Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:48, курсовая работа
Организации в своей повседневной работе стремятся к завоеванию прочных позиций на рынке, к стабильному и устойчивому положению, к репутации надежного партнера. И созданная организацией деловая репутация является прямым следствием ее деятельности. Вопрос о бухгалтерском учете деловой репутации приобретает все более актуальное значение. Это связано с тем, что как инвестор, так и продавец хотят знать истинную стоимость бизнеса с учетом его перспектив на рынке. Поэтому современные экономические отношения компаний зачастую связаны с оценкой их реальной стоимости.
Введение 3
1. Понятие и сущность деловой репутации 5
2. Бухгалтерский учет деловой репутации, как особого объекта нематериальных активов 14
Заключение 27
Библиография 29
7) дебет счета 58 кредит счета 76 - 100000 руб. оприходованы финансовые вложения приобретенной организации;
8) дебет счета 62, 76 кредит счета 76 – 300000 руб. - отражено приобретение права требования дебиторской задолженности;
9) дебет счета 76 кредит счета 60, 76 – 500000 руб. - оприходована кредиторская задолженность приобретаемой организации;
10) дебет счета 76 кредит счета 67- 200000 руб. - отражена в бухгалтерском учете задолженность по долгосрочным кредитам и займам приобретаемой организации.
После того как в бухгалтерском учете отражены все активы и обязательства приобретенной организации, исчисляется и отражается деловая репутация как разница между ценой приобретения и стоимостью активов организации за вычетом ее обязательств. В данном случае деловая репутации будет равна:
1400 000 - ((900 000 + 300 000 + 200 000 + 100 000 + 500 000) -
- (200 000 + 500 000)) 163 366 = -63 366,
11) дебет счета 76 кредит счета 98, субсчет «Деловая репутация» -63 366 руб. - отражена отрицательная деловая репутации, так как покупная цена организации ниже стоимости ее активов за вычетом обязательств;
12) дебет счета 68 кредит счета 19 - 163366 руб. - после оплаты и оприходования имущества принят к зачету из бюджета уплаченный продавцу НДС.
В бухгалтерской отчетности отрицательная деловая репутация отражается в составе доходов будущих периодов. Ниже показан упрощенный баланс ООО «ФАРМАКИО» после приобретения им ЗАО «ФОРТУНА»:
Актив |
Сумма, руб. |
Пассив |
Сумма, руб. |
Основные средства и нематериальные активы |
2900000 |
Уставный капитал |
2500000 |
Производственные запасы |
1600000 |
Долгосрочные займы и кредиты |
800000 |
Готовая продукция |
200000 |
Доходы будущих периодов |
63366 |
Дебиторская задолженность |
500000 |
Финансовые вложения |
100000 |
Денежные средства |
1300000 |
Расчеты с кредиторами |
3236634 |
Баланс |
6600000 |
Баланс |
6600000 |
Начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была приобретена организация и отражена отрицательная деловая репутация, фирма начнет равномерно относить ее сумму на финансовые результаты в составе прочих доходов в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). При этом ежемесячно будет производиться запись:
дебет счета 98 кредит счета 91-1 - 264руб. (63 366/ (20 х 12)).
Если покупная стоимость приобретаемой организации больше стоимости полученных активов за вычетом суммы обязательств, то:
дебет счета 76 кредит счета 51 — 2200000 руб. — оплачена приобретенная организация продавцу денежными средствами.
Записи по оприходованию имущества и обязательств приобретаемой организации на баланс покупателя (№№ 2—5, 7—10) будут такими же, как и в предыдущее случае;
6) дебет счета 19 кредит счета 76 — 266720 руб. — отражена сумма НДС по приобретенному в составе организации имуществу, выделенная продавцом в счете-фактуре.
В данном случае деловая репутация будет равна:
2 200 000 — ((900 000 + 300 000 + 200 000 + 100 000 + 500 000) - (200 000 + 500 000)) - 266 720 = 633 280,
11) дебет счета 08 кредит счета 76 – 633280 руб. — отражено приобретение положительной деловой репутации в качестве отдельного инвентарного объекта;
дебет счета 04 кредит счета 08 — 633280 руб. — отражено принятие к учету положительной деловой репутации в качестве нематериального актива;
12) дебет счета 68 кредит счета 19 — 266720 руб. — принят к зачету из бюджета НДС по оплаченной и принятой к учету организации.
В балансе положительная деловая репутация отражается в составе нематериальных активов отдельной строкой (код 113). Ниже показан упрощенный баланс ООО «ФАРМАКИО» после приобретения им ЗАО « ФОРТУНА».
Актив |
Сумма, руб. |
Пассив |
Сумма, руб. |
Основные средства и нематериальные активы, в том числе деловая репутация |
3533280
633280 |
Уставный капитал |
2500000 |
Производственные запасы |
1600000 |
Долгосрочные займы и кредиты |
800000 |
Готовая продукция |
200000 |
||
Дебиторская задолженность |
500000 |
||
Финансовые вложения |
100000 |
||
Денежные средства |
500000 |
Расчеты с кредиторами |
3133280 |
Баланс |
6433280 |
Баланс |
6433280 |
Начиная со следующего месяца
организация начнет амортизировать
приобретенную деловую
Дебет счета 26, 44 кредит счета 04 – 2639 (633280/(20*12)).
Таким образом, экономический смысл принятия к учету деловой репутации связан с тем, что предприятие заинтересовано использовать этот актив (гудвилл), надеясь на увеличение доходности. Но в современной практике возникает проблема отрицательной деловой репутации, и это происходит, когда рыночные стоимости активов растут быстрее, чем стоимость бизнеса в целом.
Заключение
В результате рассмотрения поставленной проблемы и глубокого анализа и изучения данного материала необходимо сделать следующие выводы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам, в ней дается экономическая сущность деловой репутации, история возникновения данной категории, раскрывается ее классификация. Итак, деловая репутация возникает при несовпадении приобретения бизнеса со стоимостью его чистых активов. На эту величину, как уже было сказано, оказывает влияние большое число факторов, в частности правила расчета, принятые стандартами учета, количество отраженных в балансе нематериальных активов, неэкономические предпочтения продавцов и покупателей, влияющие на цену продажи, и другие как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому деловую репутацию следует рассматривать как условную характеристику, предназначенную для продажи бизнеса и возникающую только в системе бухгалтерского учета. Стандартами оценки деловая репутация определяется как совокупность неидентифицируемых активов, стоимость которых нельзя определить раздельно. В зависимости от классифицируемых признаков деловая репутация может быть положительной и отрицательной, внутренне созданной и приобретенной.
Во второй главе описываются методы расчета и оценки деловой репутации, а также способы ее отражения в бухгалтерском учете. Различают прямые и косвенные методы оценки, и в зависимости от метода расчета, оценка деловой репутации осуществляется в несколько этапов. Особенности отражения деловой репутации в бухгалтерском учете и начисление амортизации рассмотрено на конкретном примере. В настоящее время остро стоит проблема отрицательной деловой репутации, и объяснение причин этому представляет собой одну из нерешенных проблем финансового менеджмента. Часто отрицательный гудвилл проявляется либо как результат ошибок в расчете справедливой стоимости активов, либо как временное несовпадение стоимостей бизнеса и его активов, вызванное разными эффективностями их использования.
Таким образом, деловая репутация, несмотря на многовековую историю, не просто продолжает оставаться одной из важнейших категорий финансового менеджмента, ее роль также и возрастает в связи с тем, что многие ее составляющие современной теорией и практикой рассматриваются как ключевые факторы роста стоимости компаний, без которых невозможно обеспечить конкурентные преимущества.
Библиография
1 Применительно к бизнесу goodwill дословно означает «доброе отношение, доброе чувство потребителя некоторых товаров (услуг) к их производителю».
2 На этом и основан метод расчета величины гудвилла, называемой методом избыточных прибылей.
3 Финансовый менеджмент. – 2006. - №1. – С. 61
4 Финансовый менеджмент. – 2006. - №1. – С. 64.
5 С 1 февраля 2005 г. Система стандартов Российского общества оценщиков СТО РОО отменена; введен в действие Свод стандартов оценки СОО РОО 2005, состоящий из международных и европейских стандартов оценки.
6 Аудитор. – 2002. - №7. – С. 20
7 Это стоимость предприятия как имущественного комплекса, который определяет результат хозяйственной деятельности; это бухгалтерские активы – непроизводственные активы + хозяйственные активы, не включаемые в актив.
8 Выбор ставки дисконтирования зависит от конкретных обстоятельств и диктуется, прежде всего, степенью риска потери деловой репутации. При отсутствии этого риска ставка дисконтирования берется равной рыночной ставке.