Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть сущность аудиторского контроля, его виды и значение;
изучить возникновение и развитие аудита;
изучить проблемные аспекты организации аудиторского контроля;
оценить финансово-экономическую характеристику предприятия;
изучить законодательное обеспечение аудиторского контроля;
Введение………………………………………………………………..……
1 Теоретические аспекты аудиторского контроля …………………….….
1.1 Сущность аудиторского контроля, его виды и значение…………
1.2 Возникновение и развитие аудита …………………………………
1.3 Проблемные аспекты организации аудиторского контроля………
2 Анализ организации аудиторского контроля в Открытом акционерном обществе «Березовский мясоконсервный комбинат»……………………..
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика Открытого акционерного общества "Березовский мясоконсервный комбинат"………………………………………………………………...
2.2 Законодательное обеспечение аудиторского контроля…………...
2.3 Организация и порядок проведения аудиторского контроля…….
3 Совершенствование аудиторского контроля ……………………………
Заключение…………………………………………..………………………
Список использованных источников………………………..……………..
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:
Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1.1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:
Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76].
Таблица 1.1 - Характеристика аудиторской деятельности
Содержание аудиторской деятельности |
Аудит |
Сопутствующие аудиторские услуги | |
Другие виды проверок |
Другие сопутствующие работы | ||
Цель оказания услуг |
Выражение мнения о достоверности отчётности |
Обзор допущенных предпринимателем нарушений |
В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выработки |
До 100% с учётом величины (уровня) существенности |
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком |
Не установлена |
Доказательства типичных нарушений |
Аудиторские доказательства на все виды нарушения |
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация |
- |
Уровень гарантии достоверности отчётности |
Больший уровень гарантии |
Меньший уровень гарантии |
- |
Формы отчёта |
Аудиторское заключение |
Отчёт аудиторской фирмы (аудитора) |
Отчёт аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка |
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка |
Другие услуги, разрешённые действующим законодательством |
Источник: [20, с.17]
Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.
В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.1.2).
Таблица 1.2 - Особенности внутреннего и внешнего аудита
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
Постановка задач |
Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления |
Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Объект |
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом система учёта и отчетности предприятия |
Цель |
Определяется руководством предприятия |
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства |
Средства |
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита) |
Определяются общепринятыми стандартами аудита |
Вид деятельности |
Исполнительская деятельность |
Предпринимательская деятельность |
Организация работы |
Выполнение конкретных заданий руководства |
Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
Взаимоотно-шения |
Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнёрство, независимость |
Субъекты |
Сотрудники, находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
Квалифика-ция |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
Оплата |
Начисление зарплаты по штатному расписанию |
Оплата предоставленных услуг по договору |
Ответствен-ность |
Перед руководством за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и перед третьими лицами |
Методы |
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач | |
Отчётность |
Перед собственниками и (или) руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту |
Источник: [20,с.37].
Внешний аудит -- это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.
Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.
Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета.
Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия.
Основными задачами внешнего аудита являются:
Внутренний аудит -- это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.
Цель внутреннего аудита -- оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.
Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].
Главная задача внутренних аудиторов -- удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.
Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции:
Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12].
Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита.
Таблица 1.3 - Классификация видов аудита
Классификационный признак |
Классификационная группа |
1. В зависимости от назначения аудита |
Внешний и внутренний |
2. По степени необходимости проверок |
Обязательный и инициативный |
3. В зависимости от сферы деятельности |
Финансовый и производственный |
4. По видам деятельности субъектов хозяйствования |
Банковский, страховой, фондовый и общий |
5. По направлениям аудита |
Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический |
6. В зависимости от интересов клиента |
Бухгалтерской отчетности и специальный аудит |
7. По частоте проведения |
Систематический, периодический, эпизодический |
8. По методу проверки |
Сплошной и выборочный |
9. По временным этапам и отношению к процессу управления |
Предварительный, последующий и прогнозный |
10. По охвату проверяемых вопросов |
Полный (комплексный) и частичный (тематический) |
11 . В зависимости от способа получения информации |
Документальный и фактический |
12. По способу работы с информацией |
Ручной и автоматизированный |
13. В зависимости от инициаторов проверки |
Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров |
14. В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования |
Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций |
15. По количеству проведенных проверок в организации |
Впервые проводимый и очередной |
16. По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом |
Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи |
Источник:[4, с.15].
Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.
Правила аудиторской деятельности подразделяются:
Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87].
Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.
Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
Информация о работе Аудиторский контроль в Республике Беларусь