Бухгалтер. Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 06:46, реферат

Краткое описание

Существовавшая до недавнего времени в нашей стране система бухгалтерского учета была создана усилиями многих поколений ученых и практиков. Она полностью себя оправдала, так как была достаточно доступна и эффективна. Однако в настоящее время в зависимости от организационно-правовой формы собственности на территории Республики Казахстан действуют различные виды предприятий, которые появились в процессе перехода экономики нашей страны к рыночным отношениям.

Файлы: 1 файл

Бухгалтер. Основы бух учета.Кабылова.doc

— 1.59 Мб (Скачать)

Г) активно-пассивный в сторону увеличения; Д) активно-пассивный в сторону уменьшения.

              1. Из нижеперечисленных укажите первый тип изменений в балансе:
                1. внутрипассивный;

Б ) активно-пассивный в сторону увеличения;

                1. внутриактивный; Г) активно-пассивный;

Д) активно-пассивный в сторону уменьшения.

              1. Хозяйственная операция «Заем банка направлен на погашение долга поставщику» относится к типу:

А ) первому; Б ) второму; В ) третьему; Г) четвертому; Д) нет правильного ответа.

              1. Хозяйственные операции первого типа валюту баланса:
                1. уменьшают; Б) не изменяют;
                2. увеличивают; Г) изменяют;

Д) ответы А) и В).

              1. Хозяйственные операции четвертого типа валюту баланса:

А) усложняют; Б) упрощают;

В) не изменяют; Г) увеличивают; Д) уменьшают.

              1. Хозяйственная операция «Поступили платежи за продукцию, проданную покупателю» относится к типу:
                1. первому; Б) второму;
                1. третьему;

Г) четвертому; Д) нет правильного ответа.

              1. Хозяйственная операция «С расчетного счета перечислены в бюджет налоги» относится к следующему типу:

А ) первому; Б ) второму; В) третьему; Г) четвертому; Д) пятому.

              1. Хозяйственная операция «Выдана заработная плата рабочим из кассы» относится к типу:

А) первому; Б) второму; В ) третьему; Г) четвертому; Д) нет правильного ответа.

              1. В состав финансовой отчетности организации входят:
                1. бухгалтерский баланс;

Б ) отчет о доходах и расходах;

                1. отчет о движении денег, отчет об изменениях в собственном капитале;

Г) информация об учетной политике и пояснительная записка;

Д) все ответы верны.

ГЛАВА 4

СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

4.1. Счета, их содержание и строение

Баланс дает обобщенное отражение  состояния средств и их источников периодически - на определенный момент.

Однако этого недостаточно. Для  оперативного руководства и контроля хозяйственной деятельности предприятия нужны текущие детализированные сведения о движении и изменениях хозяйственных средств и их источниках по группам.

На каждом предприятии в течение  месяца совершается множество хозяйственных операций, поэтому необходимо иметь данные и о результатах хозяйственных процессов. Причем такие сведения нужны повседневно, а не только раз в месяц.

Такие данные бухгалтерский учет обеспечивает при помощи счетов.

Бухгалтерские счета - это способ экономической группировки, текущего отражения и контроля движения хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежных и натуральных единицах.

Счет - это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления отчетности.

Название каждого счета зависит  от того, какая группа средств и источников учитывается на нем, например: «Касса», «Расчетный счет», «Уставный капитал» и т.д.

Схематически бухгалтерский счет можно изобразить в виде двусторонней таблицы, левую сторону которой

называют «Дебет» (Д-т), правую «Кредит» (К-т). Эти термины возникли исторически в Италии (от латинского (1еЪе1 - он должен, сгесШ - он доверяет), но применение их условное, так как с развитием учета они уже потеряли свое первоначальное значение. Термины «Дебет» и «Кредит» используются для отражения взаимосвязи различных счетов бухгалтерского учета в процессе совершения хозяйственных операций.

Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учета пользуются термином «Сальдо» (остаток счета). Форма бухгалтерского счета такова:

СЧЕТ

(наименование объекта учета) дебет кредит

Пользуясь этой схемой для записи на счетах операций, будем указывать  в ней только номер операции и  сумму.

Счета строятся так, чтобы в них  можно было дать характеристику состояния средств и источников, т.е. остаток, поступление и выбытие.

Все счета имеют одинаковое строение, но содержание записей и значение дебета и кредита в счетах различны. Это зависит от того, что учитывают  счета: хозяйственные средства или  источники.

В соответствии с балансом все счета  бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные. Существуют две схемы записей на счетах.

Активные - это счета, на которых отражаются состав, размещение и использование средств (средства и затраты).

Пассивные - это счета, на которых отражаются источники образования и целевое назначение средств (источники и доходы).

Схема записей на активном счете: Активный счет

Счет

(наименование счета) ДЕБЕТ КРЕДИТ

1. Сн - начальное сальдо

Уменьшение (-) в результате хозяйственных  операций

Увеличение (+) в результате хозяйственных  операций

2. Оборот по дебету счета (сумма  всех хозяйственных операций)

3. Оборот по кредиту счета  (сумма всех хозяйственных операций)

Ск - конечное сальдо (1+2-3)

 



 

В активных счетах на дебете показывается сальдо и увеличение средств (или  затрат), а на кредите - уменьшение учитываемых объектов. Суммы операций, записанные на бухгалтерских счетах, называются оборотами. Сумма по дебету счета соответственно называется дебетовым оборотом, а по кредиту - кредитовым. Остаток на конец проведения хозяйственных операций определяется по формуле:

Ск = Сн +06.Д - Об.К,

где Об.Д - оборот по дебету;

Об.К - оборот по кредиту.

Остаток на активном счете может  быть только дебетовым или равным нулю. Схема записей на пассивном счете:

Пассивный счет

Счет 

(наименование счета)

ДЕБЕТ КРЕДИТ

Уменьшение (-) в результате хозяйственных  операций

1. Сн-начальное сальдо Увеличение (+) в результате хозяйственных  операций

3. Оборот по дебету счета (сумма  всех хозяйственных операций)

2. Оборот по кредиту счета  (сумма всех хозяйственных операций)

 

Ск — конечное сальдо (1+2-3)




 

В пассивных счетах на кредите показывается сальдо и увеличение объектов, а  на дебете - их уменьшение. Остаток на конец проведения хозяйственных операций определяется по формуле:

Ск = Сн - Об.К + Об.Д.

Остаток на пассивном счете может быть только кредитовым или равным нулю.

Активные и пассивные счета  составляют основу системы счетов бухгалтерского учета.

4.2. Двойная запись

По своей экономической природе  любая хозяйственная операция обязательно  характеризуется двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Каждая операция вызывает двойные  взаимосвязанные изменения, которые  при помощи двойной записи получают отражение в дебете одного и кредите другого счета.

Поэтому между счетами, в которые  записана операция, возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь выражается в  том, что дебет одного счета сочетается с кредитом другого счета, давая в двух взаимосвязанных изменениях отражение одной и той же операции.

Двойная запись представляет собой  запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

С методом двойной записи связаны  такие понятия, как корреспонденция  счетов и бухгалтерская проводка.

Корреспонденция счетов - это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счетами «Наличность в кассе» и «Деньги на расчетном счете», или «Расчеты с персоналом по оплате труда» и «Наличность в кассе», или «Сырье и материалы» и «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.

Корреспонденция выражается путем  указания в каждой записи корреспондирующего счета. При записи операции в дебет счета отмечается наименование корреспондирующего с ним счета по кредиту. При записи в кредит счета, наоборот, указывается название корреспондирующего с ним счета по дебету.

Бухгалтерская проводка - это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.

Пример. С расчетного счета в кассу поступили деньги на текущие расходы в количестве 500 ООО тенге.

Для отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета последовательно уточняются счета, участвующие в операции. По содержанию видно, что здесь принимают участие два счета: «Наличность в кассе» и «Деньги на расчетном счете». Затем определяют активность и пассивность счетов, Счет «Наличность в кассе» - активный, отражает наличие денежных средств в кассе. Счет «Деньги на расчетном счете» - активный, отражает наличие свободных денежных средств на расчетном счете в банке.

Следовательно, операцию записывают на дебет счета «Наличность в  кассе» и на кредит счета «Деньги  на расчетном счете» на одинаковую сумму 500 ООО тенге. Эта проводка записывается так:

Дебет счета «Наличность в кассе»

Кредит счета «Деньги на расчетном счете» — 500 ООО тенге

Схематически это выглядит следующим  образом:

Счет Счет

«Деньги на расчетном счете» «Наличность в кассе»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Сн-1 500 000

1)500 000

2 Сн — 1)500 000

 



 

Пример. Начислена оплата труда работникам предприятия в сумме 90 000 тенге. Сумма начисленной оплаты труда работникам включается в себестоимость продукции наряду с другими затратами через счет «Основное производство ». В данном случае указанный вид затрат рассматривается как размещение в затраты на производство под будущую готовую продукцию. Поэтому счет «Основное производство» является активным. Задолженность по начисленной оплате труда отражается по счету «Расчеты с персоналом по оплате труда». Он отражает кредиторскую задолженность, а, следовательно, является пассивным счетом.

В связи с этой операцией на 90000 тенге увеличиваются затраты производства и на эту же сумму возрастает задолженность предприятия работникам по оплате труда. В результате делается запись:

Дебет счета «Основное производство» Кредит счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 90 ООО тенге.

Схематически это выглядит так:

Счет Счет

«Расчеты с персоналом «Основное  производство» по оплате труда»

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

 

1) 90 000

1) 90 000

 



 

В практике бухгалтерского учета корреспонденция счетов бывает двух видов:

  • простая
  • сложная

При простой корреспонденции счетов один счет дебетуется, а второй счет кредитуется.

При сложной корреспонденции счетов один счет дебетуется, и одновременно несколько счетов кредитуются или, наоборот, несколько счетов дебетуются и один счет кредитуется. При этом соответственно сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета или сумма дебетуемых счетов равна сумме кредитуемого счета.

Например:

На расчетный счет поступили  доходы от реализации продукции в сумме 2 500 ООО тенге и займы банков 4 ООО ООО тенге.

Бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:

Дт счета «Деньги на расчетном  счете» 6 500 000 тенге

Кт счета «Краткоср. дебиторская

задолженность покупателей» 2 500 000 тенге

Кт счета «Займы банков» 4 000 000 тенге

Эту сложную проводку можно представить  двумя простыми, а именно:

    1. Дт счета «Деньги на расчетном счете» 2 500 ООО тенге Кт счета «Краткоср. дебиторская задолженность покупателей» 2 500 ООО тенге
    2. Дт счета «Деньги на расчетном счете» 4 ООО ООО тенге Кт счета «Займы банков» 4 ООО ООО тенге

Информация о работе Бухгалтер. Основы бухгалтерского учета