Аудиторский контроль в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть сущность аудиторского контроля, его виды и значение;
изучить возникновение и развитие аудита;
изучить проблемные аспекты организации аудиторского контроля;
оценить финансово-экономическую характеристику предприятия;
изучить законодательное обеспечение аудиторского контроля;

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……
1 Теоретические аспекты аудиторского контроля …………………….….
1.1 Сущность аудиторского контроля, его виды и значение…………
1.2 Возникновение и развитие аудита …………………………………
1.3 Проблемные аспекты организации аудиторского контроля………
2 Анализ организации аудиторского контроля в Открытом акционерном обществе «Березовский мясоконсервный комбинат»……………………..
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика Открытого акционерного общества "Березовский мясоконсервный комбинат"………………………………………………………………...
2.2 Законодательное обеспечение аудиторского контроля…………...
2.3 Организация и порядок проведения аудиторского контроля…….
3 Совершенствование аудиторского контроля ……………………………
Заключение…………………………………………..………………………
Список использованных источников………………………..……………..

Файлы: 1 файл

курс - аудиторский контроль в РБ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

Если аудитор пришел к выводу, что обман (ошибка) могут существовать, ему необходимо оценить их потенциальное влияние на финансовую информацию, разработать и применить дополнительные процедуры.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение- документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов власти и управления и судебных органов.

Аудиторское заключение (отчет) должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Во вводной части указываются общие сведения об аудиторе; в аналитической - сведения об экономическом субъекте, результаты аудиторской проверки финансовой отчетности, факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства Республики Беларусь при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли (могут нанести) ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц. В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Аудиторское заключение адресуется заказчику с указанием даты составления, подписывается руководителем аудитором аудиторской фирмы и аудитором, проводящим проверку, заверяется печатью аудиторской фирмы. Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводящим проверку и заверяется его личной печатью. В случае, если экономическим субъектом в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Республики Беларусь, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Республики Беларусь одобрен и рекомендован для применения в аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности». Согласно этому документу аудиторское заключение:

положительно - аудитор делает запись о том, что финансовая отчетность, по его мнению, во всех существенных аспектах достоверна;

условно положительно (с оговорками) - аудитор приводит факты своего несогласия с руководством экономического субъекта в отношении финансовой отчетности, описывает имевшие место ограничения в работе, высказывает существующую у него неуверенность в достоверности отдельных позиций отчетности и делает запись о том, что во всех остальных существенных аспектах финансовая отчетность достоверна;

отрицательно - отрицательное заключение составляется в том случае, когда несогласия или ограничения работы становятся настолько существенными, что не позволяют аудитору сделать вывод о достоверности финансовой отчетности.

Аудитор имеет право отказаться от выражения мнения в случае существенной неуверенности в достоверности финансовой отчетности, при условии, что аудитором выполнены все возможные в данных условиях аудиторские процедуры. В соответствии с Временными правилами, экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

Аудиторская проверка - это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом ее качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский предпринимательский риск.

Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка четкой методики проверки каждого раздела или участка бухгалтерского учета Задача состоит в том, чтобы на стадии планирования проверки определить состав контрольных процедур (сами процедуры должны быть разработаны). При проведении проверки достаточно запросить у клиента определенный набор документов и учетных регистров и, следуя заранее описанной процедуре, осуществлять проверку.

Методики по различным разделам учета должны разрабатываться по единой схеме. Для проверки каждого раздела бухгалтерского учета составляется методика, которая должна включать в себя:

Перечень основных нормативных документов;

Приказ об учётной политике организации;

2. Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту Законом о бухгалтерском учете, Положением о бухгалтерском учете и отчетности, отражаемых в учетной политике;

3. Первичные документы по разделу учета;

4. Регистры синтетического и аналитического учета и отчетность;

5. Классификатор возможных нарушений;

6. Вопросник аудитора для составления программы проверки;

7. Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке;

8. Описание контрольных процедур.

Проверка, осуществляемая традиционным способом, включает выполнение положений, приведенных в первых четырех пунктах методики. Последующие пункты методики целесообразно использовать, если к работе привлекаются ассистенты.

Перечень основных нормативных документов включает законы, положения по бухгалтерскому учету, методические указания, инструкции ГНС и др., которыми должен руководствоваться аудитор при проверке соответствующего раздела учета.

Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту, предполагает описание различных вариантов таких решений, что позволит аудитору при необходимости сравнить их с вариантом, применяемым клиентом, и выполнить необходимый анализ или дать рекомендации по улучшению ведения учета.

Перечень первичных документов приводится по каждому разделу учету, что позволяет аудитору сделать вывод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применяются ли типовые формы первичных документов, как оформлены документы и др.).

Регистры аналитического и синтетического учета и отчетности представляют их описание для соответствующих форм счетоводства (журнально-ордерный, мемориально-ордерный, журнальной формы, журнал-главная, упрощенной и др.)

Наличие перечня регистров позволяет аудитору определить их соответствие у клиента общепринятым и при необходимости сделать соответствующие рекомендации.

Отчетность должна включать соответствующие формы (баланс по форма № 1, отчет о финансовых результатах по форме № 2 и др.)

Классификатор возможных нарушений содержит наиболее часто встречающиеся нарушения по соответствующим разделам учета. Так, например, для аудиторской проверки кассовых операций можно предположить следующую классификацию нарушений: прямое хищение, присвоение поступивших денежных средств, излишнее списание денег по кассе и др.

Вопросник аудитора для составления программы проверки содержит необходимые вопросы, которые необходимо включить в план проверки. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации учета, оформлении документов, дополнении отчетности, внутреннего контроля. Вопросники целесообразно составлять в виде таблиц с вариантами ответов и выводов.

Методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке, являются типовыми.

Используются восемь основных методов:

наблюдение за инвентаризацией или участие в ней,

наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций,

устный опрос,

получение письменных подтверждений,

проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц,

проверка документов клиента,

проверка арифметических расчетов,

проведение анализа.

Описание контрольных процедур для выявления возможных нарушений или злоупотреблений по соответствующему разделу учета.

Все процедуры строятся по единой схеме и включает в себя:

наименование контрольной процедуры;

цель проведения контрольной процедуры;

перечень средств (первичные документы, регистры аналитического и синтетического учетов клиента, нормы, нормативы и различная справочная информация), необходимых для выполнения процедуры;

описание техники исполнения процедуры;

описание формы представления результатов проведенной процедуры ведущему аудитору.

Все процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три цифровых знака. Классификационный номер строится по серийно-порядковой системе:

первый знак - номер нарушения по классификации нарушений;

второй знак - номер разновидности нарушения;

третий знак - порядковый номер контрольной процедуры для выявления данного нарушения.

Таков подход к разработке положений методики проведения проверок с участием ассистента. Разработка практических методик для проверки каждого раздела и объекта учета - дело весьма трудоемкое.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Формирование рыночных отношений повышает потребность в достоверной учётной и отчётной информации о деятельности предприятий.

Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.

По мере развития финансового рынка в Республике Беларусь и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

В Беларуси аудит выступает как специфическая форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия.

Основная задача аудита - сбор достоверной информации производственно-хозяйственной деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчётности.

Основной задачей на ближайшее будущее является улучшение качества предоставляемых аудиторских услуг. Ведь в связи с интенсивным развитием экономики республики, разработкой программ вступления в ВТО вопрос качества аудита становится всё более актуальным.

Необходимо также расширять ассортимент аудиторских услуг. Рынок диктует свои требования, стимулируя тем самым развитие новых видов аудиторских услуг, таких как, например, проведение отдельных аудиторских процедур в отношении финансовой информации; трансформация белорусской бухгалтерской отчётности в отчётность, подготовленную по международным стандартам, и другие.

Помимо изменений, происходящих в аудиторской деятельности, необходимо совершенствование уровня подготовки непосредственно аудиторов. Современный аудитор, кроме знаний бухгалтерского учёта и налогообложения, должен обладать широким кругозором, а также рядом очень специфических навыков. Он должен совмещать в себе знания и навыки специалиста в области информационных технологий, управленческого учёта, финансового прогнозирования и т.д., для того, чтобы не только проверять бухгалтерский учёт и подтверждать достоверность бухгалтерской отчётности, но и уметь давать квалифицированные рекомендации практически по всем вопросам экономики.

Белорусский аудит находится на стадии развития и поэтому существует ряд нерешенных проблем, стоящих перед финансовыми структурами. В этой связи улучшение качества, расширение ассортимента предоставляемых аудиторских услуг, подготовка высоко квалифицированных аудиторов являются важнейшими задачами на ближайшее будущее. Остро стоит проблема нарушений самими аудиторами. Но благодаря приближению отечественного аудита к международным стандартам качество оказываемых аудиторских услуг должно улучшиться. Об этом свидетельствует вхождение компании САБ в ведущую мировую аудиторскую фирму KPMG, что позволит расширить спектр оказываемых услуг и улучшить качество аудита благодаря опыту высококвалифицированных специалистов компании.

За 16 лет аудит в Беларуси превратился в заметную сферу услуг, без которой невозможно обойтись. За 2009 год аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями оказано аудиторских услуг на сумму 37 млрд. Br. (2007г. 31,4 млрд. Br.). В 2009 году в результате проведения аудита установлены нарушения налогового законодательства, повлекшие недоплату налогов и других обязательных платежей в бюджет на сумму более 40 млрд. Br. Это говорит о том, что аудит является «весомым» источником пополнения государственного бюджета.

Информация о работе Аудиторский контроль в Республике Беларусь