Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по аудиту.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Использование в практике работы производственных предприятий категории нормативной себестоимости приближает отечественную систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции к международной системе учета “стандарт-кост”.

     Выбор метода оценки готовой продукции  принадлежит предприятию и, согласно п.12 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации» должен быть отражен в его учетной политике.

    1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ       (ПРОДАЖИ) ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

     Завершающим этапом оборота хозяйственных средств, в результате которого произведенная продукция передается покупателю за установленную договором плату является реализация продукции.

     Вступившее  в силу с 1 января 2000 года Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ9/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.99 №32н, вносит существенные изменения в понятие реализации (продажи) и признания доходов от реализации, учет бухгалтерских сделок, исполнение договоров коммерческого кредита, суммовых разниц или реализации на условии “валютной привязки цен” и т.д.

     Определение понятия “реализация” не дано ни в  одном нормативном документе  по бухгалтерскому учету. Такое определение  есть в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где реализация – это отчуждение имущества, то есть передача права собственности на него в результате сделки купли – продажи, поставки, мены, порядка, услуги и так далее. Еще более определенно об этом сказано в части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации: реализация товаров (работ и услуг) – это передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, а также результатов выполнения работ или оказания услуг одним лицом другому, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, передача собственности на товар, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказания услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

     Согласно  мировым стандартам, реализованной считается отгруженная продукция, независимо от срока оплаты.

     Реализация (продажа) продукции – это необходимое  условие возобновления цикла производства. Задержка в реализации продукции свидетельствует о том, что произведена продукция, ассортимент и качество которой не отвечает спросу потребителя.

     Реализация  продукции осуществляется, как правило, посредством заключения договоров поставки или через розничную продажу.

     В настоящее время официально закреплено существование 3-х основных видов цен:

  • свободные отпускные цены и тарифы;
  • государственно регулируемые оптовые цены и тарифы.

     Размер  отпускной цены во многом зависит  от условия “франко” которое должно быть оговорено в договоре между производителем продукции и ее покупателем. Франко (от итал. Franco - свободный) – это условие продажи, по которому покупатель освобождается от части расходов по погрузке и транспортировке продукции, входящих в цену товара, например, условие “франко-вагон” означает, что все расходы по погрузке товара в вагон несет продавец.

     При определении цен на внутреннем рынке  чаще других исполняются следующее виды условия поставки:

  • франко-склад поставка – в цену, помимо заводской цены, входят расходы, в связи с отгрузкой продукции (погрузочно-разгрузочные работы);
  • франко-станция отправления – в цену включается стоимость погрузки продукции в вагоны;
  • франко-вагон станция назначения – в цену включается только сумма железнодорожных тарифов;
  • франко-склад покупателя – в цену включается стоимость работ по отгрузке, железнодорожный тариф, стоимость работ по разгрузке продукции на станции назначения, транспортные расходы до склада покупателя и стоимость расходов разгрузки на этом складе.

     Цена  реализации продукции устанавливается  с учетом ее полной себестоимости, нормы прибыли и налога на добавленную стоимость, а в случае реализации продукции за наличный расчет с учетом налога с продажи.

     Рыночной  ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работы, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

     При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

     При реализации товара (работ и услуг) по государственным ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

     В целях бухгалтерского учета реализованной  считается продукция, право собственности  на которую перешло к покупателю. Переход права собственности в общем случае осуществляется в момент отгрузки продукции.

     Операции  по реализации продукции находят  отражение на счете 45 «Товары отгруженные». Для отражения операций по продаже ценностей предусмотрены счета 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы” раздела          VIII “Финансовые результаты”. Вторым счетом в проводке, отражающей выручку от реализации, является счет расчетов с покупателями и заказчиками – счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Оплата продукции покупателем может быть произведена сразу же после ее отгрузки или через определенное время (до истечения определенного договором срока).

     Снизить риск неплатежей по реализации продукции  поставщик может, включив в договор  с покупателем условие о частичной (или полной) предварительной оплате продукции. В этом случае сумма поступившего платежа (аванса) подлежит зачислению на счет 64 “Расчеты по авансам полученным”, специально предназначенный для учета сумм полученных авансов учитывается до момента отгрузки продукции. 
 

     ГЛАВА 2    АУДИТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ (ПРОДАЖИ)           ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

    2.1. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И ЗАДАЧИ АУДИТА ГОТОВОЙ         ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

     В условиях современной экономики промышленные предприятия России, преобразовавшиеся из государственных в акционерные общества, столкнулись с необходимостью контроля их производственно- хозяйственной деятельности, суть которого заключается в установлении соответствия деятельности предприятия законам, законодательным актам.

     Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка, является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями (фирмами), осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика-клиента.

     Деятельность  независимых аудиторов и аудиторских  фирм регламентируется следующими нормативными документами:

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II.
  3. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. №307-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002г №696.
  5. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности».
  6. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».
  7. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении».
  8. «Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации». Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от  29 июля 1998г. № 34н.
  9. Приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000г. №94н « Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению».
  10. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995г. № 221. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
  11. Общероссийский классификатор продукции. Утвержден постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993г. №307 (ред.от 23.12.2010).
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производ-ственных запасов» ПБУ 5/01. Приказ МФ № 44н от 9 июня 2001г.
  13. «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Приказ МФ РФ № 49 от 13 июля 1995г.

     Аудит - независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

     Под аудитом иногда понимается процесс  снижения до приемлемого уровня информационного  риска, т.е. вероятности того, что  в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для пользователей этих отчетов.

     Как отмечают американские специалисты, аудит- это вид деятельности, заключающийся  в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый независимым компетентным лицом. Это лицо, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне функционирования организации.

     Главная цель аудита - определение достоверности  финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Специалист-аудитор  в процессе проведения проверки предприятия  призван:

  • оценить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;
  • проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
  • выявить резервы улучшения использования основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

     В связи с тем, что основной целью  хозяйственной деятельности любого производственного предприятия  является получение прибыли, которая формируется, в основном, благодаря поступлению выручки от реализации (продажи) продукции собственного производства, аудит выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции является одним из наиболее важных тематических направлений общего аудита.

     Проверка  правильности учета готовой продукции и процесса ее реализации (продажи) включает следующие этапы:

  1. изучение учетной политики предприятия с целью определения метода учета затрат на производство, метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства, общепроизводственных и коммерческих расходов, порядка оценки незавершенного производства, признания выручки для целей налогообложения;
  2. проверка наличия приказа на материально-ответственное лицо и договоров на полную материальную ответственность;
  3. ознакомление с договорами на реализацию (продажу) готовой продукции;
  4. оценка качества инвентаризации готовой продукции;
  5. проверка правильности отражения первичных документов на отгрузку готовой продукции и счетов-фактур;
  6. проверка достоверности отражения фактической себестоимости отгруженной продукции на основании аналитического учета и первичных документов складского учета;
  7. правильность и своевременность отражения выручки на счет 45 «Товары отгруженные»  (90 “Продажи”).

     Информационной  базой для проведения аудиторской проверки учета выпуска, отгрузки и реализации (продажи) продукции являются следующие первичные документы:

  1. Приказ об учетной политике организации;
  2. Договоры на реализацию продукции;
  3. Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
  4. Счет-фактура;
  5. Товарно-транспортная накладная;
  6. Счета-фактуры для целей налогообложения;
  7. Карточки складского учета;
  8. Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;
  9. Акт сдачи на склад готовой продукции;
  10. Инвентарные описи;
  11. Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.

            Регистры синтетического и аналитического учета включают:

  1. Главную книгу;
  2. Журнал-ордер №11;
  3. Ведомость выпуска готовой продукции;
  4. Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;
  5. Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

            Отчетность включает:

  1. Форму №1 (бухгалтерский баланс, согласно приказа Минфина РФ от 02.07.2010 №66н)

Бухгалтерская отчетность должна включать в себя строки баланса:

  • Стр. 214 «Готовая продукция и товары для перепродажи»;
  • Стр. 215 «Товары отгруженные»;
  • Стр.217 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;
  1. Форму №2 (Отчет о прибылях и убытках)
    1. . АУДИТ ВЫПУСКА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

     Последовательность  работ при проведении аудита можно  разделить на три этапа – ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достичь цели и решить поставленные задачи.

Информация о работе Аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг)