Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол»

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – разработка методики проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» г. Ижевска и выработка предложений по совершенствованию методов аудита.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть методологию аудита в российских и международных стандартах;
- рассмотреть теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- привести экономическую и правовую характеристику организации;
- рассмотреть на конкретном экономическом субъекте организацию аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- на основе проведенного исследования сделать обоснованные выводы и внести конкретные предложения.

Файлы: 1 файл

аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками.doc

— 398.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для того чтобы вырабатываемые решения по управлению производством были эффективными и оперативными, управляющим необходима достоверная информация о производственном и финансовом положении предприятия. Решением второй части этой задачи занимается бухгалтерская служба предприятия.

Производимая организациями готовая  продукция реализуется на рынке  покупателям и заказчикам. Процесс  реализации продукции (работ, услуг) является завершающей стадией кругооборота совокупного продукта. Основными  направлениями реализации продукции (работ, услуг) является продажа их организациям и учреждениям на основе договоров, заключаемых с ними.

Перед бухгалтерской  службой по  учету процесса реализации стоят очень важные задачи: обеспечение  контроля за исполнением договорных обязательств перед покупателями; своевременное и полное оформление документами отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг на сторону; контроль за правильностью применения цен и использования надбавок к цене за качество продукции, а также за поступлением выручки от реализации продукции (работ, услуг); обоснованное начисление налогов с выручки и точное определение финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг). Вот почему данная тема представляется нам наиболее актуальной и интересной.

В период совершения расчетов организация может сама выступать  поставщиком и подрядчиком, то есть сама продавать покупателям и  заказчикам материально-производственные ценности, выполнять работы или оказывать  услуги сторонним организациям. Но когда речь заходит об оплате товара (работ, услуг), то, как правило, интересы продавца и покупателя расходятся. Продавец хочет взять с покупателя деньги еще до того, как отгрузит товар (окажет услуги, выполнит работы), и, желательно все сразу. Покупателю же, наоборот, удобнее сначала получить товар (услуги, работу) и только потом за них заплатить. Для поставщика такая форма расчетов самая рискованная. Ведь отгрузив продукцию (выполнив работы, оказав услуги), он вынужден ждать, когда покупатель их оплатит. Тем не менее сегодня довольно часто поставщики отпускают продукцию (оказывают услуги, выполняют работы), не получив за них денег. В этом случае у них возникает дебиторская задолженность.

В современных условиях своевременное  обращение денежных средств, а также  тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции. При расчетах с покупателями и заказчиками, в зависимости от хозяйственной ситуации, возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

Основная цель курсовой работы – разработка методики проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» г. Ижевска и выработка предложений по совершенствованию методов аудита.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть методологию аудита  в российских и международных стандартах;

- рассмотреть теоретические аспекты  аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- привести экономическую и правовую  характеристику организации;

- рассмотреть на конкретном  экономическом субъекте организацию  аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

- на основе проведенного исследования  сделать обоснованные выводы  и внести конкретные предложения.

Объектом исследования является открытое акционерное общество  «ИЭМЗ «Купол» г. Ижевска. Место нахождения общества: Россия, 426033, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Песочная, 3.

Методологической и теоретической  основой исследования послужили  труды ученых – экономистов и  практиков, а так же нормативные  и законодательные акты.

Методы исследования и изучения, используемые в работе:

- статистический метод;

- графические  способы выражения информации;

- изучение документации  по учету расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии;

- личные наблюдения  в процессе изучения производственной  деятельности данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДОЛОГИЯ  АУДИТА В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ  СТАНДАРТАХ

1.1. Регулирование аудиторской деятельности  в Российской Федерации

 

По мнению Суглобова А. Е. [41, с. 9] в российской аудиторской практике различают четыре группы стандартов:

- международные аудиторские стандарты, разработанные советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности, фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;

- национальные стандарты имеют развитые страны. В настоящее время в России действуют 32 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности, которые являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;

- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных объединений аудиторов состоит в организации аудита на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе федеральных правил (стандартов). При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов). Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать данные требования;

- внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Однако в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования. Сама система представляет собой построение нескольких уровней регулирования, характеризуемых определенными нормативными актами и законами:

- первый уровень подразумевает государственное регулирование аудиторской деятельности и включает:

- Конституцию РФ;

- Федеральный закон "Об аудиторской деятельности";

- Федеральный закон "О саморегулируемых организациях";

- иные федеральные законы;

- второй уровень - регулирование аудиторской деятельности через федеральные стандарты аудита, иные нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства  РФ;

- законы субъектов РФ;

- нормативные  акты министерств, ведомств;

- третий уровень характеризуется общественным регулированием аудиторской деятельности через Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России;

- четвертый уровень - внутрифирменное регулирование аудиторской деятельности на основе правил и стандартов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Существование МСА  создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, выдвигая при этом требования в виде национальных стандартов, с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качества и содержания работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.

С принятием Федерального закона "Об аудиторской деятельности" был сделан первый шаг на пути определения роли МСА в Российской Федерации. В пп. 2 п. 1 ст. 7 данного Закона указывается, что федеральные стандарты аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

При этом по-прежнему отсутствуют  какие-либо нормы, содержащие информацию о месте МСА в системе правового  регулирования аудиторской деятельности, что свидетельствует о пробеле  в российском законодательстве, не отражающем объективных потребностей развития рынка, который необходимо ликвидировать.

Кроме того, перед аудиторским сообществом  в Российской Федерации (как и  перед остальными странами) остро  стоит ряд проблем адаптации  МСА, определенных в ходе исследований Питера Вонга:

- разработанные стандарты нелегко переводить на другие языки. Необходимо установить процедуру, с помощью которой при разработке высококачественных стандартов учитывались бы потребности неанглоговорящих пользователей;

- сложность и структура стандартов;

- частота, объем и сложность  изменений, вносимых в стандарты;

- трудность использования малыми  и средними предприятиями, а  также бухгалтерскими фирмами;

- потенциальная нехватка знаний  у тех, кто должен применять  стандарты;

- недостаточное понимание значения  термина "международная конвергенция".

Конвергенция (от лат. convergens - сходящийся) - сближение различных экономических систем, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

Усиление общемировых интеграционных процессов, сопровождающееся конвергенцией стандартов аудиторской деятельности и стремлением каждой страны защитить национальные интересы, в том числе путем сохранения конкурентоспособности своих предприятий на мировом рынке, заставляет российские аудиторские фирмы осознавать для себя роль и значение международных стандартов аудита в адекватной, эффективной и экономически обоснованной системе обеспечения качества аудита [41, с. 12].

1.2. Организация работы аудитора по проведению аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками

 

Рогуленко Т. М. [38, с. 234] считает, что  целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской, кредиторской задолженности.

Задача данного вида аудита - установление правильности определения и отражения в учете расчетов с покупателями и заказчиками.

Аудитору необходимо внимательно  проанализировать договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, принятую в организации учетную политику, акты сверок, авансовые отчеты, акты о зачете взаимных требований, учетные регистры по счетам 58 "Финансовые вложения", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", главную книгу, бухгалтерскую отчетность [31, с. 83].

Работы при проведении аудита учета расчетов с покупателями и заказчиками можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап.

Учитывая, что основной задачей  аудита расчетов с покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами является установление правильности определения и отражения в учете такого рода расчетов, аудитор должен прежде всего изучить договоры поставки сырья и материалов и другие хозяйственные договоры на выполнение работ (оказание услуг). Эти договоры должны отвечать нормам гражданского законодательства.

Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол»