Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть сущность аудиторского контроля, его виды и значение;
изучить возникновение и развитие аудита;
изучить проблемные аспекты организации аудиторского контроля;
оценить финансово-экономическую характеристику предприятия;
изучить законодательное обеспечение аудиторского контроля;
Введение………………………………………………………………..……
1 Теоретические аспекты аудиторского контроля …………………….….
1.1 Сущность аудиторского контроля, его виды и значение…………
1.2 Возникновение и развитие аудита …………………………………
1.3 Проблемные аспекты организации аудиторского контроля………
2 Анализ организации аудиторского контроля в Открытом акционерном обществе «Березовский мясоконсервный комбинат»……………………..
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика Открытого акционерного общества "Березовский мясоконсервный комбинат"………………………………………………………………...
2.2 Законодательное обеспечение аудиторского контроля…………...
2.3 Организация и порядок проведения аудиторского контроля…….
3 Совершенствование аудиторского контроля ……………………………
Заключение…………………………………………..………………………
Список использованных источников………………………..……………..
Из данныхтаблицы 2.4 видно, что оборотные средства на протяжении анализируемого периода увеличились на 3067 млн.р. Из них сформированные за счет краткосрочных кредитов и займов на 24,76%, за счет кредиторской задолженности - на 19,29%, за счет собственных источников - на 55,95%.
В таблице 2.5 проведем анализ показателей ликвидности и платежеспособности Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008-2009 годы.
Таблица 2.5- Сведения о ликвидности и платежной способности Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008- 2009гг.
Показатели |
На |
На |
Изменение (+; -) |
Темп роста, % |
1. Оборотные активы, млн р. |
12113 |
15180 |
3067 |
125,32 |
2. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, млн р. |
273 |
701 |
428 |
В 2,5 раз |
Окончание таблицы 2.5 |
||||
Показатели |
На |
На |
Изменение (+; -) |
Темп роста, % |
3. Краткосрочная дебиторская задолженность, млн р. |
950 |
7490 |
6540 |
В 7,9 раз |
4. Краткосрочные обязательства, млн р. |
4329 |
6687 |
2358 |
154,46 |
6. Собственные оборотные средства |
7784 |
8493 |
709 |
109,1 |
7. Показатели ликвидности: |
||||
7.1. Коэффициент абсолютной ликвидности (стр. 2 : стр. 4) |
0,06 |
0,10 |
0,04 |
166,23 |
7.2. Коэффициент промежуточной ликвидности [(стр. 2 + стр. 3) : стр. 4] |
0,28 |
1,22 |
0,94 |
В 4,3 раз |
7.3. Коэффициент текущей ликвидности |
2,80 |
2,27 |
-0,53 |
81,12 |
7.4. Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами |
0,64 |
0,56 |
-0,08 |
87,06 |
По данных данным таблицы 2.5 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 0,4 пункта - это говорит о том, что за счет абсолютно ликвидных активов сможет погасить лишь 10% краткосрочных обязательств, коэффициент промежуточной ликвидности - на 0,94 пункта Данный факт свидетельствует о том, что при своевременных расчетах с дебиторами предприятие сможет погасить 100% своих краткосрочных обязательств и 22% наиболее ликвидных активов останется в обороте. Тогда как коэффициент текущей ликвидности снизился на 0,53 пункта. Значение коэффициента текущей ликвидности свидетельствует о том, что анализируемое предприятие может полностью рассчитаться по своим краткосрочным долгам, при этом 27% оборотного имущества на конец исследуемого периода еще останется в обороте. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами снизился на 0,08 пункта. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами свидетельствует о том, что часть оборотных средств было сформировано за счет собственных источников финансирования, что и подтверждает коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами. Снижение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами на 22,94% объясняется более быстрым ростом краткосрочных обязательств и внеоборотных активов по сравнению с источниками собственных средств (включая доходы и расходы).
В таблице 2.6 проведем анализ показателей структуры капитала Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2007-2008 годы.
Таблица 2.6 - Сведения о динамике показателей структуры капитала Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008- 2009гг.
Показатели |
На |
На |
Изменение (+; -) |
Темп роста, % |
1. Совокупные активы, млн р. |
27477 |
32196 |
4719,0 |
117,17 |
2. Источники собственных средств, млн р. |
19616 |
22568 |
2952 |
115 |
3. Источники заемных и привлеченных средств: |
7861 |
9515 |
1654,0 |
121,04 |
3.1. Долгосрочные обязательства, млн р. |
3425 |
2825 |
-600,0 |
82,48 |
3.2. Краткосрочные обязательства, всего, млн р. |
4329 |
6687 |
2358,0 |
154,47 |
3.2.1. В том числе кредиторская |
2826 |
2928 |
102,0 |
103,61 |
4. Собственные оборотные средства, млн р. |
7784 |
8493 |
709,0 |
109,11 |
5. Просроченная кредиторская задолженность, млн р. |
||||
6. Показатели структуры капитала: |
||||
6.1. Коэффициент автономии |
0,71 |
7,01 |
6,296 |
В 9,8 раз |
6.2. Коэффициент финансовой зависимости (стр. 3 : стр. 1) |
0,29 |
0,30 |
0,009 |
103,30 |
6.3. Коэффициент финансового левериджа (стр. 3 : стр. 2) |
0,40 |
0,04 |
-0,359 |
10,52 |
6.4. Коэффициент маневренности собственных средств (стр. 4 : стр. 2) |
0,40 |
0,04 |
-0,359 |
9,48 |
Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что финансовая устойчивость Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008-2009 годы как на начало, так и на конец 2009 года является высокой, но следует обратить внимание на то, что коэффициент автономии на конец исследуемого периода увеличился на 6,296 и составил 7,01, т.е. долевое участие собственного капитала в формировании имущества Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» возросло в 7 раз. Риск для кредиторов - минимальный, т.к. реализовав имущество, сформированное за счет источников собственных средств, предприятие сможет в полном объеме погасить свои долговые обязательства. Негативной тенденцией функционирования предприятия является также снижение коэффициента финансирования на 0,359. Коэффициент соотношения обязательств и собственных средств (коэффициент финансового левериджа) соответствует рекомендуемому значению (не более 0,67) и составляет 0,4 и 0,04 на начало и конец исследуемого периода соответственно. Это говорит о том, что на заемные источники приходится 0,4 и 0,04 общего финансирования активов на начало и конец 2009 года соответственно. Значение коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами на конец периода составил 0,04, следовательно, собственными оборотными средствами покрывается 100% запасов.
В таблице 2.7 проведем анализ показателей рентабельности Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008-2009 годы.
Таблица 2.7 - Сведения о динамике рентабельности организации Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008- 2009гг.
Показатели |
На 01.01.2009 |
На 01.01.2010 |
Изменение (+; -) |
Темп роста , % |
1. Средняя стоимость совокупных активов, млн р. |
27477 |
32196 |
4719,00 |
117,17 |
2. Средняя величина источников собственных средств, млн р. |
19616 |
22681 |
3065,00 |
115,63 |
3. Средняя величина источников
привлеченных |
7861 |
9515 |
1654,00 |
121,04 |
4. Средняя стоимость внеоборотных активов, млн р. |
15364 |
17016 |
1652,00 |
110,75 |
5. Средняя стоимость оборотных активов, млн р. |
12113 |
15180 |
3067,00 |
125,32 |
6. Выручка от реализации товаров,
продукции, |
15364 |
17016 |
1652,00 |
110,75 |
7. Прибыль от реализации товаров,
продукции, |
1267 |
2996 |
1729,00 |
В 2,36 раза |
8. Прибыль за отчетный период, млн р. |
823 |
2208 |
1385 |
В 2,6 раза |
9. Нераспределенная прибыль, млн р. |
3633 |
5162 |
1529,00 |
142,09 |
10. Показатели рентабельности: |
||||
10.1. Рентабельность продаж |
6,67 |
12,48 |
5,81 |
|
10.2. Рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям: | ||||
10.2.1. Прибыли за отчетный период |
1,17 |
4,04 |
2,87 |
|
10.2.2. Нераспределенной прибыли |
13,22 |
16,03 |
2,81 |
|
10.3. Рентабельность источников собственных средств (стр. 9 : стр. 2Ч 100), % |
18,52 |
22,76 |
4,24 |
|
10.4. Рентабельность внеоборотных активов, исчисленная по следующим показателям: | ||||
10.4.1. Прибыли за отчетный период |
2,09 |
7,65 |
5,56 |
|
10.4.2. Нераспределенной прибыли |
23,65 |
30,34 |
6,69 |
|
10.5. Рентабельность оборотных активов, определенная по следующим показателям: | ||||
10.5.1. Прибыли за отчетный период |
2,65 |
8,57 |
5,92 |
|
10.5.2. Нераспределенной прибыли |
29,99 |
34,01 |
4,01 |
По данным таблицы 2.7 видно, что рентабельность Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008-2009 годы увеличивалась, что является положительной тенденцией развития: рентабельность продаж увеличилась на 5,81 п.п., совокупных активов - на 2,87%, источников собственных средств - на 4,24 п.п., рентабельность внеоборотных активов - на 5,56 п.п., рентабельность оборотных активов увеличилась на 5,92 п.п.
Таким образом, из проведенного анализа финансово-хозяйственной Открытого акционерного общества «Березовский мясоконсервный комбинат» за 2008-2009 можно сделать вывод, что организация успешно работает на рынке и получает от своей деятельности прибыль. Все показатели имеют тенденцию к увеличению.
2.2 Законодательное обеспечение аудиторского контроля
Республика Беларусь начала формировать свой институт аудита в августе 1992 г. В это время Правительство республики приняло постановление "Об организации Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь".
В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских организаций. В Законе было предусмотрено осуществление двух видов аудита: внутреннего и внешнего. На основании данного Закона Национальным банком Республики Беларусь были разработаны Положение о внешней аудиторской службе в банковской системе Республики Беларусь, Типовое положение по организации внутреннего аудита в банке и другие документы, в которых нашли свое отражение основы аудиторской деятельности, порядок ее лицензирования, контроля и пр.
В январе 2000 г. согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 28 июля 1999 г. № 30 функции Аудиторской палаты при Совете Министров Республики Беларусь были возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, которое и ныне осуществляет лицензирование аудиторской деятельности, разработку методологии аудита, контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и пр.
Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями.
Законом закреплены права Министерства финансов Республики Беларусь в области аудиторской деятельности.
Кроме того, в соответствии с Законом Национальный банк Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности определяет порядок осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности; осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях.
Руководствуясь Правилами лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 2 июля 2003 г. № 129 (далее - Правила), разработанными в соответствии с требованиями Закона "Об аудиторской деятельности", Национальный банк Республики Беларусь выдает аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на проведение аудита, лицензию.
В соответствии с указанными Правилами аудиторские проверки банков осуществляются как аудиторскими организациями, так и аудиторами (индивидуальными предпринимателями), имеющими соответствующие лицензии.
В настоящее время регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с:
- Закон Республики Беларусь “Об аудиторской деятельности” от 8 ноября 1994 года (в ред. от 18.12.2002 г)
-Указ Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. № 67 “О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности”
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24 мая 2005 г. № 65 “Об утверждении инструкции об организации и проведении проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями и признании утратившими силу отдельных структурных элементов некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь”
-Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. № 425 “Об утверждении норм затрат организаций и индивидуальных предпринимателей (заказчиков) на проведение обязательного аудита, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), включаемых в состав расходов”
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам от 12 марта 2004 г. № 32/38 “О порядке предоставления в налоговые органы аудиторского заключения о результатах обязательного аудита и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 19 июня 2001 г. № 66/89”
-Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2005 № 85 “Об утверждении форм аудиторских заключений о фактическом формировании уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 67”
- Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 68 “Об утверждении формы аудиторского заключения о фактическом формировании уставного фонда юридического лица, являющегося резидентом свободной экономической зоны”
Информация о работе Аудиторский контроль в Республике Беларусь