Аудиторский контроль в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть сущность аудиторского контроля, его виды и значение;
изучить возникновение и развитие аудита;
изучить проблемные аспекты организации аудиторского контроля;
оценить финансово-экономическую характеристику предприятия;
изучить законодательное обеспечение аудиторского контроля;

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……
1 Теоретические аспекты аудиторского контроля …………………….….
1.1 Сущность аудиторского контроля, его виды и значение…………
1.2 Возникновение и развитие аудита …………………………………
1.3 Проблемные аспекты организации аудиторского контроля………
2 Анализ организации аудиторского контроля в Открытом акционерном обществе «Березовский мясоконсервный комбинат»……………………..
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика Открытого акционерного общества "Березовский мясоконсервный комбинат"………………………………………………………………...
2.2 Законодательное обеспечение аудиторского контроля…………...
2.3 Организация и порядок проведения аудиторского контроля…….
3 Совершенствование аудиторского контроля ……………………………
Заключение…………………………………………..………………………
Список использованных источников………………………..……………..

Файлы: 1 файл

курс - аудиторский контроль в РБ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастёт. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита [6, с.148].

 

 

1.3 Проблемные аспекты организации аудиторского контроля

 

 

В настоящее время в экономической литературе выделяются основные направления развития аудита:

  • смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;
  • в аудиторском заключении всё больше внимания должно уделяться подтверждению не только финансовой отчётности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;
  • постепенный отказ от прямой проверки правильности действия учётного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учётного персонала и правильности самой системы учёта;
  • в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всё больше клиентов осознаёт необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;
  • усиления роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательный анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;
  • рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечёт за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора - с другой [14, с. 78].

Организация учёта и аудита на предприятии сегодня невозможны без применения информационных технологий. Работники практически всех сфер хозяйственной жизни на производстве, в торговле, в сфере обслуживания используют в своей деятельности компьютеры. Но при этом далеко не все из них имеют надлежащее представление о возможностях современных компьютерных технологий и умеют максимально эффективно их использовать.

Распространение информационных технологий в экономике и, в частности, в бухгалтерском учёте принесло с собой масштабные революционные изменения. Информационные системы начали изменять обычную структуру управления. Если раньше считалось, что руководитель имеет достаточные знания для того, чтобы контролировать всю работу, то в информационной среде каждый работник имеет специфические, лишь ему присущие функции и знания. Кроме того, использование родственных информационных систем в управлении разными производственными системами приводит к единым методам ведения бизнеса. Таким образом, технологическая информационная среда разрушает постоянную иерархию, создавая на её месте более гибкие свободные структуры.

Вычислительная техника существенно повышает качество обработки информации. При этом применение компьютеров изменяет содержание и организацию работы учётного персонала: уменьшается количество ручных операций по обработке первичных документов, систематизации учётных показателей, заполнению регистров и отчётных форм. Учётная работа становится творческой, направленной на организацию и усовершенствование учёта.

Организация и проведения аудита также существенно изменяются. Теперь аудиторы оценивают не только работу учётчиков, но и качество алгоритмов обработки данных, реализованных в компьютерных программах.

Применение компьютеров значительно влияет на аудиторские процедуры. Однако следует иметь в виду, что контрольные функции автоматизируются труднее всего. Сама по себе компьютеризация учёта не может устранить утаивание краж и злоупотреблений из-за неправильного перенесения на электронные носители реквизитов, указанных в документах, введения фальсифицированных документов и т.п. Компьютер всегда одинаково оценивает ситуацию и процесс, поэтому вероятность ошибок контроля в условиях применения компьютеров значительно ниже. Таким образом, компьютерная программа обеспечивает лишь беспристрастность и точность контроля.

В отличие от ручных учётных систем, в которых записи делают на бумаге и аудитор рассматривает возможность уничтожения, подделки, замены бумажных документов, в условиях использования компьютерных информационных систем (КИС) аудитору приходится иметь дело с вопросами безопасности и надёжности компьютерных учётных систем. Аудитор проверяет ряд сугубо технических вопросов, которые не имеют прямого отношения к бухгалтерскому учёту, но оказывают непосредственное влияние на оценку аудитором риска системы контроля. В условиях применения КИС происходит взаимное проникновение разных по своему смыслу и субъектам видов контрольной и организационной деятельности.

Возник даже специальный термин - компьютерный аудит. Под компьютерным аудитом подразумевают оценку текущего состояния компьютерной системы на соответствие некоторому стандарту или предложенным требованиям. Этот термин используют специалисты по общей безопасности компьютерных информационных систем.

Обычно необходимость в компьютерном аудите возникает, если автоматизированная система предназначена для обработки конфиденциальной или секретной информации. Именно к таким принадлежат компьютерные системы бухгалтерского учёта. Для каждой категории информации на предприятии внутренними стандартами определяют нижний предел уровня безопасности автоматизированной системы. Проведение компьютерного аудита полезно также после построение автоматизированной системы и подсистемы его безопасности на этапе приёма в эксплуатацию. Это имеет целью оценку соблюдения установленных требований.

Компьютерные системы открыты для доступа к данным, поэтому в них должны чётко распределятся полномочия и права доступа к информации, а также должна быть введена система защиты от несанкционированного доступа.

Аудитор обязан обнаружить слабые места контроля КИС - рассмотреть как аппаратные, так и программные средства контроля, а также организационные мероприятия, например проверку целостности данных и отсутствие компьютерных вирусов.

Наиболее актуальным вопросом, который возникает с отказом от бумажных носителей бухгалтерских документов при применении КИС, является разработка способов юридического подтверждения достоверности данных, которые регистрируются.

Решение этого вопроса возможно при разработке компьютерных учётных программ путём:

  • проектирования специальных средств блокирования введения данных в случае пропуска каких-либо реквизитов;
  • наличия в программе средств идентификации лица, которое работает с терминалом;
  • специальных средств защиты информации.

Компьютеризация учёта существенно влияет на проведение аудита. Однако и сам компьютер может стать тем инструментом аудитора, который даёт возможность не только сократить время и затраты на проведение аудита, но и провести более детальную проверку, составив качественное аудиторское заключение и выдать рекомендации по стратегии, по направлениям и средствам улучшения финансово-хозяйственного положения предприятия.

Проблема автоматизации контроля и аудита основывается на подходах к формализации этого процесса. Формализация, определённая в стандартах аудита, к сожалению, очень мало подходит для проведения качественной аудиторской проверки. В настоящее время невозможно полностью формализовать аудит таким образом, чтобы в итоге получить алгоритмы компьютерной автоматизации и при этом не снизить качества проверок.

 

Методы аудита с использованием компьютеров



Аудиторское программное обеспечение

 

Тестовые данные



 

Пакеты программ

 

Тестирование средств контроля в компьютерных прграммах


 

Программы специального назначения

Эталонные контрольные операции


 

Программы-утилиты

Использование «фиктивного» модуля


 

Рисунок 1.2 - Методы аудита с использованием компьютеров [3, с.173]


 

Учитывая специфику аудиторской деятельности, требования к аудиторскому программному обеспечению могут быть следующими:

  1. Наличие развитых средств контроля операций. Контроль может осуществляться не только в момент оформления документа или проводки, как принято в бухгалтерских программах, но и тогда, когда в этом возникает необходимость.

 

 

  1. Гибкость. Поскольку аудиторам приходится работать с разными предприятиями и у каждого из них учётная политика, формы отчётности и даже план счетов, то программа должна быстро перенастраиваться на специфику. В компьютерных аудиторских системах должны учитываться как общие требования, так и особенности учёта фирм-клиентов.
  2. Эргономичность. Это означает наличие средств для удобного введения больших объёмов информации, оперативного и простого формирования счетов. Другими словами, программа должна быть рассчитана не на программиста или оператора, а на аудитора, знания которого в области компьютерной техники могут быть ограничены.
  3. Связь на уровне баз данных с бухгалтерскими программами. Необходимы дополнительные средства для введения и вывода данных, представленных в разных форматах. Аудиторское программное обеспечение должно отвечать таким требованиям, как простота освоения, быстродействие, профессиональная оперативная поддержка со стороны разработчиков.

Аудиторские процедуры следует проводить не с оригинальными файлами субъекта проверки, а с копиями этих файлов, поскольку любые изменения, которые осуществляются аудитором, и возможное повреждение, не должны влиять на данные компьютерной системы обработки данных. В том случае, когда контрольные данные обрабатываются в рамках обычного процесса обработки информации субъекта, аудитор должен убедится в том, что контрольные хозяйственные операции изъяты из учётных записей предприятия.

После освобождения от наиболее трудоёмких, монотонных и однообразных процессов сбора и обработки информации труд бухгалтера (аудитора) становится творческим и более эффективным, что даёт возможность сосредоточиться на предстоящим и текущем контроле, а также экономическом анализе. Бухгалтер перестаёт быть механическим исполнителем ручных операций и становится главным звеном в технологическом процессе учёта, контролирует и регулирует его.

Относится это и к аудитору, который должен понимать особенности функционирования компьютерной бухгалтерии, поскольку без этого невозможно проверить качество бухгалтерской отчётности и дать консультации по совершенствованию системы бухгалтерского учёта на предприятии [3, с. 147].

Качество работы некоторой части аудиторских организаций в настоящее время вызывает озабоченность как у пользователей аудиторских услуг и государственных органов, так и у аудиторов, заинтересованных в устойчивом развитии рынка аудиторских услуг и повышении престижа аудиторской профессии. Они всё более заинтересованы в соблюдении аудиторами правил (стандартов) аудиторской деятельности. Заказчикам аудита необходима полноценная и объективная информация о финансовом положении предприятия, состояния его бухгалтерского учёта. Пользователей бухгалтерской отчётности интересуют жизнеспособность экономического субъекта, отсутствие близких перспектив его банкротства, выполнение в ходе его деятельности принципа непрерывности деятельности.

Всем им нужен качественный аудит, а не формальное аудиторское заключение. Поэтому вопрос о контроле за качеством работы аудиторских организаций и проведением ими аудиторских проверок чрезвычайно важен.

В основе общего критерия оценки качества аудиторской деятельности следует рассматривать его общую значимость.

Контроль качества должен быть действенным и эффективным. Это определяется тем, что в высоком качестве аудита заинтересованы все участники рынка аудиторских услуг. Это позволяет разработать чёткие критерии выбора клиентом аудиторских организаций и критерии выбора аудиторскими организациями клиентов. Только наличие чёткой организации и вышеуказанных критериев будут способствовать действенному контролю качества проведения аудиторских услуг. Причём критерии выбора клиентом должны определяться собственником, а не руководством предприятия.

Важнейшим вопросом, который постоянно находится в поле зрения контролёров качества при проверке работы аудиторских организаций, является проверка наличия и эффективности функционирования систем внутреннего контроля качества аудиторских услуг.

Информация о работе Аудиторский контроль в Республике Беларусь