Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:45, курсовая работа
Целью работы - оценка правильности организации учета расчетов с покупателями и заказчиками, подтверждение законности образования задолженности, ее достоверность и реальность погашения в ходе проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями заказчиками на ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов».
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- ознакомление с деятельностью, а также с организацией учетного процесса на ЗАО «Курский комбинат хлебопродуктов»;
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов.
Источниками информации при проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.
3.2 Аудиторские доказательства по результатам проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками
3.2.1 Анализ учетной политики в части закрепленного способа учета расчетов с покупателями и заказчиками
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). В отдельных случаях аудиторским доказательством может являться отсутствие информации, выражением чего может быть, например, отказ руководства аудируемого лица предоставить запрашиваемое аудитором разъяснение. [10]
Проведем анализ учетной политики в части закрепленного способа учета расчетов с покупателями и заказчиками, результаты отразим в рабочем документе аудитора – РДА №1. (Таб. 6)
В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками на ЗАО «ККХП» выявлено, что учетная политика организации соответствует положениям по бухгалтерскому учету, законам и актам, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с утвержденной на ЗАО «ККХП» учетной политикой учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности ведется ЗАО "ККХП" на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу (получение) имущества и погашение (возникновение) обязательств.
Таблица 6 - РДА №1 "Анализ учетной политики"
№ п/п | Элемент учетной политики | Нормативная база | Допустимые варианты | Вариант, закрепленный в учетной политике | Примечание (описание нарушений, выводы аудитора) |
1. | Порядок организации бухгалтерского учета (в части расчетов с покупателями и заказчиками) | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | а)бухгалтерская служба; б)бухгалтер; в) специализированная организация по договору; г) руководитель | бухгалтерия по реализации готовой продукции, работники которой ведут учет отпущенной продукции, учет расчетов с покупателями | Полное соответствие |
2. | Формы первичных учетных документов | Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ № 34-н от 29.07.98 г.). | а) унифицированные формы; б) специализированные формы. | Хозяйственные операции оформляются первичными типовыми и самостоятельно разработанными формами первичной учетной документации
| Соответствует |
3. | Перечень лиц, имеющих право подписи в первичных учетных документах |
| Законодательно не установлен, формируется организацией самостоятельно | Приводится в приложении к учетной политике |
|
4. | График документооборо-та (в части учета расчетов с покупателями и заказчиками) | Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ | Формируется организацией самостоятельно | Формируется самостоятельно | Нарушение срока сдачи документов в бухгалтерию |
5. | Проверка формы расчетов с покупателями и заказчиками | б) Указание ЦБ РФ от 20.06.07 №1843-У а)Положение о безналичных расчетах в РФ | а)наличная форма расчетов; б)безналичная форма расчетов. | В основном - безналичная форма расчетов | Соответствует нормативным документам |
Выверка дебиторской и кредиторской задолженности производится на основании первичных учетных документов:
- Акт сверки расчетов (для сверки расчетов с контрагентами);
- Журнал регистрации счетов-фактур и Счета-фактуры (для подтверждения начисленного к уплате и возмещению из бюджета НДС);
- Приказ руководителя о проведении инвентаризации и Форма ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» и справка к нему (для инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности).
Изучение положений учетной политики в части отражения операций по расчетам с покупателями и заказчиками показало, что учетная политика соответствует положениям по бухгалтерскому учету.
Все операции, связанные с расчетами с покупателями и заказчиками, соответствуют принятой на предприятии учетной политике.
3.2.2 Правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками
Проверяя хозяйственные договора с покупателями и заказчиками, аудитор просматривает обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в регистрах синтетического учета, устанавливает соответствие оборота по указанным счетам с наличием договора.
Так как договор является основным документом, который регулирует отношения между участниками, то он должен быть составлен в соответствии с правилами законодательства, только после этого он будет иметь юридическую силу.
На этом этапе была произведена проверка наличия договоров, а также экспертиза полноты и правильности оформления договоров.
В ходе проверки был составлен рабочий документ аудитора (Таб. 7).
Таблица 7 - РДА №2 «Проверка наличия договоров, полноты и правильности оформления договоров»
Контрагент | Наличие договора с контрагентом | Проверка полноты и правильности оформления договоров |
1 | 2 | 3 |
ООО «КЭАЗ-Общепит» | Договор поставки №09-055 от 02.02.2009г. | Присутствует, составлен в соответствии с законодательством, все реквизиты заполнены полностью |
ООО «Возрождение» | Договор поставки № 10-047 от 16.02.2010г. | Присутствует, составлен в соответствии с законодательством, все реквизиты заполнены полностью |
* по данным Приложения Н2, П2
В ходе данной процедуры было выявлено, что договора по всем контрагентам имеются в наличии.
В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора [1, п. 1 ст. 421], т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами [1,п. 2 ст. 421], а условия договора определяются по усмотрению сторон [1,ст. 421, 422].
К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).
Форма заключенных договоров полностью соответствует экономическому смыслу совершенных предприятием сделок.
Кроме того, была получена уверенность в том, что договора содержат все существенные условия, и риск признания договоров недействительными отсутствует.
Таким образом, в процессе проверки документов попавших в выборку, не были выявлены нарушения.
3.2.3 Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками
В бухгалтерии первичный документ составляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством произошедших фактов.
К первичным документам относятся платежное требование, накладная, справка, акт и т.п.
Все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Оправдательные документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания; поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей);
Первичный документ подтверждает юридическую силу произведённой хозяйственной операции. Он устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции.
Первичные учетные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.
Проверяя расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.
При проверке оформления первичных учетных документов по расчетам с покупателями и заказчиками был заполнен следующий рабочий документ –РДА №3 (Таб. 8).
Таблица 8 - РДА №3 «Проверка оформления первичной документации»
№ п/п | Наименование первичного документа | Дата документа | Основание | Срок выполнения (по договору) | Заключение аудитора |
1. | Товарная накладная № АП00011424 (товарно-транспортная) | 06.12.2010г. | Договор поставки № 09-055 от 02.02.2009г. | До 10.12.2010г. | Дата отгрузки товара соответствует условиям договора |
2. | Товарная накладная № АП00012176 (товарно-транспортная) | 29.12.2010г. | Договор поставки № 10-047 от 16.02.2010г. | До 31.12.2010г. | Дата отгрузки товара соответствует условиям договора |
Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками