гудвилла, который используется в бухгалтерском учете.
Другое объяснение деловой репутации (гудвилла) вытекает из сравнения экономических показателей компании со среднесрочным уровнем: гудвилл – это результат превышения рентабельности активов (ROA) компании над среднесрочной доходностью. Поскольку рынок стремится к выравниванию доходности, у компании должны быть активы, не учтенные в расчете ROA, размер которых таков, чтобы уравнять показатель ROA компании со среднесрочным.2
В таблице 1 приведены определения деловой репутации, содержащиеся в основных документах, регулирующих бухгалтерский учет. Как видно из таблицы, в различных стандартах бухгалтерского учета (МСФО, US GAAP и российские ПБУ) практически нет расхождений в отношении сущности гудвилла (деловой репутации).
Таблица 1.3
Определение деловой репутации в стандартах бухгалтерского учета
Стандарт |
Определение |
МСФО (IFRS) 3, Объединение компаний |
Гудвилл, возникающий при объединении компаний, - это уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки в ожидании будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды могут возникнуть в результате эффекта синергии приобретенных идентифицируемых нематериальных активов или активов, которые по отдельности не подлежат признанию в финансовой отчетности, но которые являются частью стоимости покупки. Гудвилл – это превышение стоимости покупки над приобретенной долей в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов, которое неотделимо от приобретаемой компании. Фактическая стоимость гудвилла – это стоимость покупки за минусом разницы справедливой стоимости идентифицируемых активов, обязательств и условных обязательств. |
US GAAP, SFAS 142, Гудвилл и другие неосязаемые активы |
Гудвилл – это превышение стоимости приобретенной компании над стоимостью ее идентифицируемых активов за вычетом обязательств. Гудвилл отражает такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, удачное месторасположение и др. |
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» |
Деловая репутация…может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов. |
Определения деловой репутации, содержащиеся в стандартах оценки, более разнообразны, чем в стандартах бухгалтерского учета. Под деловой репутацией понимаются и «нематериальные активы компании», и «сгруппированная неосязаемость», и «часть стоимости действующего предприятия» (табл. 2). Основной подход к определению деловой репутации (гудвилла) заключается в следующем определении: это неидентифицируемый неосязаемый актив, ценность которого определяется приверженностью клиентуры, добрым именем, деловыми связями, местонахождением и т.д.
Таблица 2.4
Определение гудвилла в стандартах оценки.
Международные стандарты оценки МСО 2003 (IVS 2003) |
Гудвилл — неосязаемый актив, возникающий благодаря наименованию, репутации, наличию постоянной клиентуры, местоположению, продуктам и аналогичным факторам, которые нельзя выделить и/или оценить по отдельности, но которые создают экономические выгоды. Гудвилл, или сгруппированная неосязаемость, — это остаточные неосязаемые активы после вычета из их общей суммы стоимости всех идентифицированных неосязаемых активов (МРО 4 «Оценка стоимости неосязаемых активов»)-Гудвилл включает две различные составляющие: гудвилл, который специфичен для имущества или внутренне присущ имуществу, и персональный гудвилл, который ассоциируется с собственником или менеджером |
Европейские стандарты оценки (TEGOVA 2000) |
Нематериальные активы, подлежащие оценке, делятся на три категории: гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы), персональный гудвилл, идентифицируемые нематериальные активы. Гудвилл бизнеса неотделим от компании и может быть учтен на балансе после продажи компании в соответствии с МСФО. Персональный гудвилл не передается при продаже и не учитывается при расчете стоимости компании |
Стандарт Американского общества оценщиков (ASA) BSV-1 |
Гудвилл — нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентурой, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и др. Эти факторы отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли |
Стандарт оценки Российского общества оценщиков СТО РОО 26-01-96 «Оценка нематериальных активов» |
Группы нематериальных элементов представляют собой остаток общей стоимости нематериальных активов после вычета из нее стоимости всех идентифицируемых нематериальных активов. Групповой нематериальный компонент базируется на понятиях приверженности клиентуры, избыточного дохода и остаточной стоимости. Групповой нематериальный компонент часто называют гудвиллом. В разные периоды времени гудвилл определялся, как тенденция клиентов вновь пользоваться услугами того же предприятия, как избыточный доход, производимый предприятием сверх справедливой прибыли на идентифицируемые активы, и/или как избыточная стоимость предприятия в целом сверх совокупной стоимости составляющих идентифицируемых активов» |
СТО РОО 26-02-98 «Оценка объектов интеллектуальной собственности»5 |
Гудвилл – это часть стоимости действующего предприятия, определяемая добрым именем, деловыми связями, репутацией, известностью фирменного наименования, товарного знака, пресечением недобросовестной конкуренции. |
Таким образом, между
подходами к определению делово
Необходимость в оценке деловой репутации и принятии ее к учету возникла уже в конце XIX века: в 1891 г. Английский бухгалтер Ф. Мор (Francis More) впервые предложил оценивать гудвилл исходя из генерируемых им дополнительных доходов. Так гудвилл вошел в учет.
Существует множество способов оценки гудвилла (деловой репутации), которые условно можно разделить на прямые и косвенные методы. Прямые методы исходят из сочетания имущественной оценки и оценки рентабельности предприятия. Косвенные же методы учитывают данное сочетание с помощью средней взвешенной.
Среди прямых методов наибольшее распространение получили синтетические методы, направленные на общую оценку гудвилла (деловой репутации) с помощью показателей деловой активности или финансового результата[6, с.17] .
Оценка гудвилла (деловой репутации) с помощью показателя деловой активности. Обычно таким показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель k (GW = k*CA / 100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (табл. 3).
Таблица 36.
Некоторые значения статистического показателя k.
Вид деятельности |
Шкала (в зависимости от прибыли) |
Туристическое агентство |
95-100% годового объема продаж |
Агентство недвижимости |
1-1,5% ежегодной средней чистой прибыли |
Торговля антиквариатом |
45-160% годового объема продаж |
Булочная |
70-80% годового объема продаж |
Комиссионный магазин |
45-80% годового объема продаж |
Торговля канцтоварами |
15-25% годового объема продаж |
Парикмахерская |
75-115% годового объема продаж |
Торговля игрушками |
45-65% годового объема продаж |
Книгоиздание |
50-80% годового объема продаж |
Ателье |
40-65% годового объема продаж |
Ресторан |
60-120 % годового объема продаж |
Супермаркет |
15-20% годового объема продаж |
Главное преимущество этого метода - его простота. Но оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.
Оценка деловой репутации (гудвилла) с помощью показателя финансового результата. В данном случае предприятие рассматривается не только как имущественный комплекс, но и как своего рода инвестиции. Его смысл состоит в том, что деловая репутация (гудвилл) появляется там, где результат предприятия превышает тот, который оно должно получить в нормальных условиях только благодаря своим осязаемым элементам, стоимость которых может быть измерена, например, с помощью показателя чистых скорректированных активов (ANC). Чистые скорректированные активы рассчитываются следующим образом: бухгалтерские активы ± результаты переоценки = скорректированные активы – скорректированные кредиторские задолженности = чистые скорректированные активы. Результат деятельности предприятия отражается в показателях прибыли и рентабельности. Если норма рентабельности чистых скорректированных активов равна i, прибыль предприятия равна В, то стоимость неосязаемых элементов представляет собой сверхприбыль, т.е. разницу между этой прибылью и нормальной прибылью при норме t: В-t х ANC (при t < i). Поэтому гудвилл (деловая репутация) будет представлять собой текущую стоимость будущего ряда сверхприбылей
Среди косвенных методов оценки гудвилла (деловой репутации) широко распространен немецкий метод (метод практиков). В данном методе по формуле 1 стоимость предприятия VG определяется как среднее значение величины дохода VR и чистых скорректированных активов ANC, т.е.: